|
Эпоха средневековья в истории народов южной Сибири (vi - xiv века) Прошлое народов, связанных территорией расселения культурными контактами и общей исторической судьбой, содержит эпохи максимального напряжения творческих сил, когда закладываются основы определенной культурной модели, развиваемой последующими поколениями. Такой эпохой в истории народов Южной Сибири, предков современных алтайцев, тувинцев, хакасов и шорцев, явилась древнетюркская эпоха. В I тыс. н. э. на территории Центральной Азии и Южной Сибири появились, достигли своего расцвета и погибли ряд крупных раннеклассовых государственных объединений: древнетюркские и уйгурский каганаты, государства кыргызов на Среднем Енисее и кимако-кыпчаков на Иртыше. В создании этих государств принимали участие и южносибирские племена. Названия многих из них (этнонимы) сохранились в письменных источниках - китайских, тибетских, арабо-персидских и памятниках древнетюркской рунической письменности. Этим же народам принадлежали и разнообразные археологические памятники: погребальные сооружения-курганы, поминальные комплексы (оградки, стелы, изваяния), наскальные изображения (петроглифы). Многие из этих памятников известны не только в горных степных районах Саяно-Алтая, но и на территориях современной Кемеровской и Новосибирской областей, в Алтайском крае (в зоне лесостепей и подтаежных районах). С середины vi в. н. э. на территории Центральной Азии и Южной Сибири складываются две основные этнокультурные группировки - тюрков-тугю, создавших первый тюркский каганат, и подчиненных им в социальном отношении – теле, силами которых тюрки "геройствовали в пустынях Севера". Эпоха государственных объединений кочевников Центральной и Южной Сибири не только насыщена событиями военно-политической истории, но и знаменует собой рождение новых культурных ценностей, аккумулированных в образе степного рыцаря. В основных своих атрибутах культура древнетюркского времени - это культура воина-всадника. Именно эти элементы кочевой культуры стали образцом для подражания и воспроизводились населением лесостепной 3ападной Сибири. Это нашло яркое воплощение и в типологическом разнообразии элементов одежды всадника и конской упряжи далеко за пределами военно-политических центров кочевников, на северных окраинах азиатских степей, в лесостепном Обь-Иртышье. В конце i-го и особенно в начале ii-го тысячелетий происходят значительные перемещения кочевников азиатских степей в направлении с востока на запад. В первой трети xi века н. э. распадается Кимакский каганат и главенство в Обь-Иртышье переходит к кипчакам. Эта политическая ситуация прямо повлияла на трансформацию культурного облика ЮжноСибирского региона (поздний этап сросткинской культуры в лесостепной полосе Обь-Иртышья, аскизская культура в Хакасии). В 1207 году на народы Южной Сибири обрушилось монгольское нашествие. С этого времени южносибирское население поочередно включается в состав улуса джучи, столица которого была на Иртыше (1218 г.), затем в улус (великого хана Тулуя, младшего сына Чингиз-хана (1227 г.), а затем оказалось в подчинении Юаньской империи Хубилая. Археологические памятники монгольского времени в южной сибири получили название памятников "часовиногорского типа". Они крайне малочисленны и представлены в основном погребениями и случайными находками. Седла. Во второй половине I тыс. н. э. на южносибирской территории параллельно развивались три типа седел с жесткой основой. Они представлены низкими скругленными, подтреугольными и широкими арочными седельными луками, украшенными роговыми кантами или костяными обкладками. Cтремена. Cамые ранние стремена середины I тыс. н. э. у южносибирского населения изготавливались из плоской железной пластины овальной формы с т-образной узкой спрямленной подножкой и высоким пластинчатым ушком с прямоугольным отверстием в нем для стремянного ремня. В Южной Сибири эта форма, заимствована у дальневосточных народов (китай, корея), стала исходной для их дальнейшего развития, - стремян с пластинчатым ушком. Второй тип стремян - это 8-видные петельчатые стремена южносибирского происхождения, исходящие к ременным стремянным петлевидным подножкам iv - v вв. н. э. Эти два основных типа южносибирских стремян были в употреблении на протяжении всего I тыс. н. э. Совершенствование первоначальных форм стремян шло по линии усиления подножий, они постепенно расширялись, укрепляясь нервюрой (ребром жесткости), прогибались вниз. Овально-арочные формы дужек стремян все более приближались к многоугольным, пластины и петли ушек стремян укорачиваются, все более расширяясь, чтобы затем, в начале ii тыс. н. э., исчезнуть вовсе, т.к. отверстие для стременного ремня прорезаются уже в верхней части дужек стремян. Удила. Южносибирские удила также представлены двумя основными типами: со стержневыми и кольчатыми псалиями (с внешними кольцами, свободно вращающимися в концах звеньев). Наиболее ранние удила с двудырчатыми псалиями из рога и кости, а с viii в. н. э. металлические псалии приобретают эсовидную форму с дополнительными скобами и петлями-скрепами, в дальнейшем они становятся с дополнительными 8-видными петлями для ремней повода. Уздечные наборы. Важными деталями уздечных наборов являлись подвесные сердцевидные бляхи-решмы и тройники. Бляхи-решмы появились в культуре населения южной сибири viii - ix вв., наиболее ранние плоские и гладкие с ровными краями. С ix в. н. э. центральная часть таких блях становится выпуклой в виде колокольчика или антропоморфной усатой личины (кыргызские и сросткинские). Сросткинские бляхи особенно широко распространились в южной сибири, в том числе и на территории Кузнецкой котловины, они отливались в виде серцевидных подвесок с растительным орнаментом. На месте перекрестия ремней цеплялись накладки-тройники трех видов: колесовидные, с вырезными лопастями и т-видные. Наиболее ранние колесовидные тройники уже были известны в таштыкской культуре, в дальнейшем они нашли широкое применение у енисейских кыргызов и кимаков Восточного Казахстана, а тройники с вырезными лопастями в vii- ix вв. н. э. у алтае-телесских тюрков и кыргызов. с ix в. н. э. одновременно с ними начали употребляться т-видные тройники. Наряду с ними в качестве распределителей ремней в конце I тыс. н. э. также использовались крестовидные обоймы. Сбруйные украшения. Украшения ремней конской сбруи - одна из наиболее ярких черт культуры коневодческих народов южной сибири. наиболее распространенными в эпоху тюркских каганатов (vi - viii вв. н. э.) сбруйными украшениями были различного рода накладные бляшки геральдических и геометрических форм - т-видные, щитовидные, прямоугольные, полуовальные, преимущественно с гладкой поверхностью. В последующее время металлические украшения сбруйных ремней приобретают более сложные формы, появляются рельефные очертания и своеобразный декор поверхности с усложненным растительным орнаментом, что становится к концу н. э. повсеместным явлением. Важными элементами экипировки всадника являются металлические доспехи (панцири, кольчуги, шлемы), портупейные и парадные наборные пояса. Наборные пояса являются наиболее характерной частью (деталью) одежды средневекового всадника. На протяжении второй половины I тыс. поясные гарнитуры (пряжки, накладные бляшки) претерпевают значительные изменения в соответствии с доминирующей в данное время культурной традицией той или иной этнокультурной общности. Наиболее ранние поясные наборы представлены фигурными, геральдической формы бляшками, крепившимися к ремню с обратной стороны на шпеньках. После vii в. такая поясная гарнитура уже не употреблялась. Обычно пояса с геральдическими наборами снабжались V-образными пряжками и узкими концевыми ланцетовидными наконечниками, а иногда наконечниками с широкими лопастями, орнаментированными прорезным орнаментом в виде замочной скважины. Такие пояса очень редки в южной сибири и известны только у населения лесостепной полосы западной сибири. В vii - viii вв. н. э. появляются и продолжают бытовать до конца тысячелетия гладкие бляхи-оправы с прямоугольной прорезью для крепления подвесных ремешков. Такие бляшки имели квадратную, овальную с округленным верхом или сплошную с одной стороны краем форму. Именно такие бляшки чаще всего изображались на древнетюркских каменных изваяниях эпохи ii-го тюркского каганата. В лесостепных районах южной сибири были распространены пояса с сердцевидными бляшками и бляшками-лунницами. Более поздние поясные наборы выполнялись с использованием сердцевидных и крыловидных мотивов и развитой системой растительной орнаментации. Декоративно-прикладное искусство народов южной сибири Декоративно-прикладное искусство южно-сибирских народов средневековья развивалось в тесной связи с историей формирования его культуры, отражало специфику этнических черт на различных исторических этапах. Украшение металлических и костяных изделий - выразительная часть материальной культуры южно-сибирских народов. Применительно к средневековой эпохе к декоративному искусству будут относиться и орнаментация поверхности изделий, и их фигурная отделка краев и окончаний, имеющих форму орнаментального мотива, и отдельные изображения и фигурки животных. Образы реальных и фантастических животных ярко отражают символизм орнамента, который становится в средние века "изобразительным фольклором", когда изображения животных подчинены стилю линейного узора, композициям и формам растительного орнамента. Массовый и широко распространенный характер в средневековую эпоху приобретает производство поясных и сбруйных деталей. Поясные и сбруйные бляшки, наременные наконечники, распределители сбруйных ремней, детали металлических ножен (скобы), ювелирные изделия: серьги, подвески, сосуды, зеркала, гривны. Средневековые ювелиры широко пользовались техникой литья, штамповкой меди, золота, серебра. На литых и штампованных изделиях наиболее широко был распространен рельефный орнамент, наряду с прорезным. Предметы с фигурным оформлением окончаний тоже были литыми или штампованными, а золотые или серебряные бляшки изготавливались обычно путем штамповки. Производилась серебряная и медная проволока, резались аппликации из листового серебра и золота, которыми обкладывались бронзовые украшения. Кроме металлических украшений, плющенным золотом и серебром, покрывались деревянные предметы - образцы скульптурной резьбы по дереву. Резьба по дереву, как и традиция применения плющенного золота для обкладки орнаментированных украшений (так называемое "холодное золочение"), было основано на эффекте отпечатывания - на золотом покрытии все узоры и украшения приобретали вид красиво орнаментированных золотых украшений. Ту же цель преследовали при горячем золочении бронзы с применением ртутной амальгамы, этот способ отвечал и практической задаче предохранения изделий из цветного металла от разрушения. Цветные и драгоценные металлы применялись для инкрустации железных изделий, когда в вырезаемый трапецевидный желобок, в сечении с расширением книзу, вставлялась и вколачивалась полоска цветного металла, которая заполняла желобок и прочно в нем закреплялась, вот так и создавался узор по темному железу. Гравированный тонкий узор также наносился на плоскую поверхность чеканом или резцом. Применялась и техника паяния для соединения отдельных декоративных деталей (ручки сосудов) и для орнаментации изделий зернью. В раннесредневековую эпоху в украшении и декорировании изделий наиболее широко употреблялись геометрические, растительные и зооморфные орнаменты. Среди первых наиболее популярным были спиральный и сердцевидный орнаменты и декор (формы бляшек). Среди растительных орнаментов наиболее выразительны лепестковые розетки-трилистники и трехлепестковые пальметты, а среди зооморфных - бляхи с концами в виде голов животных и бляхи-фигуры, изображающие птиц, фениксов, петухов, парных уточек, рыб. Растительная орнаментация восходит к искусству южно-сибирских племен скифского времени, появившихся у них под влиянием древневосточных культур. Растительная орнаментация и ее распространение - это универсальное явление в искусстве евразийских степных народов.
В зале "Эпоха средневековья" представлены материалы памятников:
могильник
Означенное V
- колл. 1 (раскопки А. С. Полякова, 1978 г.,
VI-VIII вв. н. э.);
могильник
Шабаново
III - колл. 29 (раскопки А. М.
Илюшина, 1990 г.,
верхнеобская культура, сер. IX
- нач. X вв. н. э.);
могильник
Калтышино II - колл. 75 (раскопки А. С.
Васютина, 1990, 2004 гг.,
верхнеобская культура, сер. IX
- нач. X вв. н. э.
Каменные
изваяния – 2 экспоната
Каменная плита – 1
экспонат
|
© 2003-2009 Все права защищены. Наш адрес: 650043 пр. Советский, 77 г. Кемерово, Россия museum@kemsu.ru