ENG











 

 

Экскурсия по отделу археологии

музея "Археология, этнография

и экология Сибири"

Хронологические рамки экспозиции по археологии Сибири определены с эпохи камня до средневековья, что обусловлено наличием представленных в музее экспонатов. Экспозиция размещается в пяти залах, каждый из которых представляет определенную эпоху: каменный век, эпоха бронзы, скифское время, гунно-сарматское время и средневековье. Демонстрируются предметы материальной культуры, хозяйственный уклад, а так же религиозные представления различных народов Сибири, последовательно сменявших друг друга на длительном историческом отрезке времени.

Экспозиция зала "Эпоха камня"  

Экспозиция зала "Эпоха камня" разделена хронологически на три основных периода - палеолит, мезолит и неолит. В этом же разделе представлена палеофауна.

Витрина «Палеофауна» Представлен палеонтологический материал – черепа бизонов, рог оленя, кости мамонта, а так же фрагмент шерсти мамонта. Вышеперечисленные животные обитали на обширной территории в эпоху палеолита и служили объектом охоты для древнего человека. Из крупных костей животных, бивней мамонта и шкур зверей сооружались жилища.

Палеолит – самый ранний и длительный период в истории человечества, насчитывающий более 3,7 миллионов лет. Геологически он соответствует плейстоцену – эпохе великих оледенений на территории Европы и Северной Азии. В суровых климатических условиях этих двух континентов шел процесс формирования человека, становления его общества и развитие материальной культуры. В палеолите выделены три стадии: нижний (3,7 млн. – 300 тыс. лет), средний (300-40 тыс. лет) и поздний / верхний (40-12 тыс. лет).

Витрина «Палеолит»  В витрине демонстрируются орудия, датированные последним периодом палеолита – скребла, ядрища, отщепы, чоппинги, наконечники, остроконечники и др.

Витрина «Мезолит» (11-8 тыс. лет) В витрине представлены нуклеусы и ножевидные пластины. Нуклеус – кусок камня (кремния, обсидиана или другой породы) с которого скалывались отщепы или пластины для производства орудий. Пластины, скалываемые с нуклеуса, получили название микролитов и могли использоваться либо без насадки, либо шли на изготовление более крупного орудия (наконечников копий, кинжалов, ножей и т.д.). Подобная техника изготовления орудий труда получает название микролитической и распространяется в период мезолита. Кроме микролитической индустрии, одним из основных достижений мезолитического человека стало изобретение лука и стрел. Вероятно, в это время появляются такие транспортные средства как лодка и лыжи.

Диорама «Мастерская древнего человека» Показан процесс изготовления составного или вкладышевого ножа, лезвие которого состоит из пластин, а основа из рога животных.

Витрина «Неолит» (5 тыс. - первая половина 3 тыс. лет до н.э.) – финальный период эпохи камня, период расцвета родового строя. В витрине представлены орудия неолитического периода – наконечники стрел и дротиков, тесла, топоры, скребки, проколки, песты и др. В это время был сделан новый шаг в совершенствовании технологии изготовления каменных орудий. Пиление, сверление, шлифование позволили не только использовать прочные породы камня, но и значительно повысили эффективность орудий. Важнейшим достижением неолитического человека явилось изобретение ткачества и керамики.  Материальная культура неолитических племен Сибири свидетельствует о существовании высокопродуктивного хозяйства, основанного на присваивающих промыслах – охоте и рыболовстве. Охотничий инвентарь составляли лук и стрелы, копья, дротики, каменные кинжалы и ножи. Рыбу ловили крючками, острогами, сетями, использовали запоры в устьях мелких речек. Топоры, тесла, долота были необходимыми инструментами при сооружении жилищ, изготовлении лодок, бытовой деревянной утвари. Человек неолитического периода создал оригинальное и неповторимое искусство, в котором основными персонажами являлись крупные таежные животные, водоплавающие птицы и рыбы. Изобразительное творчество, как и обряд погребения, отражает сложный духовный мир человека, уровень его познания природы. На юге Западной Сибири в неолите существовали верхнеобская и кузнецко-алтайская археологические культуры, представленные могильниками Кузнецким, Васьковским, Лебеди II, захоронением на памятнике Тамбарское водохранилище III, стоянками Бычье Горло I, Печергол II, поселениями Курья IV, Сосновка I, Лачиново I, Курья I, Курья II, Курья III и другими памятниками.

Экспозиция зала "Эпоха бронзы"  

Бронзовый век (сер. III тыс. – нач. I тыс. до н.э.) – новый период в истории человечества, связанный с освоением металла. В это время на территории Сибири живут различные народы и, соответственно, существуют отличные друг от друга культуры: афанасьевская, окуневская, андроновская, карасукская, ирменская и др. Люди разных племен отличаются друг от друга по этническому типу, основному роду занятий, мировоззрению и т.д.

Витрина «Металлургия и металлообработка» Появившись, металл попадает в разряд престижных ценностей. Первоначально из металла изготавливались только украшения. Затем мелкие орудия и, наконец, оружие, наряду с сельскохозяйственными инструментами. Наличие рудных источников позволило древним металлургам уже в эпоху ранней бронзы наладить производство металлических изделий. В Рудном Алтае уже в древности разрабатывались месторождения олова, благодаря чему металлурги использовали при производстве орудий различные сплавы. Отливка бронзовых изделий осуществлялась в двухсторонних литейных формах. Литейные формы изготавливались из камня или обожженной глины. Металл поступал в форму через литниковый канал. Для отливки изделий со втулкой использовался керамический сердечник, который помещался между створками формы. После отливки изделий совершались операции по металлообработке: изделия шлифовались, рабочая кромка затачивалась. Археологические исследования позволили восстановить весь ассортимент орудий эпохи бронзы, некоторые из которых представлены в данной витрине: топоры-кельты, наконечники копий и стрел, ножи и кинжалы, серпы-косари, шилья и иглы. Особую группу изделий составляют украшения: браслеты, бляхи, гвоздевидные подвески, трубчатые накосники, щитковые перстни, свернутые из пластин или проволоки кольца.

Витрина «Хозяйственная деятельность племен эпохи бронзы» Эпоха бронзы на территории Сибири знаменуется переходом от присваивающего хозяйства к производящему. В это время появляется население, занимавшееся скотоводством. Мясо и молоко составляли основу питания древнего населения в эпоху ранней бронзы, а шкуры и шерсть животных использовали для изготовления одежды. Именно в среде древних скотоводов происходит распространение колесного транспорта, который позволил осуществлять перемещения на огромные расстояния. Уже в это время разводили таких животных, как лошадь, крупный и мелкий рогатый скот. В эпоху поздней бронзы на территории Сибири появляются первые земледельцы. В пользу этого говорит и новая конструкция жилища. Так, если раньше скотоводческое население использовало переносные жилища, то земледельцы устраивали долговременные поселения, на которых сооружали полуземлянки каркасно-столбовой конструкции. В целом, именно в эпоху бронзы на территории Сибири происходит сложение комплексного хозяйства, в котором ведущую роль играли земледелие и скотоводство, а охота и рыболовство занимали подчиненное положение.

 Витрина «Изготовление глиняной посуды»  На эпоху бронзы приходится расцвет керамического производства. В это время приемы древнего гончарства совершенствуются. Сосуды эпохи ранней бронзы изготовлялись от руки и представлены двумя основными типами. Первый тип представлен сосудами яйцевидной формы с острым дном. Второй тип – сосудами шаровидной формы. Поверхность сосудов затиралась травой и орнаментировалась зубчатым штампом, после чего горшки подвергались обжигу. Данные типы посуды являлись наиболее ранними и использовались в хозяйственном быту населения афанасьевской культуры. По мере развития навыков древнего гончарства происходит становление новых форм посуды. В эпоху развитой бронзы на территорию Южной Сибири проникает андроновское население, которое обладало более совершенными технологическими приемами изготовления посуды. Начальный этап формовки сосуда связан с изготовлением донного начина. Затем с помощью кольцевых или жгутовых налепов наращивались стенки сосуда. После того как изделие принимало окончательную форму, его внешнюю поверхность тщательно заглаживали и покрывали орнаментом. Андроновцы использовали два основных типа сосудов: горшки (плоскодонные сосуды украшали сложными орнаментальными композициями с высоким отогнутым наружу венчиком, который плавно переходит в округлые плечики) и банки (напоминающие форму сосудов предшествующего времени и украшенные сплошными рядами елочного орнамента). В эпоху поздней бронзы наряду с плоскодонными сосудами появляются горшки с округлым дном. Венчик и плечики этих горшков украшены геометрическими узорами (ромбы и треугольники).

 Диорама «Погребение ирменской женщины»  Идея погребения умерших сородичей зарождается еще в каменном веке, и в эпоху бронзы этот аспект мировоззренческой деятельности наполняется новым содержанием. В этом сложном комплексе представлений центральное место занимала идея о том, что мир мертвых в общих своих чертах соответствует миру живых людей. Именно отсюда берет свои истоки традиция снабжать покойного всем необходимым для последующей жизни. Пища, орудия труда, посуда и оружие – вот те неизменные атрибуты, которые составляют погребальный инвентарь. Погребальные памятники являются наиболее многочисленными и именно на основе их анализа археологи могут реконструировать ту часть мировоззрения древнего человека, которая получила отражение в погребальном обряде. У каждого из народов, проживавших в данный период на территории Сибири, был своеобразный обряд погребения, отличающийся особой погребальной конструкцией, набором инвентаря, положением умершего в могиле и т.д. В витрине представлен обряд погребения ирменской женщины. Население ирменской культуры, сооружавшее для умерших сородичей курганные могильники, распространяется на территории Сибири в эпоху поздней бронзы на рубеже I и II тыс. до н.э. На отведенном под кладбище месте располагались ряды могил. Погребения совершались прямо на траве в деревянных рамах, составленных из лиственичных бревен. Сверху рама перекрывалась накатом из тонких бревен или жердей. Затем над деревянной конструкцией сооружался земляной холмик. С женщинами в погребения помещался целый набор украшений и сосуды. С мужчинами помещались бронзовые ножи, а в изголовьях устанавливались камни-обелиски. По прошествию определенного времени верхнее покрытие могилы разбиралось и череп погребенного отделялся от костяка. Вероятно, этот ритуал символизировал освобождение души умершего. Затем весь ряд погребений перекрывался единой каменной насыпью, и совершалась тризна. Каменные насыпи так же могли окружать земляными ровиками или каменными оградами.

«Искусство эпохи бронзы»  Среди прочих материалов, об изобразительном искусстве эпохи бронзы дают представление петроглифы - изображения, выполненные на скалах, каменных блоках, стелах и т.д. Наскальные рисунки – ценнейший источник знаний современного человека о жизни других поколений в бесписьменные времена. Из всего комплекса разновременных изображений, наскальные рисунки эпохи бронзы на территории Сибири выявляются, главным образом, в сопоставлении с изображениями из так называемых «закрытых комплексов» - погребений, относящихся к кругу культур эпохи бронзы. Древнему населению Южной Сибири в эпоху бронзы было известно несколько способов исполнения изображений: гравировка, выбивка, рисование охрой. Именно этими приемами выполнены излюбленные образы: быки, антропоморфные изображения, солнцеголовые и быкоголовые существа, рожающие женщины, фантастические хищники и солярные символы.

 Экспозиция зала "Скифская эпоха" 

В степной полосе Евразии от Дуная на западе и до Ордоса (Китай) на востоке в VII-III вв. до н.э. сложилось единство культуры, хозяйства, мировоззрения и искусства. Это проявляется в распространении одинакового вооружения, металлических предметов конской сбруи, «звериного стиля» в искусстве. Все вышеперечисленное создали многочисленные скифские народы, проживавшие в I тыс. до н.э. в степной полосе Евразии. На территории Сибири в это время оседлым населением тагарской культуры было создано первое в истории региона государство. Памятники этой культуры найдены на северо-востоке Кемеровской области, в Хакасии и на юге Красноярского края. Их оставило европеоидное население, вероятно, древние индо-иранцы. В Кемеровской области исследованы курганные могильники Ягуня, Серебряковский, Шестаковский, Тисульский в Тисульском районе, Алчедатские курганы в Чебулинском районе.

 Витрина «Занятия тагарских племен» Хозяйство тагарской культуры было комплексным. Основу его составляло оседлое скотоводство и приречное, орошаемое с помощью каналов земледелие. Племена тагарской культуры достигли высокого развития металлургии и металлообработки. Среди прочих бронзовых предметов часто встречаются бронзовые ножи. Наиболее распространенными были прямые ножи, у которых ручка не отделяется от лезвия и имеет одно или несколько отверстий. В быту употреблялись массивные бронзовые кельты, назначение которых менялось в зависимости от способа крепления к ручке (топоры, мотыги, заступы, тесла). Наряду с обработкой металлов существовали косторезное производство, выделка кож (уникальны находки кожаных чехлов, декорированных скрученными шерстяными нитями), прядение и ткачество. Были развиты обработка камня, строительное дело, ювелирное искусство. Важной отраслью производства было изготовление керамики. Для тагарской культуры характерно использование разнообразной по форме, назначению и материалу посуды. Производство глиняной посуды носило ручной характер. Самая распространенная форма сосудов – баночный сосуд с плоским дном. Но встречаются и другие формы баночной посуды: открытые кубки на поддонах, округлые сосуды с низкой шейкой. Получают распространение в данный период и котлы так называемого скифского типа – отлитые из бронзы на поддоне в виде раструба, с вертикальными массивными ручками.

 Витрина «Тагарское искусство» Искусство племен степной и лесостепной зоны Сибири VI-III вв. до н.э. характеризуется произведениями так называемого «скифо-сибирского звериного стиля» - феномена степной цивилизации Евразии. Оно представлено барельефными фигурами различных животных, стилизованными оленными бляшками, сценами борьбы хищных и травоядных, выполненных в различном материале. Особого внимания заслуживают бронзовые оленные бляшки, сочетающие реалистический образ и преднамеренную стилизацию динамики животного (подогнутые ноги и «крылатость»). Возможно, данный образ демонстрирует попытку художника выразить через привычное идею сверхъестественного, солярного. Со временем классический стиль изображения скифского оленя трансформируется в более условный, схематический. Представленные в витрине фигуры баранов, козлов имели исключительно прикладное назначение: ими украшали различные культовые и бытовые предметы, а также оружие. Являясь не только объектом охоты, но и одомашнивания, они представляли повседневную практику, образ среднего (земного) мира, образ статичный, устойчивый. Нижний (хтонический) мир представлен в погребальном инвентаре необычными предметами ритуального назначения: змеевидно изогнутые уплощенные стержни с симметрично-бинарными композициями из лосиных голов. Это не идеалистический, а сложный, таинственный и, следовательно, опасный образ. Большого совершенства достигли древние ювелиры. Расплющивая золото до состояния фольги, они обкладывали им бронзовые вещи, добиваясь повышенной сакрализации предмета. Часто из золотой фольги вырезались самостоятельные аппликации, которые, по-видимому, наклеивались на органическую основу. Особую группу представляют украшения в виде бус. Встречаются как отдельные бусины, так и целые наборы в виде ожерелья из металла, камня и стекловидной массы. Самые разнообразные по форме, цвету и материалу они выполняли не только декоративную функцию, но и служили в качестве оберегов.

Скифские петроглифы - изображения на скалах и камнях могильных оградок – выполнены в той же стилизованной манере. Изображения различных животных и людей объединенные в сцены баталий, охоты и др., являют собой образы верхнего и хтонического миров, а также дают яркое представление о повседневной жизни тагарского населения (Оглахтинская, Шалаболинская, Большая и Малая Боярская писаницы).

Диорама «Погребение тагарского воина» Для тагарцев характерно применение курганного обряда при захоронении, который менялся на протяжении существования культуры. Курганы сооружались земляные, под их насыпями находились обширные квадратные погребальные камеры, стены которых выложены камнем или деревянным срубом. Такие камеры являлись родовыми усыпальницами, внутри которых было погребено до нескольких десятков умерших. Обычно мужские захоронения сопровождаются определенным набором оружия и конского снаряжения. Рядом с погребенными найдены ножи с отверстием на ручке, бронзовые проколки, чеканы, кинжалы. Наиболее распространенным оружием были кинжалы и чеканы. Встречаются и украшения, среди которых выделяются бронзовые зеркала и фигурки «летящих» оленей. На сооружение курганов средних размеров уходили десятки тысяч кубометров земли, камня, сотни бревен. А такие грандиозные курганы как Салбык, Аржан - настоящие степные пирамиды. На протяжении II-I вв. до н.э. в погребальном обряде происходят значительные изменения. На смену представительных родовых кладбищ приходят огромные одиночные курганы под земляной насыпью, количество погребенных достигает 120 и более человек. Окончание долговременного функционирования подобного склепа обозначено его сожжением. Количество погребального инвентаря на одного погребенного резко уменьшается, а сами бронзовые предметы типичные для предшествующего времени, миниатюризируются. Это своеобразные символы реальных прототипов. Происходит затухание классического тагарского «звериного» стиля, появляются сильно типизованные оленьи бляшки, изображения кулана и лошади, птиц, зверей в круге. Изменения в идеологической области погребальной обрядности связаны как с повышенной интенсивностью контактов на уровне непосредственных носителей культуры, так и с известной адаптацией к изменяющимся условиям жизни древнего населения.

Экспозиция зала "Гуннская эпоха" 

Гуннская (хуннская) эпоха (II в. до н.э. – V в. н.э.). На рубеже III - II вв. до н.э. начинается новая эпоха, названная хуннской. Хунны, жившие во второй половине I тыс. до н.э. в Степном Забайкалье, современной Монголии и Северо-Восточном Китае, образовали государство. В 203-201 гг. до н.э. они установили свое господство над всей территорией Алтае-Саянского нагорья. Эта экспансия кочевников-номадов привела к крушению скифо-сибирского мира, смене археологических культур. На юге Сибири в это время складываются тесинская культура (юг Красноярского края) и шестаковская – (север Кемеровской области). В первой половине I тыс. нашей эры на их основе развивается таштыкская культура по среднему Енисею, Абакану, Чулыму, вплоть до рек Кии и Яи. К этому времени относится Шестаковский и Михайловский могильники, Михайловское поселение на Кие в Чебулинском районе. В подчиненных землях хунны назначали своих наместников. Сначала Вэй Люй, а потом Ли Лин правили Сибирью, которая с I в. до н.э. являлась северо-западной провинцией Китайского государства.

Витрина «Хозяйственный инвентарь таштыкской эпохи»

Хозяйство хуннской эпохи было основано на экстенсивном скотоводстве: постоянном увеличении количества скота и расширении пастбищ. В условиях степей это была наиболее простая и рациональная форма получения прибавочного продукта. Эти изменения привели к господству подвижного скотоводства – номадизма – в экономике степного мира. Сохраняется роль приречного земледелия, ремесла, строительного дела. С хуннской эпохи широко распространяется железо. Для этого времени характерен синкретизм: сохранение всех форм хозяйства предшествовавшей скифской эпохи при господствующей роли кочевых форм скотоводства, сохранение старых черт и появление новых наблюдается так же в строительном деле, ремеслах.

 Витрина «Таштыкский погребальный обряд» Важную роль в таштыкском погребальном обряде играло изготовление портретных масок умерших. Они лепились из гипсовидной терракоты смешанного состава, как непосредственно на лице умершего или на его черепе, так и на болванке – кожаном мешочке, набитом травой. На внутренней стороне масок сохраняются отпечатки волос, шерстяных и шелковых полосок ткани, закрывавших глаза и рот, швы на кожаных болванках. Маски сильно индивидуализированы. По ним ясно читается антропологическая принадлежность умершего: индоевропейцы, ярко выраженные монголоиды, метисные формы. Маски часто раскрашивались красной, черной и синей минеральными красками. Рисунок наносился в виде спиралей, полос или больших концентрических окружностей. Очевидно, это имитация татуировки и раскраски лица реального человека. Часто в склепах с кучкой пережженных косточек помещалась не целая маска, а один или несколько ее фрагментов. Сами маски создавались для сложных обрядовых действий, связанных с культом мертвых, совершаемых после сожжения трупа и до его погребения. Между этими актами протекал какой-то, может быть значительный, промежуток времени.

 Таштыкская изобразительная традиция Для изобразительного искусства таштыкской эпохи характерно сохранение старых черт и появление новых. В это время происходит сложение нового героического эпоса, где главными героями становятся воин и его героический конь. Древние мастера запечатлели таштыкские мифы и эпические предания на различных материалах. В музее представлены копии наскальных изображений (Суханиха) и прорисовка с деревянных плакеток. Выполненная на деревянных плакетках, обнаруженных в таштыкском склепе у горы Тепсей, сцена демонстрирует серии уникальных рисунков. Главным героем выступает всадник на волшебном коне. Он вступает в единоборство с многочисленными врагами и побеждает их благодаря покровительству медведицы. Наряду с батальными сценами имеются изображения бегущих животных. Налицо тесное переплетение мифов древних охотников с героическим эпосом скотоводческого населения.

 Экспозиция зала "Эпоха средневековья" 

В I тыс. н.э. на обширной территории появились, достигли своего расцвета и погибли ряд крупных раннеклассовых государственных объединений: древнетюркские и уйгурский каганаты, государство кыргызов на Среднем Енисее и кимако-кыпчаков на Иртыше. Эти процессы затронули и территорию Сибири. С середины vi в. на территории Центральной Азии и Южной Сибири складываются две основные этнокультурные группировки - тюрков-тугю, создавших первый тюркский каганат, и подчиненных им в социальном отношении теле. Эпоха государственных объединений средневековых кочевников не только насыщена событиями военно-политической истории, но и знаменует собой рождение новых культурных ценностей, аккумулированных в образе степного рыцаря. В конце i и, особенно, в начале ii тысячелетия происходят значительные перемещения кочевников азиатских степей в направлении с востока на запад. В первой трети xi века распадается кимакский каганат и главенство в Обь-Иртышье переходит к кипчакам. Эта политическая ситуация прямо повлияла на трансформацию культурного облика сибирского региона (поздний этап сросткинской культуры в лесостепной полосе Обь-Иртышья, аскизская культура в Хакасии). В 1207 году на народы Сибири обрушилось монгольское нашествие. Археологические памятники монгольского времени, известные на территории Сибири, получили название памятников "часовиногорского типа". Они крайне малочисленны и представлены в основном погребениями и случайными находками.

 Диорама «Технология производства металлических изделий»  Представлен макет глиняной печи, железные предметы (тесло, нож, сабля, сошник, пряжки), а так же таблицы и схемы, наглядно демонстрирующие технологию производства железных изделий. В древнетюркское время широко используются изделия из черного металла, единственно возможным способом производства которых в древности была кузнечная ковка (обработка железа и стали в горячем состоянии, в процессе которого изделию придают необходимую форму и определенные свойства).

Витрина «Декоративно-прикладное искусство кочевников»  В витрине представлены предметы декоративно-прикладного искусства сибирских народов средневековья. Эпоха средневековья – период господство орнаментальных мотивов. В раннесредневековую эпоху в украшении и декорировки изделий наиболее широко употреблялись геометрические, растительные и зооморфные орнаменты. Орнаментации поверхности различных изделий, фигурной отделке их краев и окончаний уделяется в это время значительное место. Орнаментальному стилю подчинены и изображения животных, украшавшие металлические и костяные изделия. Массовый и широко распространенный характер в средневековую эпоху приобретает производство поясных и сбруйных деталей, включавших поясные бляшки и сбруйные бляхи, наременные наконечники, распределители сбруйных ремней, детали металлических ножен (скобы), ювелирные изделия (серьги, подвески, перстни). Средневековые ювелиры широко пользовались техникой литья, штамповкой меди, золота, серебра. Производилась серебряная и медная проволока, резались аппликации из листового серебра и золота, которыми обкладывались бронзовые украшения. Кроме металлических украшений, плющенным золотом и серебром покрывались деревянные предметы - образцы скульптурной резьбы по дереву. Цветные и драгоценные металлы применялись для инкрустации железных изделий, когда в вырезаемый трапециевидный желобок в сечении с расширением книзу вставлялась и вколачивалась полоска цветного металла, которая заполняла желобок и прочно в нем закреплялась, вот так и создавался узор по темному железу. Гравированный тонкий узор также наносился на плоскую поверхность чеканом или резцом. Применялась и техника паяния для соединения отдельных декоративных деталей (ручки сосудов) и для орнаментации изделий зернью.

Витрина «Экипировка средневекового воина»  В витрине демонстрируются предметы экипировки средневекового воина – оружие дальнего и ближнего боя и защитные доспехи. Из оружия представлены боевые топоры, копья, палаши, наконечники стрел. Из доспехов – фрагмент кольчуги, шлем, панцирные пластины. Важными элементами экипировки всадника являются так же портупейные и парадные наборные пояса, являющиеся наиболее характерной деталью одежды средневекового всадника.

Витрина «Снаряжение верхового коня» В витрине демонстрируются разнообразные предметы конского снаряжения: стремена, удила (со стержневыми и кольчатыми псалиями). Важными деталями уздечных наборов являлись подвесные сердцевидные бляхи-решмы и тройники, крепившиеся на месте перекрестия ремней. Одной из наиболее ярких черт культуры коневодческих народов Сибири являются украшения ремней конской сбруи - различного рода накладные бляшки, поверхность которых часто декорировалась. К этнографическому времени относится представленное седло с жесткой основой древнетюркского типа, не сильно отличающееся от седел второй половине I тыс. н.э.

Диорама «Древнетюркский жертвенный комплекс» В диораме представлены поминальные памятники древнетюркского времени - оградка и каменное изваяние. Реконструкция поминального ритуала выглядит следующим образом. После сооружения каменной оградки, которая является местообитанием души умершего воина-предка, происходило жертвенное заклание лошади или овцы. Эта жертва предназначалась для кормления души покойного через пламя костра. После окончания поминок голова и шкура животного вывешивалась на специально установленное внутри оградки дерево или жердь. Затем внутреннее пространство поминального сооружения закладывалось камнями и плитами. Периодическое повторение этого обряда завершалось не ранее чем через год. Возможность общения с душой предка, различного рода кормления, встречи и свидания, разговоры с ним в фиксированные дни, вплоть до перекочевки – все это было основано на представлениях о реальном существовании души после смерти.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2003-2006 Все права защищены.
Наш адрес: 650043 пр. Советский, 77
г. Кемерово, Россия museum@kemsu.ru