ENG









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Экспозиция зала "Скифская эпоха"

В степной Евразии от Дуная на западе и до Ордоса (Китай) на востоке в VII-III вв. до н.э. сложилось единство культуры, хозяйства, мировоззрения и искусства. Это проявляется в распространении одинаковых предметов вооружения: наконечников стрел, кинжалов скифского типа, металлических предметов конской сбруи. В степях и горных долинах распространилось искусство "звериного стиля", одинаковые типы сосудов, орудий труда и украшений. Его создали скифы Причерноморья, Синды и Меоты, савроматы, саки Казахстана, Киргизии и Памира, люди, жившие в Горном Алтае, современной Хакасии и Туве, Синцзяне и Монголии. Сложению этого единства способствовали многие факторы.

Скифо-сибирский мир - это степная цивилизация, возникшая к северу от земледельческой цивилизации Переднего Востока, Южной Европы, Ирана, Индии и Китая.

В середине I тыс. до н.э. впервые в степях возникли государства скотоводов, создавших свою культуру на базе скотоводства, земледелия при рациональном использовании природных возможностей степных просторов, приречных и горных долин.

Первое в истории Сибири государство было создано оседлым населением тагарской культуры Минусинской котловины и лесостепной части Южной Сибири. На западе оно простиралось до Кии.

Тагарская культура широко известна по многочисленным курганам, поселениям, горным выработкам, оросительным системам, каменоломням и наскальным изображениям. Памятники этой культуры найдены на северо-востоке Кемеровской области, в Хакасии и на юге Красноярского края. Их оставило европеоидное население, вероятно, древние индо-иранцы.

В Кемеровской области исследованы курганные могильники Ягуня, Серебряковский, Тисульский в Тисульском районе, Чумайские, Алчедатские курганы в Чебулинском районе. Много курганов расположено на юге Красноярского края. За последние годы открыты тагарские поселения. Основными постройками были деревянные рубленые четырехугольные дома и полуземлянки и юртообразные жилища. Вокруг находились загоны для скота.

Хозяйство тагарской культуры было комплексным, основанным на рациональном использовании природных условий степей, горных и приречных долин. Основу его составляло оседлое скотоводство и приречное, орошаемое с помощью каналов земледелие. Развито было горнорудное дело, металлургия, обработка камня, строительное дело, ювелирное искусство. Из дерева и камня возводили огромные усыпальницы - курганы, строили дома из сруба, проводили на многие километры оросительные каналы. На сооружение курганов средних размеров уходили десятки тысяч кубометров земли, камня, сотни бревен. А такие грандиозные курганы как Салбык, Аржан - настоящие степные пирамиды.

Исключительно высокого развития достигло искусство звериного стиля - феномен степной цивилизации Евразии. Оно представлено бронзовыми барельефными фигурами стилизованных летящих оленей с откинутыми назад рогами, сценами борьбы хищных и травоядных животных.

Люди тагарской культуры поддерживали связи с представителями других территорий скифо-сибирского мира, чем и обеспечивалось экономическое, культурное и политическое единство степного мира Евразии.

Тагарское искусство.

Искусство племен степной и лесостепной зоны Cибири VI-III вв. до н. э. представлено произведениями так называемого "скифо-сибирского звериного стиля". Образы животных в контурной пластике выражают конкретную сакрализацию важнейших сторон духовной деятельности древнего человека, в частности, погребального культа. В то же время, это искусство есть проекция на уровень художественных образов концепции "трех миров": верхнего, среднего (земного) и нижнего (хтонического).

Особого внимания заслуживают бронзовые оленные бляшки. Сочетание реалистического образа и преднамеренной стилизации динамики животного (подогнутые ноги и "крылатость") показывает попытку художника выразить через привычное идею сверхестественного, солярного. Со временем классический стиль изображения скифского оленя трансформируется в более условный, схематический. «Летящий» олень - образ верхнего мира. С другой стороны, идея солярности, всемирности могла быть выражена и более схематично, даже абстрактно (бронзовые зеркала, полусферические бляшки, гривны, диадемы и т.д.).

Фигуры баранов, козлов имели исключительно прикладное назначение, ими украшали различные культовые и бытовые предметы, а также оружие. Являясь не только объектом охоты, но и одомашнивания, они представляли повседневную практику, образ среднего (земного) мира, образ статичный, устойчивый.

Нижний (хтонический) мир представлен в погребальном инвентаре необычными предметами ритуального назначения: змеевидно изогнутые уплощенные стержни с симметрично-бинарными композициями из лосиных голов (единичен случай с медвежьими головами, на поздних образцах они стилизованы под змеиные головы). Это не идеалистический, а сложный, таинственный и, следовательно, опасный образ, своеобразные весы-коромысло, статичность и динамика одновременно.

Большого совершенства достигли древние ювелиры. Расплющивая золото до состояния фольги, они обкладывали им бронзовые вещи, добиваясь повышенной сакрализации предмета. Часто из золотой фольги вырезались самостоятельные аппликации, которые, по-видимому, наклеивались на органическую основу.

Особую группу представляют украшения в виде бус. Встречаются как отдельные бусины, так и целые наборы в виде ожерелья из металла, камня и стекловидной массы. Самые разнообразные по форме, цвету и материалу они выполняли не только декоративную функцию, но и служили в качестве оберегов.

Орнаментальные мотивы у тагарских племен связаны с определенными предметами из бронзы и кости, в значительно меньшей степени с керамикой. Геометрические в своей основе (зигзаг, треугольник, ромб, сетка, линия) они украшают ручки некоторых ножей, кинжалов, обушки чеканов. Уникальны находки кожаных чехлов, декорированных скрученными шерстяными нитями. Циркульный орнамент (кружок с точкой по середине) известен на костяных изделиях.

 Петроглифы скифского времени (изображения на скалах и камнях могильных оградок) представляют образы верхнего и хтонического миров, а также дают яркое представление о повседневной жизни тагарского населения (Оглахтинская, Шалаболинская, Большая и Малая Боярская писаницы).

Тонкое чувство формы и мастерство металлургов, резчиков по кости, специалистов по коже, керамике и т.д. позволяют видеть в отдельных категориях тагарского инвентаря (скифские бронзовые котлы, ритуальная посуда, предметы вооружения, туалета и др.) не только предметы чисто утилитарного назначения, но и подлинные произведения искусства.

                                       

Тагаро-таштыкский переходный период (тесинский этап).

На протяжении II-I вв. до н.э. на территории Южной Сибири происходят важные процессы, связанные с изменением всего спектра хозяйственно-культурной традиции. Синкретизм материальной и духовной культуры на данном этапе обусловлен сложностью этно-политической ситуацией в Центральной Азии накануне Великого переселения народов.

Важнейшим моментом является овладение секретами черной металлургии. Железные ножи, топоры, наконечники стрел, шилья, пряжки, кольца, элементы конской сбруи свидетельствуют о том, что новый металл находит применение во всех видах хозяйственной деятельности. Вместе с тем, бронза сохраняет ведущие позиции в изготовлении вещей прикладного и культового назначения.

Наблюдается значительный рост долговременных поселений, известных со времен тагарской культуры, и появления новых укрепленных городищ. Это свидетельствует о дальнейшей интенсификации как яйлажного скотоводства, так и мотыжного земледелия, на что указывает сооружение оросительных каналов рядом с крупными родовыми поселками.

Значительные изменения происходят в погребальном обряде. На смену представительных родовых кладбищ приходят огромные одиночные курганы под земляной насыпью, количество погребенных достигает 120 и более человек. Налицо процесс консолидации как в реальной земной, так и в загробной жизни. Окончание долговременного функционирования подобного склепа обозначено его сожжением. Культ огня, таким образом, достигает своего кульминационного развития, что знаменует своеобразный переход от трупоположения к трупосожжению.

Количество погребального инвентаря на одного погребенного резко уменьшается, а сами бронзовые предметы типичные для предшествующего времени, миниатюризируются. Это своеобразные символы реальных прототипов. Иногда миниатюры приобретают новую форму (медалевидные бронзовые зеркала). Происходит затухание классического тагарского «звериного» стиля, появляются сильно типизованные оленьи бляшки, изображения кулана и лошади, птиц, изображения зверей в круге.

Вместе с тем, в погребальных комплексах, а также составе кладов встречаются вещи явно хуннского происхождения: бронзовые поясные прямоугольные ажурные пряжки-пластины, ажурные бляхи с головой дракона, ложечковидные подвески-застежки со стилизованным изображением головы сайги.

Синкретичный характер культуры отчетливо прослеживается в керамическом комплексе. Наряду с формами типичными для тагарского времени, резко возрастает количество специфических форм для сосудов культового назначения: многогранные, с небольшими выступами-рогами по бокам, с четырьмя ушками и т.д. Интересны небольшие бронзовые сосудики в виде котелков с широкими горизонтальными ручками. Исследователи связывают их с проникновением идей зороастризма на территории Южной Сибири.

             

Изменения в идеологической области погребальной обрядности связаны как с повышенной интенсивностью контактов на уровне непосредственных носителей культуры, так и с известной адаптацией к изменяющимся условиям жизни древнего населения. Тесинский, или тагаро-таштыкский переходный этап, предстает сегодня как самостоятельная и сложная эпоха, отразившая видимо, первое проникновение каких-то новых этнических элементов в среду тагарского населения Южной Сибири.

В зале "Скифская эпоха" представлены материалы памятников:

могильник Летник VI - колл. 3 (раскопки Ю. И. Трифонова, 1972-1974 гг., М. Н. Пшеницыной, 1975 г., А. С. Полякова, 1978-1979 гг.);
могильник Означенное VII - колл. 4 (раскопки М. Н. Пшеницыной, 1975 г., А. С. Полякова, 1978 г.);
могильник Новый Белоярск - колл. 5 (раскопки М. Л. Подольского, 1975-1976 гг.);
могильник Балалык V - колл. 9 (раскопки М. Н. Пшеницыной, 1982 г.);
могильник Ионов мыс - колл. 10 (раскопки М. Н. Пшеницыной, 1983 г., В. Н. Добжанского, 1984 г.);
могильник Шестаково I - колл. 12 (раскопки А. И. Мартынова, 1966 г.);
могильник Кондрашка, Тисуль I - колл. 14, 26 (раскопки А. И. Мартынова, 1964-1966 гг.);
могильник Некрасово II - колл. 25 (раскопки А. И. Мартынова, 1970 г.);
Березовский могильник - колл. 27 (раскопки А. И. Мартынова, Б. Н. Пяткина, 1977 г., М. Н. Пшеницыной, 1978 г.);
могильник Косоголь II - колл. 56 (раскопки В. В. Иванчука, 1987 г.);
могильник Ягуня - колл. 60 (раскопки А. И. Мартынова, 1967 г.);
могильник Серебряково I - колл. 61 (раскопки А. И. Мартынова, 1969 г.);
курган Алчедат - колл. 63 (раскопки А. И. Мартынова, 1959, 1972 гг.);
могильник Утинка - колл. 64 (раскопки В. В. Боброва, 1975 г.);
могильник Тисуль III (ПМК) - колл. 67 (раскопки Г. С. Мартыновой, 1976-1977 гг.);  

ЗАЛ «СКИФСКАЯ ЭПОХА»
Микаленты – 5 экспонатов 

Витрина № 6 (хозяйство)
стенд 1 – 9 экспонатов
стенд 2 – 17 экспонатов
стенд 3 – 13 экспоната
стенд 4 – 10 экспонатов
стенд 5 – 10 экспонатов
стенд 6 – 4 экспонатов
ниша – 7 экспонатов

 

всего                                                              70 экспонатов

Витрина № 5 (посуда)
стенд 1 – 11 экспонатов
котел – 1 экспонат

 

всего                                                              12 экспонатов

Витрина № 4 (искусство)
стенд 1 – 25 экспоната
стенд 2 – 12 экспонатов
стенд 3 – 10 экспонатов
стенд 4 – 6 экспонатов
ниша – 5 экспонатов

 

всего                                                              58 экспонатов

 

Витрина № 3
стенд 1 – 29 экспонатов
бусы – 5 экспонатов (1 – 33; 2 – 19; 3 – 75; 4 – 29; 5 - 187)

 

всего                                                              368 экспонатов

Витрина № 2 (погребение)
стенд 1 – 7 экспонатов
стенд 2 – 6 экспонатов
стенд 3 – 5 экспонатов
горшки – 3 экспоната
бронза – 15 экспонатов

 

всего                                                              36 экспонат

Витрина № 1
стенд 1 – 21 экспонат
ниша – 4 экспоната

 

всего                                                              25 экспонатов

 

ИТОГО 574 ЭКСПОНАТОВ

© 2003-2006 Все права защищены.
Наш адрес: 650043 пр. Советский, 77
г. Кемерово, Россия museum@kemsu.ru