|
|
|
Составитель: Т. И. Кимеева, кандидат
культурологи, АБОРИГЕНЫ – коренные обитатели той или иной территории, живущие здесь «изначально», то же, что АВТОХТОНЫ. АБЫЛ – орудие обработки земли, характерное для мотыжного земледелия. Состоит из деревянной рукояти и насаженного на нее под углом железного полукруглого наконечника. АЗАГАТ – один видов осоки, высушенной и используемый горнотаежным населением Южной Сибири в качестве подстилки для обуви. АЙАК – чашка, долбленая из капа (шарообразного нароста на стволе березы), бытовавшая в качестве столовой утвари горнотаежного тюркоязычного населения Южной Сибири. АКЧА – (от тюркск. – деньги) украшения на воротниках женских платьев и нагрудниках в виде берестяных поставленных на угол квадратиков, сплошь ушитых золотой нитью. Алтайцы - автохтонное население Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области (числ. в России 67.239 чел., в Кемеровской обл. 528 чел.) В прошлом алтайцами назывались тюркоязычные племена, жившие в Горном Алтае и частично в Кузнецком Алатау. Основное традиционное занятие – отгонное скотоводство, преимущественно, разведение лошадей, сочетаемое с охотой (была распространена верховая охота с ловчими соколами) и мотыжным земледелием (при переходе на оседлость) АЛЭЛ – культовый предмет, изображающий духа-покровителя семьи и деторождения у кетов. АППЛИКАЦИЯ – прием декорирования фрагментов костюма, предметов культа и быта путём нашивания на текстиль, мех, кожу элементов орнамента из материалов различной фактуры и цвета. АПШАК – (тюркск. – медведь). В музейной коллекции по тюркским народов Южной Сибири этим термином обозначается культовый предмет-оберег в виде отсеченной и высушенной медвежьей лапы. АРАКА – крепкий алкогольный напиток тюркоязычных народов. Изготавливалась с помощью специальных приспособлений путем перегонки из напитка, получаемого при брожении солода, корней кандыка и т.д., который у шорцев носил название абыртка. АРЧЕМАК – охотничья сумка из шкуры или кожи. БАЛАГАН охотничий – строение из бревен, сооружаемое в промысловых охотничьих угодьях. БОЧОНОК – деревянный сосуд, изготовленный бондарным способом: склепанный из отдельных, чаще расширенных в средней части дощечек, охваченных ивовыми или металлическими обручами. Бочонки использовались для хранения напитков и могли устанавливаться в горизонтальном положении. БРАНОЕ ТКАЧЕСТВО – (от слова «брать», «выбирать») выполняется в технике сложного переплетения. Ткань имеет двойную структуру. Фон ткали на двух ремизках, а узор выполняли с помощью специальной дощечки «бральницы», на которую предварительно набирали нити основы в соответствии с узором. БРАТСКИЙ ОСТРОГ – укрепление, построенное в 1631 г. на Ангаре русскими служилыми людьми. Северо-западная угловая башня Братского острога находится в музее-заповеднике «Коломенское», куда она была вывезена академиком А.П. Окладниковым. БУБЕН ШАМАНА (тюркск. – тÿÿр) – культовый предмет, по значению сходный с иконостасом у христиан: с бубном шаман осуществлял моление (камлание); на его лицевой стороне изображались почитаемые духи и божества и рисунки, отражающие представления о структуре Вселенной. В основе бубна народов Южной Сибири – обод из кедровой дранки. Лицевая сторона затянута кожей, внутри помещена рукоять, олицетворяющая хозяина бубна. Во время ритуального камлания шаман, обращаясь к духам, изображенным на бубне, ударял по нему колотушкой орба. БУРХАНИЗМ – ак-дъян (белая вера) – религиозное течение, сложившееся на Алтае и включившее в себя целый ряд языческих представлений. Его влияние прослеживается в культовых предметах телеутов. ВЕРЕТЕНО – орудие для ручного прядения пряжи. ВОЛОКУША «сюртка (шорская)»– приспособление в виде зашнурованного мешка из шкуры крупных копытных, который охотник таежной зоны Южной Сибири тянул за собой по снегу с помощью длинного ремня с наплечными лямками, транспортируя за собой охотничье снаряжение и трофеи. ГАЛУН – позументная тесьма золотого или серебряного цвета и нашивка из этой тесьмы на одежде. ГОЛЕНИЩЕ – верхняя часть сапога, пришивая к его головке (нижней части). Обычно эта деталь сапога изготавливалась из кожи, но у горнотаежного населения Южной Сибири имело место холщевое голенище, подвязываемое под коленом специальным шнурком. ГОНЧАРСТВО – хозяйственное занятие, в основе которого – изготовление утвари из глиняного теста. У отдельных родов шорцев к началу ХХ в. сохранялся древний способ изготовления сосудов налепом (без применения гончарного круга). ГОРОДИЩЕ – остатки древнего поселения, окруженного валом и рвом. ДЕРЕВООБРАБОТКА – хозяйственное занятие, в основе которого – обработка древесины различных пород в целях изготовления утвари, деталей орудий труда, оружия и т.д. ДИОРАМА музейная – часть экспозиции, представляющая панорамное изображение, которое объединяет живописный второй план и передний план, заполненный объемными фигурами манекенов, экспонатами и.т.д., раскрывающими определенную тему. ЕНЕКЕЛЕР – культовый предмет, изображающий духов – «дочерей Ульгеня» или «матерей эмегендеров». ЖЕРТВЕННИК – специально оборудованное, согласно традиционным религиозным представлениям народов Сибири, место на возвышении (гора, холм), где проводились обряды поклонения духам, сопровождаемыми жертвоприношениями. ЗЕМЛЯНКА – жилище, известное народам Сибири с эпохи верхнего палеолита, каркасно-столбовой конструкции, прямоугольное в плане, углубленное в землю, с покрытием из жердей и бревен, засыпанных землей. ЗЕРГА – женское ушное украшение хакасов в виде двух соединенных серебряной цепочкой серебряных монет, с прикрепленными к ним подвесками из бусин и шелковых кистей и круглыми ушными петлями. ИНЬ – культовый предмет, изображающий духа грома у кетов. КАЗАН – большой котел для приготовления пищи на много человек сразу. КАЗЫМСКИЙ ОСТРОГ –(Юильский) (археолого-этнографический комплекс) расположен в нижнем течении р. Вон-Вошьюган левого притока р. Казым. В связи с практикой реконструкции острогов на территории Сибири существует Казымский острог в окрестностях г. Новосибирска (Историко-архитектурный музей ИАЭТ СО РАН). КАЙЧИ – сказитель у многих тюркоязычных народов Южной Сибири, речитативом рассказывающий сказки под аккомпанемент комуса. Калмаки – малочисленный тюркоязычный народ Южной Сибири (общ. числ. около 500 чел.), предками которых являются «Выезжие» телеуты, откочевавшие под Томский острог на р. Искитим. Часть калмаков в нач. XVIII в. отселилась по р. Томи на ее правый берег против Томской Курьи близ Сосновского острога. Тесные брачные и религиозные связи калмаков с сибирскими и казанскими татарами-переселенцами привели к сложению этнотерриториальной группы искитимских татар-калмаков. КАМЛАНИЕ (от хам, кам – название шаманов в ряде тюркских языков Южной. Сибири), обозначает особые ритуальные действия шамана, во время которых он «общается» с духами. Ударами в бубен, исступлёнными плясками он приводил себя в состояние экстаза (с явлениями галлюцинации), «вступая» в общение с духами и воздействуя на них. Обряд камлания исполнялся на родовых праздниках, для «лечения» больных и др. КАМУС – шкура с ног лошади, оленя, лося, используемая для шитья одежды и обуви у народов Севера и Сибири, а также для обтяжки охотничьих лыж.КАНАТУЛАР – культовый предмет, изображающий охотничьего духа у шорцев среднего течения Мрассу и у бачатских телеутов. КАНДЫК – многолетнее луковичное растение из семейства лилейных. Луковицы народы Сибири употребляли в пищу. КАПКАН дуговой – орудие пассивного способа охоты, защемляющие с помощью металлических дуг на пружинах лапу зверя или другую часть тела зверя. Размеры капканов зависели от величины животного, на которого он устанавливался (медведя, рыси, волка, лисицы и т.д.). КАРКАСНОЕ ЖИЛИЩЕ (переносное) – представлено у скотоводов Южной Сибири (алтайцев, тувинцев и др.) разборной юртой, остов которой состоит из жердей и решеток, устанавливаемых по кругу, покрываемых сверху войлоком. КАРКАСНО-СТОЛБАЯ КОНСТРУКЦИЯ жилища – конструкция жилища, основу которой составляет каркас (вертикальные столбы и горизонтальные рамы) КАУРИ раковины – скелетное образование одного из видов моллюсков Тихого и Индийского океанов. С древности известны как обереги у многих народов мира, в том числе в Южной Сибири, на Алтае. КЕНДЫРЬ – домотканое полотно из волокон конопли или крапивы. Кеты – представители изолированной языковой семьи, говорят на кетском языке. Проживают в Туруханском, Ярцевском и Байкитском районах Красноярского края (числ. в России 1.494 чел., в Кемеровской обл. 6 чел.). Основным занятием большинства кетов являлась охота с использованием активных ее приемов и множества ловушек: петель, силков, плашек, слопцов, кулем и т.п. Охота сочеталась с рыболовством, являющимся преобладающим занятием у курейских кетов. КИМЕГЕ – печь в юрте скотоводов Южной Сибири: каменная, круглая в сечении, обмазанная глиной, с отверстием для топки и дымоходом. КИСЕТ – мешочек из текстиля, затягиваемый у верхнего края шнурком. КÖЖОГЕ – культовое свадебное покрывало у бачатских телеутов. КОЛБА – род растений из семейства лилейных с резким чесночным вкусом. Стебли народы Сибири употребляли в пищу. КОМПЛЕКСЫ НАРОДНОГО КОСТЮМА – совокупность взаимосвязанных элементов костюма, исторически сложившихся у разных этнических групп, традиционно связанных в единое целое. В женском русском народном костюме, например, выделяются комплексы: сарафанный (северорусский) и паневный (южнорусский). КОМУС – музыкальный двух- трехструнный щипковый инструмент типа русской балалайки , но с овальным или полуовальным кузовом. КОРОБ/КОРОБКА «куспак» - берестяная емкость, согнутая из одного прямоугольного полотнища таким образом, с укрепленными пришитым ивовым прутом боковыми стенками. Использовался горнотаежным населением Южной Сибири для сбора корней дикорастущих растений, хранения ячменя и ореха. КОЧО-КАН - старинный обряд испрашивания плодородия у шорцев, кумандинцев, отдельных групп хакасов. КУДЕЛЬ – вычесанный пучок растительного волокна, предназначенный для прядения. КУЗНЕЧЕСТВО – хозяйственное мужское занятие, в основе которого – обработка металлов. У автохтонных народов Южной Сибири было развито, преимущественно, в рамках домашней промышленности, т.е. производились в основном предметы для собственных хозяйственных нужд. Кулема – ловушка ущемляющего действия. Принцип ее действия заключается в том, что удар приходится поперек спины животного. Различаются кротовые, заячьи, медвежьи кулемы и др. КУЛЬТ – (латинское cultus – почитание, поклонение) – исторически сложившийся тип религиозных отношений. КУЛЬТ ОГНЯ – почитание духа огня, известного, тюркоязычных народов Южной Сибири как «от-Эне» (мать-Огонь). У телеутов сохранилось почитание огня в форме бескровного жертвоприношения глиняным очажкам в свадебном обряде. КУРМУШ – культовый предмет в виде антропоморфного изображения охотничьего духа бачатских телеутов. ЛАБАЗ – сооружение для хранения припасов: у автохтонных народов Сибири в виде настила на сваях. ЛАСТОВИЦА – квадратный лоскут ткани, пришиваемый подмышками женских и мужских рубах русских крестьян и некоторых аборигенных народов Южной Сибири. ЛЕКАЛО – шаблон, по которому выкраивались детали одежды, обуви, обозначались мотивы вышивки или аппликации. ЛЮЛЬКА – детская колыбель. У народов Сибири встречались разные типы люлек: в виде деревянной рамы с полостью из текстиля, подвешиваемая к крюку в потолке с помощью веревки; в виде берестяного или деревянного короба с дугой в изголовье или без нее. МАЛТЫК/МЫЛТЫК (шор.) – охотничье ружье преимущественного тульского производства, иногда с самодельными деталями – прикладом, курком и т. д. Появилось у таежных охотников Сибири после освоения региона русскими. МАНГАЗЕЙСКИЙ ГОРОД – В 1601 г. по указу царя Бориса Годунова был поставлен острог Мангазея в нижнем течении р. Таз, упоминаемый как город с 1607 г. и по своей застройке условно представлявший собой: крепость, посад и церкви. МАНЖЕТЫ – Сложенные повдоль полоски ткани, пришиваемая к нижним присборенным краям рукавов и фиксируемые на запястье с помощью застежки, часто в виде пуговицы. МАНОК – охотничий духовой инструмент, имитирующий своим звучанием голоса зверей или птиц. МАСЛОБОЙКА – предмет домашней утвари – приспособление для сбивания масла. У народов Сибири встречается два типа маслобойка: цилиндрической формы с палкой-мутовкой и в виде прямоугольного деревянного ящика в котором с помощью ручки вращается мутовка в виде плоской доски с отверстиями. МЕЛЕЙ - рукавицы хакасов, сшитые из сукна на подкладке из овчины и декорированные растительным орнаментом, выполненным в технике вышивки тамбурным швом и плоской гладью. МЕРКЕМ – емкость для дозирования пороха при заряживании ружья охотником, прикрепляемая к специальному ремню. миссионеры - духовный проповедник, просветитель. Наиболее известный в нашем регионе миссионер Алтайской духовной миссии Василий Вербицкий (1827–1890) – протоиерей, этнограф. МОРДВА – представители финно-угорской языковой семьи, проживают в Российской Федерации, коренное население Мордовии (числ. в России 843,350 чел., в Кемеровской обл. 7,221 чел.). Делятся на группы эрзя и мокша. МОТЫЖНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ – ручной способ обработки земли, при котором используется мотыга – орудие с железным наконечником, расположенным под прямым углом к деревянной рукояти, что облегчает работу на каменистых почвах. Мÿÿс – емкость для пороха, подвешенная к специальному ремню охотника. НАРТА охотничья – сани для перевозки грузов охотником. НАРЫ – широкие лавки вдоль стен, предназначенные для спанья НАТРУСКА – охотничий пояс с черезплечным ремнем с подвешенными пороховницами из коровьего рога, пистонницами, сумочками для пыжей и дроби. НОГОВИ́ЦЫ – вид гамаш, облегающих ноги. Изготавливались отдельными народами Сибири (эвенками, эвенами, ульчами) из меха, ровдуги, сукна. НАТАЗНИКИ – поясная одежда в виде коротких штанов, напоминающих шорты. Изготавливались отдельными народами Сибири из ровдуги, сукна. ОБШЛАГ – нижний край рукава. ОДУК (шор.) – сапоги из сыромятной кожи на плоской мягкой подошве без каблука, с кожаным или холщевым голенищем. ОЗУП – корнекопалка в виде изогнутой рукояти со ступательной площадкой-поперечиной и железным наконечником, служившая у народов Сибири для заготовки корней съедобных растений. орба - колотушка к шаманскому бубну. ÖРГАН – (öрген – тюркск.: кол, стойка) – деревянная кровать на четырех ножках в хакасской юрте. ОРЕКЕНЕР – изображения домашних покровителей шорцев в виде антропоморфных холщевых фигурок, часто без обозначения конечностей, набитых куделью. Область лица ограничена лоскутом ткани, глаза – бисеринки. ОСТРОГ – пограничное деревянное укрепление, известное в Древней Руси с XII в., с конца XVI — начала XVII вв. остроги распространены — в Сибири как центры сбора ясака и колонизации края. Некоторые остроги впоследствии стали крупными городами. ОТ ОРНЫ – очаг в виде утрамбованной глиняной ямки посреди юрты, обложенный камнями. ПАБРЫК – деревянный валек в виде массивного бруска с короткой рукояткой. Вальки имели различное предназначение: использовались для растирания кедровых шишек, обмолота льна, стирки. У валька для обработки кедровых шишек на рабочей поверхности вырезались поперечные зубцы. ПАЗУШНЫЙ РАЗРЕЗ – грудной разрез не распашной одежды. ПАЛЬМЕТТА – (франц. palmette), орнаментальный мотив в виде стилизованного веерообразного листа. ПАЯНА/ПАЙАНА – общее название почитаемых духов у бачатских телеутов, так каждая из березок жертвенника «сомо» посвящалась у них определенному почитаемому духу. ПЕБЕЙ – детская люлька в виде деревянного узкого ящика на ножках, с дугой из ивового прута в изголовье, обтянутой шкурой, и сливом-мочеточником в виде вставляемой в отверстие воронки – в ногах. ПЕРЛАМУТР – мелкие украшения в виде пуговиц, дисков из раковин жемчужниц (внутреннего слоя), используемые народами Южной Сибири для декорирования фрагментов костюма. ПЕСТ – приспособление, изготовленное из камня, металла или в комбинированной технике (каменный боек с деревянной рукоятью-развилкой) для размельчения в ступе зерна, соли, табака. ПЕЧЬ ПЛАВИЛЬНАЯ – сооружение, используемое с древности для плавки медных, железных и др. руд. ПЛАШКА – охотничья ловушка, состоящая из двух досок – основы и давка, между которыми устанавливается сторожок, срываемый зверьком при захвате приманки и приводящий в движение давок, обрушиваемый на животное. ПОДЗОР – декоративная кайма, украшающая нижний край кровати. У бачатских телеутов выполнялась в технике аппликации. ПОГО – нагрудник замужних хакасок. Полуовальной формы, с жесткой прокладкой. Лицевая сторона расшита бисером, перламутровыми пуговицами. В мотиве орнамента обязательно присутствует солярная символика, растительные мотивы. Вдоль края пого обрамлялось подвесками из бусин. ПОЛИКИ – детали плечевой одежды, соединяющие полочку и спинку по линии плеч. ПОЛУБРЕВНА – расколотые повдоль и выдолбленные изнутри в виде желоба бревна, используемые для покрытия крыши у таежного населения Южной Сибири. РЕКОНСТРУКЦИЯ – воссоздание объекта историко-культурного наследия на основе сохранившихся подлинных элементов, аналогов данного памятника. Реконструкция не является памятником или его частью. РУССКИЕ СТАРОЖИЛЫ – потомки русских казаков-первопроходцев – постоянные жители Сибири с XVII в. САМОПРЯЛКА – ножная прялка, производящая прядение и кручение нити одновременно. САМОСТРЕЛ – орудие лучкового боя, похожее на западноевропейский арбалет, устанавливаемое преимущественно на тропах копытных животных. САРАНА (САРАНКА) – род растений из семейства лилейных с корнем-луковицей из мясистых черепитчатых чешуй, употребляемых народами Сибири в пищу. САРГАШ – приспособление для ручного веяния зерна и ореха в целях очистки их от шелухи. Представляет собой большого размера совок с днищем полукруглой формы и бортом из тонкой кедровой дранки. СЕЛЬНИЦА – плоская деревянная чаша для просеивания муки. СИНКРЕТИЗМ – смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например, различных культов и религиозных систем в верованиях народов Сибири. СОБИРАТЕЛЬСТВО – одна из древнейших форм хозяйственной деятельности, в большинстве случаев – традиционное женское занятие, заключающееся в сборе съедобных дикоросов. Автохтонные народы горнотаежной зоны Южной Сибири использовали при сборе съедобных корневищ корнекопалку «озуп». СОКУЙ – длинная одежда глухого покроя из оленьих шкур с капюшоном. СОМО – жертвенник телеутов, устраиваемый в укромном месте двора и представляющий собой поставленные в ряд молодые березки, каждая из которых посвящена определенному почитаемому духу. На веточки в виде приношения подвязаны ленты, цвет которых соответствовал сторонам света: восток – сине-зеленый/голубой, запад – белый, юг – красный, север – черный. СОСНОВСКИЙ ОСТРОГ – оборонительное сооружение, построенное в 1657 г. в северо-западной части Кемеровской области (Яшкинский район). Раскопки башни острога, реконструированной в экомузее «Тюльберский городок, проводились археологом Ю.В. Шириным. СРУБНОЕ ЖИЛИЩЕ – сооруженное из бревен в срубной технике. Углы рубились в "угол", "в обло" или "в чашу": в бревне выбирался полукруг, а концы бревен выступали за стены сруба. Такое соединение помогало в условиях Сибири сохранять тепло. СТУПА – тяжелый сосуд из дерева, меди или чугуна, в котором измельчают зерно, соль, табак и т.д. с помощью песта (см. пест). СЫРОМЯТЬ/СЫРОМЯТНАЯ КОЖА – вид обработанной древним способом кожи, при котором ее вымачивают, жируют и обязательно тщательно разминают. Использовалась такая кожа народами Южной Сибири для изготовления обуви, ремней и т.п. ТАБАКЕРКА – емкость для табака в виде небольшой, плотно закрываемой коробки из дерева, кости, бересты. ТАЙГАМ – культовый предмет в виде антропоморфного изображения охотничьего духа шорцев верховьев Мрассу. ТАЛКАН – мука из предварительно обжаренных зерен ячменя, употреблялась в пищу разведенная молоком, медом или водой. ТАМБУРНЫЙ ШОВ – декоративный шов в виде цепочки, каждое звено которой выходит одно из другого. ТАНА – накосное украшение в виде прикрепленной к двум цепочкам серебряной монете или круглой броши, которое женщине прикрепляли к косам во время свадьбы. После смерти мужа вдова не имела права носить тана. ТЕК – шелковый шнур, используемый бачатскими телеутами для декоративной отделки деталей одежды (пазушного разреза, воротника и т.д.). ТЕЛЕУТЫ – малочисленный тюркоязычный народ Южной Сибири (числ. в России 2.650 чел., в Кемеровской обл. 2.534 чел), ведущий свое происхождение от притомских кыпчакско-кузнецких тюрок и средневековых кочевников-скотоводов теле. У телеутов исторически сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевые скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники притаежной зоны. До настоящего времени бачатские телеуты, сохранившие в местах своего компактного проживания традиционные элементы культуры, проживают в Бековском национальном сельском Совете Беловского района Кемеровской области – дд. Челухоево, Беково, Верховская и д. Шанда Гурьевского района. Часть телеутских поселков вошла в черту г. Белово (пп. Черта, Телеут, Заречная) и Новокузнецк (п. Телеут). ТЕРБЕН – ручная мельница для растирания зерна, состоящая из двух дисков – каменных или кедровых. ТИСОК БЕРЕСТЯНОЙ – полотнище бересты, используемое для покрытия юрт и чумов у народов Сибири. ТКАЧЕСТВО – изготовление ткани на специальном станке. У шорцев сохранялся древний тип горизонтального ткацкого станка «кендырь тыбеге», на котором производилась ткань полотняного переплетения. ТОКПАК – орудие для обмолачивания зерен ячменя. Представлен как колотушкой на ремне, так и цепом русского типа с рукоятью и путцом. ТОМСКИЙ ОСТРОГ – построен в 1604 г. на южной части Воскресенской горы у реки Томь тюменскими казаками. ТОПЧУ/ТОПЧЫ – пуговица. Традиционно изготавливались сферические серебряные пустотелые пуговицы с петлей для пришивания, часто украшенные сквозным ажурным орнаментом. Бытовали пуговицы из бусин с серебряной пронизкой, укрепленной круглыми, иногда ажурными накладками. ТОФАЛАРЫ – (тофа, прежнее название — карагасы), малочисленный тюркоязычный народ, проживающий Нижнеудинском районе Иркутской области (числ. в России 763 чел.). Традиционное занятие — охота в сочетании с транспортным оленеводством и собирательством. ТОШТОК – женское нагрудное украшение замужней женщины. ТРЕНОГА – котел на трех ножках или кованый обруч на трех подставках, размещаемый над отрытым огнем, в который устанавливается котел для приготовления пищи. ТУНИКООБРАЗНЫЙ КРОЙ – крой по типу туники, в основе которой лежит согнутое по линии плеч полотнище ткани. ТЮЛЬБЕРЫ – малочисленный тюркоязычный народ, проживающий ко времени появления в Притомье русских оседло по обоим берегам Средней Томи вниз от устья реки Ускат. ТЮЛЬБЕРСКИЙ ГОРОДОК – экомузей-заповедник на территории Кемеровского района Кемеровской области. ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ – народы, говорящие на тюркском языке Алтайской языковой семьи. В Сибири это: чуваши, сибирские татары, алтайцы, телеуты, хакасы, тувинцы, тофалары, шорцы, якуты, долганы. УЛУС – (монгольское – государство, народ, люди). В начале ХХ в. относительно аборигенов Сибири улус значил административную единицу, поселение. УЛЬГЕНЬ – верховное божество в тюркской мифологии. УХВАТ – приспособление для подхвата горшков из русской печи, представляющее собой длинную деревянную рукоять с металлической рабочей частью с рогаткой на конце. ХАКАСЫ – тюркозычный народ, проживающий в республике Хакасия, включающий четыре этнографические группы: качинцев, сагайцев, кызыльцев и койбалов (числ. в России 75.622 чел., в Кемеровской обл. 503 чел.). Основным хозяйственным занятием хакасов традиционно было полукочевое скотоводство, максимально приспособленное к местным природным условиям, сочетаемое с охотой (исключая койбалов), собирательством, рыболовством и мотыжным земледелием. ЦЕП с путцом – приспособление для обмолота зерновых культур. Цеп, характерный для русского крестьянского хозяйства состоит из двух деталей – рукояти и била подвижно соединенных между собой кожаным ремнем – путцом. Широко распространен у автохтонных народов Сибири, занимающихся мотыжным и плужным земледелием. ЧАБУ – боковые клинья треугольной формы, расширяющие одежду к подолу. ЧАКА – узкий воротник из яркого сукна или драпа, на жесткой прокладке с ситцевым подкладом. Лицевая сторона по всему периметру вдоль края обшита черным шнурком, зигзагообразно перевитым золотной нитью. На концах нашиты поставленные на угол квадратики из бересты, сплошь ушитые золотной нитью. ЧАЛУЛАР – культовый предмет в виде миниатюрного бубна. ЧАЧ ПУУШ – девичий накосник телеутов и шорцев, представляющий собой кисть из скрученных конских волос. Верхняя часть кисти сплетена в косички, перемотана цветными нитками, а на свободно свисающие концы прикреплены раковины каури, бусины, иногда – колокольчики. ЧЕЛКАНЦЫ – тюркоязычная группа, входящая в состав населения Республики Алтай (устаревшее название Лебединцы или Лебединские татары. В хозяйстве преобладал охотничий промысел наряду с собирательством, примитивным мотыжным земледелием и рыболовством. ЧЕРКАН – ловушка ущемляющего действия, основанная на принципе лучкового боя. Настораживалась с помощью натягивания тетивы лука и прибивала мелкого пушного зверька, не портя шкурки. ЧИРКИ – обувь из сыромятной кожи типа калош на мягкой подошве. ШАБЫР (шор.) – халат туникообразного кроя с широким прямым рукавом и ластовицами и пришивным шалевым воротником, иногда декорированным вышивкой, иногда обшитым вдоль края кантом или расшитым раковинами каури. ШАЛЫГ – культовый предмет в виде антропоморфного изображения охотничьего духа шорцев среднего течения Кондомы. ШАМАН – служитель шаманского культа. ШАПЧАК – деревянный сосуд, изготовленный бондарным способом: склепанный из отдельных, часто сужающихся кверху дощечек, охваченных ивовыми или металлическими обручами. Кадки использовались как для хранения пищевых продуктов, так и заквашивания теста, при этом кадка всегда устанавливалась в вертикальном положении. ШОРЦЫ – тюркозычный народ, проживающий на юге Кемеровской области в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском районах и пригородных поселках г. Мыски (числ. в России 13.975 чел., в Кемеровской обл. 11.554 чел.). К началу ХХ в. шорцы представляли собой две этнографические группы: северную лесостепную (абинскую) и южную горнотаежную (шорско-бирюсинскую), различающиеся уровнем социально-экономического развития, особенностями хозяйства и материальной культуры. У лесостепных шорцев скотоводство сочеталось с земледелием и охотой, у горнотаежных преобладал охотничий промысел наряду с собирательством, примитивным мотыжным земледелием и рыболовством. ЫЗЫРГА – серебряные серьги телеутов, изготовленные часто в виде стилизованного ажурного цветка, опущенного лепестками вниз и украшенного сферическими подвесками. Середина его инкрустирована полудрагоценным камнем – сердоликом, агатом, лазуритом и т.п. Эвенки – народ в Сибири, известный также под названием тунгусы, орочены, бирары, манегры (числ. в России 35.257 чел., в Кемеровской обл. 22 чел.) Говорят на эвенкийском языке, в котором прослеживаются следы общности с монгольскими, тюркскими и самодийскими языками. Занимались оленеводством, которое характеризовалось вьючно-верховым использованием оленей, и сочеталось с охотой и рыболовством. ЭЗЕР – седло тюркоязычных народов Южной Сибири, состоящее из ленчика с высокой задней и низкой передней лукой и двух деревянных полок, изогнутых по форме спины лошади. Эрлик – в тюркской мифологии – властелин подземного мира. Противостоит Ульгеню – верховному божеству верхнего мира ЭМЕГЕНДЕР – изображения домашних покровителей телеутов в виде антропоморфных холщевых фигурок без обозначения конечностей, набитых куделью. Область лица ограничена лоскутом ткани, глаза – бисеринки. ЮРТА – разборное жилище цилиндроконической формы с войлочным или берестяным покрытием. У алтайцев, тувинцев, бурят стены из раздвижных, поставленных по кругу решеток. У хакасов-сагайцев остов – из кольев, вбитых по кругу и конической крышей; покрышки из двойного слоя вываренной бересты, прошитой конским волосом. К началу ХХ в. у народов Сибири появляется срубная многоугольная юрта. |
© 2003-2010 Все права защищены. Наш адрес: 650043 пр. Советский, 77 г. Кемерово, Россия museum@kemsu.ru