ENG











 

 
Словарь этнографических терминов

Составитель: Т. И. Кимеева, кандидат культурологи,
руководитель этнографических фондов музея
 «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ

АБОРИГЕНЫ – коренные обитатели той или иной территории, живущие здесь «изначально», то же, что АВТОХТОНЫ.

АБЫЛ – орудие обработки земли, характерное для мотыжного земледелия. Состоит из деревянной рукояти и насаженного на нее под углом железного полукруглого наконечника.

 АЗАГАТ один видов осоки, высушенной и используемый горнотаежным населением Южной Сибири в качестве подстилки для обуви.

 АЙАК – чашка, долбленая из капа (шарообразного нароста на стволе березы), бытовавшая в качестве столовой утвари горнотаежного тюркоязычного населения Южной Сибири.

 АКЧА – (от тюркск. – деньги) украшения на воротниках женских платьев и нагрудниках в виде берестяных поставленных на угол квадратиков, сплошь ушитых золотой нитью.

 Алтайцы - автохтонное население Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области (числ. в России 67.239 чел., в Кемеровской обл. 528 чел.) В прошлом алтайцами назывались тюркоязычные племена, жившие в Горном Алтае и частично в Кузнецком Алатау. Основное традиционное занятие – отгонное скотоводство, преимущественно, разведение лошадей, сочетаемое с охотой (была распространена верховая охота с ловчими соколами) и мотыжным земледелием (при переходе на оседлость)

 АЛЭЛ – культовый предмет, изображающий духа-покровителя семьи и деторождения у кетов.

 АППЛИКАЦИЯ – прием декорирования фрагментов костюма, предметов культа и быта путём нашивания на текстиль, мех, кожу элементов орнамента из материалов различной фактуры и цвета.

 АПШАК – (тюркск. – медведь). В музейной коллекции по тюркским народов Южной Сибири этим термином обозначается культовый предмет-оберег в виде отсеченной и высушенной медвежьей лапы.

 АРАКА – крепкий алкогольный напиток тюркоязычных народов. Изготавливалась с помощью специальных приспособлений путем перегонки из напитка, получаемого при брожении солода, корней кандыка и т.д., который у шорцев носил название абыртка.

АРЧЕМАК – охотничья сумка из шкуры или кожи.

 БАЛАГАН охотничий – строение из бревен, сооружаемое в промысловых охотничьих угодьях.

 БОЧОНОК – деревянный сосуд, изготовленный бондарным способом: склепанный из отдельных, чаще расширенных в средней части дощечек, охваченных ивовыми или металлическими обручами. Бочонки использовались для хранения напитков и могли устанавливаться в горизонтальном положении.

 БРАНОЕ ТКАЧЕСТВО – (от слова «брать», «выбирать») выполняется в технике сложного переплетения. Ткань имеет двойную структуру. Фон  ткали на двух ремизках, а узор выполняли с помощью специальной дощечки «бральницы», на которую предварительно набирали нити основы в соответствии с узором.

 БРАТСКИЙ ОСТРОГ – укрепление, построенное в 1631 г. на Ангаре русскими служилыми людьми. Северо-западная угловая башня Братского острога находится в музее-заповеднике «Коломенское», куда она была вывезена академиком А.П. Окладниковым.

 БУБЕН ШАМАНА (тюркск. – тÿÿр) – культовый предмет, по значению сходный с иконостасом у христиан: с бубном шаман осуществлял моление (камлание); на его лицевой стороне изображались почитаемые духи и божества и рисунки, отражающие представления о структуре Вселенной. В основе бубна народов Южной Сибири – обод из кедровой дранки. Лицевая сторона затянута кожей, внутри помещена рукоять, олицетворяющая хозяина бубна. Во время ритуального камлания шаман, обращаясь к духам, изображенным на бубне, ударял по нему колотушкой орба.

БУРХАНИЗМ ак-дъян (белая вера) – религиозное течение, сложившееся на Алтае и включившее в себя целый ряд языческих представлений. Его влияние прослеживается в культовых предметах телеутов.

ВЕРЕТЕНО – орудие для ручного прядения пряжи.

 ВОЛОКУША «сюртка (шорская)»– приспособление в виде зашнурованного мешка из шкуры крупных копытных, который охотник таежной зоны Южной Сибири тянул за собой по снегу с помощью длинного ремня с наплечными лямками, транспортируя за собой охотничье снаряжение и трофеи.

 ГАЛУН позументная тесьма золотого или серебряного цвета и нашивка из этой тесьмы на одежде.

 ГОЛЕНИЩЕ – верхняя часть сапога, пришивая к его головке (нижней части). Обычно эта деталь сапога изготавливалась из кожи, но у горнотаежного населения Южной Сибири имело место холщевое голенище, подвязываемое под коленом специальным шнурком.

 ГОНЧАРСТВО – хозяйственное занятие, в основе которого – изготовление утвари из глиняного теста. У отдельных родов шорцев к началу ХХ в. сохранялся древний способ изготовления сосудов налепом (без применения гончарного круга).

 ГОРОДИЩЕ – остатки древнего поселения, окруженного валом и рвом.

ДЕРЕВООБРАБОТКА – хозяйственное занятие, в основе которого – обработка древесины различных пород в целях изготовления утвари, деталей орудий труда, оружия и т.д.

 ДИОРАМА музейная – часть экспозиции, представляющая панорамное изображение, которое объединяет живописный второй план и передний план, заполненный объемными фигурами манекенов, экспонатами и.т.д., раскрывающими определенную тему.

 ЕНЕКЕЛЕР культовый предмет, изображающий духов – «дочерей Ульгеня» или «матерей эмегендеров».

 ЖЕРТВЕННИК – специально оборудованное, согласно традиционным религиозным представлениям народов Сибири, место на возвышении (гора, холм), где проводились обряды поклонения духам, сопровождаемыми жертвоприношениями.

 ЗЕМЛЯНКА – жилище, известное народам Сибири с эпохи верхнего палеолита, каркасно-столбовой конструкции, прямоугольное в плане, углубленное в землю, с покрытием из жердей и бревен, засыпанных землей.

 ЗЕРГА – женское ушное украшение хакасов в виде двух соединенных серебряной цепочкой серебряных монет, с прикрепленными к ним подвесками из бусин и шелковых кистей и круглыми ушными петлями.

 ИНЬ – культовый предмет, изображающий духа грома у кетов.

 КАЗАН большой котел для приготовления пищи на много человек сразу.

 КАЗЫМСКИЙ ОСТРОГ –(Юильский) (археолого-этнографический комплекс) расположен в нижнем течении р. Вон-Вошьюган левого притока р. Казым. В связи с практикой реконструкции острогов  на территории Сибири существует Казымский острог в окрестностях г. Новосибирска (Историко-архитектурный музей ИАЭТ СО РАН).

 КАЙЧИ – сказитель у многих тюркоязычных народов Южной Сибири, речитативом рассказывающий сказки под аккомпанемент комуса.

 Калмаки малочисленный тюркоязычный народ Южной Сибири (общ. числ. около 500 чел.), предками которых являются «Выезжие» телеуты, откочевавшие под Томский острог на р. Искитим. Часть калмаков в нач. XVIII в. отселилась по р. Томи на ее правый берег против Томской Курьи близ Сосновского острога. Тесные брачные и религиозные связи калмаков с сибирскими и казанскими татарами-переселенцами привели к сложению этнотерриториальной группы искитимских татар-калмаков.

 КАМЛАНИЕ (от хам, кам – название шаманов в ряде тюркских языков Южной. Сибири), обозначает особые ритуальные действия шамана, во время которых он «общается» с духами. Ударами в бубен, исступлёнными плясками он приводил себя в состояние экстаза (с явлениями галлюцинации), «вступая» в общение с духами и воздействуя на них. Обряд камлания исполнялся на родовых праздниках, для «лечения» больных и др.

 КАМУС – шкура с ног лошади, оленя, лося, используемая для шитья одежды и обуви у народов Севера и Сибири, а также для обтяжки охотничьих лыж.

 КАНАТУЛАР – культовый предмет, изображающий охотничьего духа у шорцев среднего течения Мрассу и у бачатских телеутов.

 КАНДЫК – многолетнее луковичное растение из семейства лилейных. Луковицы народы Сибири употребляли в пищу.

 КАПКАН дуговой – орудие пассивного способа охоты, защемляющие с помощью металлических дуг на пружинах лапу зверя или другую часть тела зверя. Размеры капканов зависели от величины животного, на которого он устанавливался (медведя, рыси, волка, лисицы и т.д.).

 КАРКАСНОЕ ЖИЛИЩЕ (переносное) – представлено у скотоводов Южной Сибири (алтайцев, тувинцев и др.) разборной юртой, остов которой состоит из жердей и решеток, устанавливаемых по кругу, покрываемых сверху войлоком.

 КАРКАСНО-СТОЛБАЯ КОНСТРУКЦИЯ жилища – конструкция жилища, основу которой составляет каркас (вертикальные столбы и горизонтальные рамы)

 КАУРИ раковины – скелетное образование одного из видов моллюсков Тихого и Индийского океанов. С древности известны как обереги у многих народов мира, в том числе в Южной Сибири, на Алтае.

КЕНДЫРЬ – домотканое полотно из волокон конопли или крапивы.

 Кеты – представители изолированной языковой семьи, говорят на кетском языке. Проживают в Туруханском, Ярцевском и Байкитском районах Красноярского края (числ. в России 1.494 чел., в Кемеровской обл. 6 чел.). Основным занятием большинства кетов являлась охота с использованием активных ее приемов и множества ловушек: петель, силков, плашек, слопцов, кулем и т.п. Охота сочеталась с рыболовством, являющимся преобладающим занятием у курейских кетов.

 КИМЕГЕ – печь в юрте скотоводов Южной Сибири: каменная, круглая в сечении, обмазанная глиной, с отверстием для топки и дымоходом.

 КИСЕТ – мешочек из текстиля, затягиваемый у верхнего края шнурком.

 КÖЖОГЕ – культовое свадебное покрывало у бачатских телеутов.

 КОЛБА род растений из семейства лилейных с резким чесночным вкусом. Стебли народы Сибири употребляли в пищу.

 КОМПЛЕКСЫ НАРОДНОГО КОСТЮМА – совокупность взаимосвязанных элементов костюма, исторически сложившихся у разных этнических групп, традиционно связанных в единое целое. В женском русском народном костюме, например, выделяются комплексы: сарафанный (северорусский) и паневный (южнорусский).

 КОМУС – музыкальный двух- трехструнный щипковый инструмент типа русской балалайки , но с овальным или полуовальным кузовом.

 КОРОБ/КОРОБКА «куспак» - берестяная емкость, согнутая из одного прямоугольного полотнища таким образом, с укрепленными пришитым ивовым прутом боковыми стенками. Использовался горнотаежным населением Южной Сибири для сбора корней дикорастущих растений, хранения ячменя и ореха.

 КОЧО-КАН - старинный обряд испрашивания плодородия у шорцев, кумандинцев, отдельных групп хакасов.

 КУДЕЛЬ – вычесанный пучок растительного волокна, предназначенный для прядения.

 КУЗНЕЧЕСТВО – хозяйственное мужское занятие, в основе которого – обработка металлов. У автохтонных народов Южной Сибири было развито, преимущественно, в рамках домашней промышленности, т.е. производились в основном предметы для собственных хозяйственных нужд.

 Кулема – ловушка ущемляющего действия. Принцип ее действия заключается в том, что удар приходится поперек спины животного. Различаются кротовые, заячьи, медвежьи кулемы и др.

КУЛЬТ – (латинское cultus – почитание, поклонение) – исторически сложившийся тип религиозных отношений.

 КУЛЬТ ОГНЯ – почитание духа огня, известного, тюркоязычных народов Южной Сибири как «от-Эне» (мать-Огонь). У телеутов сохранилось почитание огня в форме бескровного жертвоприношения глиняным очажкам в свадебном обряде.

 КУРМУШ культовый предмет в виде антропоморфного изображения охотничьего духа бачатских телеутов.

 ЛАБАЗ – сооружение для хранения припасов: у автохтонных народов Сибири в виде настила на сваях.

 ЛАСТОВИЦА – квадратный лоскут ткани, пришиваемый подмышками женских и мужских рубах русских крестьян и некоторых аборигенных народов Южной Сибири.

 ЛЕКАЛО – шаблон, по которому выкраивались детали одежды, обуви, обозначались мотивы вышивки или аппликации.

 ЛЮЛЬКА – детская колыбель. У народов Сибири встречались разные типы люлек: в виде деревянной рамы с полостью из текстиля, подвешиваемая к крюку в потолке с помощью веревки; в виде берестяного или деревянного короба с дугой в изголовье или без нее.

 МАЛТЫК/МЫЛТЫК (шор.) – охотничье ружье преимущественного тульского производства, иногда с самодельными деталями – прикладом, курком и т. д. Появилось у таежных охотников Сибири после освоения региона русскими.

 МАНГАЗЕЙСКИЙ ГОРОД – В 1601 г. по указу царя Бориса Годунова был поставлен острог Мангазея в нижнем течении р. Таз, упоминаемый как город с 1607 г. и по своей застройке условно представлявший собой: крепость, посад и церкви.

 МАНЖЕТЫ – Сложенные повдоль полоски ткани, пришиваемая к нижним присборенным краям рукавов и фиксируемые на запястье с помощью застежки, часто в виде пуговицы.

 МАНОК – охотничий духовой инструмент, имитирующий своим звучанием голоса зверей или птиц.

 МАСЛОБОЙКА – предмет домашней утвари – приспособление для сбивания масла. У народов Сибири встречается два типа маслобойка: цилиндрической формы с палкой-мутовкой и в виде прямоугольного деревянного ящика в котором с помощью ручки вращается мутовка в виде плоской доски с отверстиями.

 МЕЛЕЙ - рукавицы хакасов, сшитые из сукна на подкладке из овчины и декорированные растительным орнаментом, выполненным в технике вышивки тамбурным швом и плоской гладью.

 МЕРКЕМ – емкость для дозирования пороха при заряживании ружья охотником, прикрепляемая к специальному ремню.

 миссионеры - духовный проповедник, просветитель. Наиболее известный в нашем регионе миссионер Алтайской духовной миссии Василий Вербицкий (1827–1890) – протоиерей, этнограф.

 МОРДВА – представители финно-угорской языковой семьи, проживают в Российской Федерации, коренное население Мордовии (числ. в России 843,350 чел., в Кемеровской обл. 7,221 чел.). Делятся на группы эрзя и мокша.

 МОТЫЖНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ – ручной способ обработки земли, при котором используется мотыга – орудие с железным наконечником, расположенным под прямым углом к деревянной рукояти, что облегчает работу на каменистых почвах.

 Мÿÿс – емкость для пороха, подвешенная к специальному ремню охотника.

НАРТА охотничья – сани для перевозки грузов охотником.

НАРЫ широкие лавки вдоль стен, предназначенные для спанья

 НАТРУСКА – охотничий пояс с черезплечным ремнем с подвешенными пороховницами из коровьего рога, пистонницами, сумочками для пыжей и дроби.

 НОГОВИ́ЦЫ – вид гамаш, облегающих ноги. Изготавливались отдельными народами Сибири (эвенками, эвенами, ульчами) из меха, ровдуги, сукна.

 НАТАЗНИКИ – поясная одежда в виде коротких штанов, напоминающих шорты. Изготавливались отдельными народами Сибири из ровдуги, сукна.

 ОБШЛАГ – нижний край рукава.

 ОДУК (шор.) – сапоги из сыромятной кожи на плоской мягкой подошве без каблука, с кожаным или холщевым голенищем.

 ОЗУП – корнекопалка в виде изогнутой рукояти со ступательной площадкой-поперечиной и железным наконечником, служившая у народов Сибири для заготовки корней съедобных растений.

 орба - колотушка к шаманскому бубну.

 ÖРГАН – (öрген – тюркск.: кол, стойка) – деревянная кровать на четырех ножках в хакасской юрте.

 ОРЕКЕНЕР – изображения домашних покровителей шорцев в виде антропоморфных холщевых фигурок, часто без обозначения конечностей, набитых куделью. Область лица ограничена лоскутом ткани, глаза – бисеринки.

 ОСТРОГ пограничное деревянное укрепление, известное в Древней Руси с XII в., с конца XVI — начала XVII вв. остроги распространены — в Сибири как центры сбора ясака и колонизации края. Некоторые остроги впоследствии стали крупными городами.

 ОТ ОРНЫ – очаг в виде утрамбованной глиняной ямки посреди юрты, обложенный камнями.

 ПАБРЫК – деревянный валек в виде массивного бруска с короткой рукояткой. Вальки имели различное предназначение: использовались для растирания кедровых шишек, обмолота льна, стирки. У валька для обработки кедровых шишек на рабочей поверхности вырезались поперечные зубцы.

 ПАЗУШНЫЙ РАЗРЕЗ – грудной разрез не распашной одежды.

 ПАЛЬМЕТТА – (франц. palmette), орнаментальный мотив в виде стилизованного веерообразного листа.

 ПАЯНА/ПАЙАНА – общее название почитаемых духов у бачатских телеутов, так каждая из березок жертвенника «сомо» посвящалась у них определенному почитаемому духу.

 ПЕБЕЙ – детская люлька в виде деревянного узкого ящика на ножках, с дугой из ивового прута в изголовье, обтянутой шкурой, и сливом-мочеточником в виде вставляемой в отверстие воронки – в ногах.

 ПЕРЛАМУТР – мелкие украшения в виде пуговиц, дисков из раковин жемчужниц (внутреннего слоя), используемые народами Южной Сибири для декорирования фрагментов костюма.

 ПЕСТ – приспособление, изготовленное из камня, металла или в комбинированной технике (каменный боек с деревянной рукоятью-развилкой) для размельчения в ступе зерна, соли, табака.

 ПЕЧЬ ПЛАВИЛЬНАЯ – сооружение, используемое с древности для плавки медных, железных и др. руд.

 ПЛАШКА – охотничья ловушка, состоящая из двух досок – основы и давка, между которыми устанавливается сторожок, срываемый зверьком при захвате приманки и приводящий в движение давок, обрушиваемый на животное.

 ПОДЗОР – декоративная кайма, украшающая нижний край кровати. У бачатских телеутов выполнялась в технике аппликации.

 ПОГО – нагрудник замужних хакасок. Полуовальной формы, с жесткой прокладкой. Лицевая сторона расшита бисером, перламутровыми пуговицами. В мотиве орнамента обязательно присутствует солярная символика, растительные мотивы. Вдоль края пого обрамлялось подвесками из бусин.

 ПОЛИКИ – детали плечевой одежды, соединяющие полочку и спинку по линии плеч.

 ПОЛУБРЕВНА – расколотые повдоль и выдолбленные изнутри в виде желоба бревна, используемые для покрытия крыши у таежного населения Южной Сибири.

 РЕКОНСТРУКЦИЯ – воссоздание объекта историко-культурного наследия на основе сохранившихся подлинных элементов, аналогов данного памятника. Реконструкция не является памятником или его частью.

 РУССКИЕ СТАРОЖИЛЫ – потомки русских казаков-первопроходцев – постоянные жители Сибири с XVII в.

 САМОПРЯЛКА – ножная прялка, производящая прядение и кручение нити одновременно.

 САМОСТРЕЛ орудие лучкового боя, похожее на западноевропейский арбалет, устанавливаемое преимущественно на тропах копытных животных.

 САРАНА (САРАНКА) – род растений из семейства лилейных с корнем-луковицей из мясистых черепитчатых чешуй, употребляемых народами Сибири в пищу.

 САРГАШ – приспособление для ручного веяния зерна и ореха в целях очистки их от шелухи. Представляет собой большого размера совок с днищем полукруглой формы и бортом из тонкой кедровой дранки.

 СЕЛЬНИЦА – плоская деревянная чаша для просеивания муки.

СИНКРЕТИЗМ – смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например, различных культов и религиозных систем в верованиях народов Сибири.

 СОБИРАТЕЛЬСТВО – одна из древнейших форм хозяйственной деятельности, в большинстве случаев – традиционное женское занятие, заключающееся в сборе съедобных дикоросов. Автохтонные народы горнотаежной зоны Южной Сибири использовали при сборе съедобных корневищ корнекопалку «озуп».

СОКУЙ – длинная одежда глухого покроя из оленьих шкур с капюшоном.

 СОМО – жертвенник телеутов, устраиваемый в укромном месте двора и представляющий собой поставленные в ряд молодые березки, каждая из которых посвящена определенному почитаемому духу. На веточки в виде приношения подвязаны ленты, цвет которых соответствовал сторонам света: восток – сине-зеленый/голубой, запад – белый, юг – красный, север – черный.

 СОСНОВСКИЙ ОСТРОГ – оборонительное сооружение, построенное в 1657 г. в северо-западной части Кемеровской области (Яшкинский район). Раскопки башни острога, реконструированной в экомузее «Тюльберский городок, проводились археологом Ю.В. Шириным.

 СРУБНОЕ ЖИЛИЩЕ – сооруженное из бревен в срубной технике. Углы рубились в "угол", "в обло" или "в чашу": в бревне выбирался полукруг, а концы бревен выступали за стены сруба. Такое соединение помогало в условиях Сибири сохранять тепло.

 СТУПА – тяжелый сосуд из дерева, меди или чугуна, в котором измельчают зерно, соль, табак и т.д. с помощью песта (см. пест).

 СЫРОМЯТЬ/СЫРОМЯТНАЯ КОЖА – вид обработанной древним способом кожи, при котором ее вымачивают, жируют и обязательно тщательно разминают. Использовалась такая кожа народами Южной Сибири для изготовления обуви, ремней и т.п.

 ТАБАКЕРКА – емкость для табака в виде небольшой, плотно закрываемой коробки из дерева, кости, бересты.

 ТАЙГАМ культовый предмет в виде антропоморфного изображения охотничьего духа шорцев верховьев Мрассу.

 ТАЛКАН – мука из предварительно обжаренных зерен ячменя, употреблялась в пищу разведенная молоком, медом или водой.

 ТАМБУРНЫЙ ШОВ – декоративный шов в виде цепочки, каждое звено которой выходит одно из другого.

 ТАНА – накосное украшение в виде прикрепленной к двум цепочкам серебряной монете или круглой броши, которое женщине прикрепляли к косам во время свадьбы. После смерти мужа вдова не имела права носить тана.

 ТЕК – шелковый шнур, используемый бачатскими телеутами для декоративной отделки деталей одежды (пазушного разреза, воротника и т.д.).

 ТЕЛЕУТЫ – малочисленный тюркоязычный народ Южной Сибири (числ. в России 2.650 чел., в Кемеровской обл. 2.534 чел), ведущий свое происхождение от притомских кыпчакско-кузнецких тюрок и средневековых кочевников-скотоводов теле. У телеутов исторически сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевые скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники притаежной зоны. До настоящего времени бачатские телеуты, сохранившие в местах своего компактного проживания традиционные элементы культуры, проживают в Бековском национальном сельском Совете Беловского района Кемеровской области – дд. Челухоево, Беково, Верховская и д. Шанда Гурьевского района. Часть телеутских поселков вошла в черту г. Белово (пп. Черта, Телеут, Заречная) и Новокузнецк (п. Телеут).

 ТЕРБЕН – ручная мельница для растирания зерна, состоящая из двух дисков – каменных или кедровых.

 ТИСОК БЕРЕСТЯНОЙ – полотнище бересты, используемое для покрытия юрт и чумов у народов Сибири.

 ТКАЧЕСТВО – изготовление ткани на специальном станке. У шорцев сохранялся древний тип горизонтального ткацкого станка «кендырь тыбеге», на котором производилась ткань полотняного переплетения.

 ТОКПАК – орудие для обмолачивания зерен ячменя. Представлен как колотушкой на ремне, так и цепом русского типа с рукоятью и путцом.

 ТОМСКИЙ ОСТРОГ – построен в 1604 г. на южной части Воскресенской горы у реки Томь тюменскими казаками.

 ТОПЧУ/ТОПЧЫ – пуговица. Традиционно изготавливались сферические серебряные пустотелые пуговицы с петлей для пришивания, часто украшенные сквозным ажурным орнаментом. Бытовали пуговицы из бусин с серебряной пронизкой, укрепленной круглыми, иногда ажурными накладками.

 ТОФАЛАРЫ(тофа, прежнее название — карагасы), малочисленный тюркоязычный народ, проживающий Нижнеудинском районе Иркутской области (числ. в России 763 чел.). Традиционное занятие — охота в сочетании с транспортным оленеводством и собирательством.

 ТОШТОК – женское нагрудное украшение замужней женщины.

 ТРЕНОГА – котел на трех ножках или кованый обруч на трех подставках, размещаемый над отрытым огнем, в который устанавливается котел для приготовления пищи.

 ТУНИКООБРАЗНЫЙ КРОЙ – крой по типу туники, в основе которой лежит согнутое по линии плеч полотнище ткани.

ТЮЛЬБЕРЫ – малочисленный тюркоязычный народ, проживающий ко времени появления в Притомье русских оседло по обоим берегам Средней Томи вниз от устья реки Ускат.

ТЮЛЬБЕРСКИЙ ГОРОДОК – экомузей-заповедник на территории Кемеровского района Кемеровской области.

ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ – народы, говорящие на тюркском языке Алтайской языковой семьи. В Сибири это: чуваши, сибирские татары, алтайцы, телеуты, хакасы, тувинцы, тофалары, шорцы, якуты, долганы.

 УЛУС – (монгольское – государство, народ, люди). В начале ХХ в. относительно аборигенов Сибири улус значил административную единицу, поселение.

 УЛЬГЕНЬ – верховное божество в тюркской мифологии.

 УХВАТ – приспособление для подхвата горшков из русской печи, представляющее собой длинную деревянную рукоять с металлической рабочей частью с рогаткой на конце.

 ХАКАСЫ – тюркозычный народ, проживающий в республике Хакасия, включающий четыре этнографические группы: качинцев, сагайцев, кызыльцев и койбалов (числ. в России 75.622 чел., в Кемеровской обл. 503 чел.). Основным хозяйственным занятием хакасов традиционно было полукочевое скотоводство, максимально приспособленное к местным природным условиям, сочетаемое с охотой (исключая койбалов), собирательством, рыболовством и мотыжным земледелием.

 ЦЕП с путцом – приспособление для обмолота зерновых культур. Цеп, характерный для русского крестьянского хозяйства состоит из двух деталей – рукояти и била подвижно соединенных между собой кожаным ремнем – путцом. Широко распространен у автохтонных народов Сибири, занимающихся мотыжным и плужным земледелием.

 ЧАБУ – боковые клинья треугольной формы, расширяющие одежду к подолу.

 ЧАКА – узкий воротник из яркого сукна или драпа, на жесткой прокладке с ситцевым подкладом. Лицевая сторона по всему периметру вдоль края обшита черным шнурком, зигзагообразно перевитым золотной нитью. На концах нашиты поставленные на угол квадратики из бересты, сплошь ушитые золотной нитью.

ЧАЛУЛАР культовый предмет в виде миниатюрного бубна.

 ЧАЧ ПУУШ – девичий накосник телеутов и шорцев, представляющий собой кисть из скрученных конских волос. Верхняя часть кисти сплетена в косички, перемотана цветными нитками, а на свободно свисающие концы прикреплены раковины каури, бусины, иногда – колокольчики.

 ЧЕЛКАНЦЫ – тюркоязычная группа, входящая в состав населения Республики Алтай (устаревшее название Лебединцы или Лебединские татары. В хозяйстве преобладал охотничий промысел наряду с собирательством, примитивным мотыжным земледелием и рыболовством.

 ЧЕРКАН – ловушка ущемляющего действия, основанная на принципе лучкового боя. Настораживалась с помощью натягивания тетивы лука и прибивала мелкого пушного зверька, не портя шкурки.

ЧИРКИ – обувь из сыромятной кожи типа калош на мягкой подошве.

 ШАБЫР (шор.) – халат туникообразного кроя с широким прямым рукавом и ластовицами и пришивным шалевым воротником, иногда декорированным вышивкой, иногда обшитым вдоль края кантом или расшитым раковинами каури.

 ШАЛЫГ культовый предмет в виде антропоморфного изображения охотничьего духа шорцев среднего течения Кондомы.

 ШАМАН – служитель шаманского культа.

 ШАПЧАК – деревянный сосуд, изготовленный бондарным способом: склепанный из отдельных, часто сужающихся кверху дощечек, охваченных ивовыми или металлическими обручами. Кадки использовались как для хранения пищевых продуктов, так и заквашивания теста, при этом кадка всегда устанавливалась в вертикальном положении.

 ШОРЦЫ – тюркозычный народ, проживающий на юге Кемеровской области в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском районах и пригородных поселках г. Мыски (числ. в России 13.975 чел., в Кемеровской обл. 11.554 чел.). К началу ХХ в. шорцы представляли собой две этнографические группы: северную лесостепную (абинскую) и южную горнотаежную (шорско-бирюсинскую), различающиеся уровнем социально-экономического развития, особенностями хозяйства и материальной культуры. У лесостепных шорцев скотоводство сочеталось с земледелием и охотой, у горнотаежных преобладал охотничий промысел наряду с собирательством, примитивным мотыжным земледелием и рыболовством.

 ЫЗЫРГА – серебряные серьги телеутов, изготовленные часто в виде стилизованного ажурного цветка, опущенного лепестками вниз и украшенного сферическими подвесками. Середина его инкрустирована полудрагоценным камнем – сердоликом, агатом, лазуритом и т.п.

 Эвенки народ в Сибири, известный также под названием тунгусы, орочены, бирары, манегры (числ. в России 35.257 чел., в Кемеровской обл. 22 чел.) Говорят на эвенкийском языке, в котором прослеживаются следы общности с монгольскими, тюркскими и самодийскими языками. Занимались оленеводством, которое характеризовалось вьючно-верховым использованием оленей, и сочеталось с охотой и рыболовством.

 ЭЗЕР – седло тюркоязычных народов Южной Сибири, состоящее из ленчика с  высокой задней и низкой передней лукой и двух деревянных полок, изогнутых по форме спины лошади.

 Эрлик – в тюркской мифологии – властелин подземного мира. Противостоит Ульгеню – верховному божеству верхнего мира

 ЭМЕГЕНДЕР – изображения домашних покровителей телеутов в виде антропоморфных холщевых фигурок без обозначения конечностей, набитых куделью. Область лица ограничена лоскутом ткани, глаза – бисеринки.

 ЮРТАразборное жилище цилиндроконической формы с войлочным или берестяным покрытием. У алтайцев, тувинцев, бурят стены из раздвижных, поставленных по кругу решеток. У хакасов-сагайцев остов – из кольев, вбитых по кругу и конической крышей; покрышки из двойного слоя вываренной бересты, прошитой конским волосом. К началу ХХ в. у народов Сибири появляется срубная многоугольная юрта.

© 2003-2010 Все права защищены.
Наш адрес: 650043 пр. Советский, 77
г. Кемерово, Россия museum@kemsu.ru