|
Экспозиция зала "Эпоха бронзы" Бронзовый век (сер. III тыс. – начало I тыс. до н.э.) – принципиально новый период в истории человечества. Освоение металла изменило жизнь древних коллективов. Сначала медь, а затем бронза (сплав меди с оловом) значительно расширили возможности хозяйственного освоения природного окружения. Однако появление металлических изделий было лишь следствием изменения экономического базиса древних обществ. Возникновение земледелия и скотоводства позволило человечеству регулировать процесс получения пищевых продуктов. Экономическая стабильность с неизбежностью повлекла за собой усложнение форм социальной организации. В этой ситуации металл сразу попал в разряд престижных ценностей. Первоначально из металла изготавливались только украшения. Затем мелкие орудия и, наконец, оружие, наряду с сельскохозяйственными инструментами. Изменение хозяйственной и социальной жизни древних коллективов имело далеко идущие последствия. Значительно возросла миграционная активность населения. Это, прежде всего, относится к скотоводам, которые освоили значительные пространства степного пояса Евразии и обеспечили широкое распространение многих технических изобретений: приемы плавки и обработки металла, традиции изготовления глиняной посуды, колесный транспорт. Значительно усложнилась духовная жизнь человечества. Именно на этот период приходится сложение развитых мировоззренческих систем, призванных объяснить сложность окружающего мира и многообразие повседневной жизни. Грозные божества солнечного света и подземного мира были гарантами мирового порядка и в представлении кочевников и скотоводов неизменно возобновляли существовавший порядок вещей, солярный культ, связанный с поклонением солнцу и священному огню, был тесно увязан с представлениями о плодородии природы. Не случайно в ходе обрядовых действий и жертву солнечному божеству приносились домашние животные: конь, бык, овца. Жертва была призвана обеспечить благосостояние коллектива и его дальнейшее воспроизводство. Божества подземного мира, с одной стороны, повелевали опасными для человека силами, с другой – регулировали его посмертное существование, так как в представлениях древних бытие души не прекращалось с гибелью телесной оболочки. Главным итогом развития человеческого сообщества в этот период было усложнение всех процессов, связанных с материальным и духовным производством. Эпоха бронзы – время возникновения древнейших цивилизаций и перехода человечества от присваивающих форм экономики к производящим. Из состояния полной зависимости человечество постепенно переходит к господству над окружающим миром. Металлургия и металлообработка. В самом термине «бронзовый век» заложен общий смысл тех кардинальных изменений в хозяйстве древнего населения Южной Сибири, которые происходят со II тыс. до н.э. Наличие рудных источников позволило древним металлургам уже в эпоху ранней бронзы наладить производство металлических изделий. Принципиально важно, что в Рудном Алтае уже в древности разрабатывались месторождения олова. Благодаря этому металлурги использовали при производстве орудий сплавы: оловянные бронзы (концентрация олова в меди превышает один процент), оловянно-мышьяковистые (помимо олова в них наблюдается повышенная концентрация мышьяка). Отливка бронзовых изделий осуществлялась в двухсторонних литейных формах. Литейные формы изготавливались из камня и обожженной глины. Металл поступал в форму через литниковый канал. Для отливки изделий со втулкой использовался керамический сердечник, который помещался между створками формы. После отливки изделий совершались операции по металлообработке. Для придания орудию прочности древние металлурги могли использовать наклеп (холодную проковку), изделия шлифовались и рабочая кромка затачивалась. Археологические исследования позволили восстановить весь ассортимент орудий: топоры-кельты, наконечники копий и стрел, ножи и кинжалы, серпы-косари, шилья и иглы. Особую группу изделий составляют украшения: браслеты, бляхи, гвоздевидные подвески, трубчатые накосники, щитковые перстни и кольца, свернутые из пластин или проволоки. Сама идея погребения умерших сородичей зарождается еще в каменном веке, но в эпоху бронзы этот аспект мировоззренческой деятельности наполняется новым содержанием. В этом сложном комплексе представлений центральное место занимала идея о том, что мир мертвых в общих своих чертах соответствует миру живых людей. Именно отсюда берет свои истоки традиция снабжать покойного всем необходимым для последующей жизни. Пища, орудия труда, посуда и оружие – вот те неизменные атрибуты, которые составляют погребальный инвентарь. С III тысячелетия до н. э., когда на территорию Южной Сибири проникает афанасьевское население, распространяется подкурганный обряд погребения. Участок, на котором расположены могилы, обносился каменной оградой, а затем сооружалась земляная насыпь. Покойных хоронили на спине с согнутыми в коленях ногами. В головах устанавливали сосуды с заупокойной пищей, а вдоль стенок могил помещали орудия труда. Афанасьевцы были скотоводами, поэтому состав погребального инвентаря включал не только орудийный набор, но сопровождался заупокойной пищей – мясом домашних животных. Во II тыс. до н. э. на территории Южной Сибири формируется новое население, которое оставило памятники окуневской культуры. Подобно афанасьевцам, они хоронили своих умерших сородичей в грунтовых ямах, которые обносились оградой и перекрывались насыпью. Окуневцы знали не только скотоводство, но и продолжали традиции хозяйственной жизни, свойственные населению каменного века. Старое и новое органично сочеталось в рамках погребального обряда. Погребальные одежды и обувь были богато украшены зубами диких животных, а среди орудий часто встречаются каменные. В могилы ставили керамические сосуды и помещали медные изделия. Кроме того, стенки каменных ящиков, в которые укладывали погребенных, украшались рисунками антропоморфных существ и домашних животных. Сложные композиции передают отношение человека к окружающему миру, а точнее говоря – «картину» мироздания. В середине II тыс. до н. э. на территорию Южной Сибири проникает андроновское население. Кочевники – коневоды, они в краткий срок освоили степные участки межгорных котловин. Как и их предшественники – афанасьевцы – они практиковали подкурганный обряд погребения. Это были невысокие земляные курганы, под которыми находились глубокие могилы. Внутри могил сооружались деревянные рамы, которые сверху перекрывались накатом из толстых бревен. Внутри ямы помещали погребенных в скорченном положении на левом боку головой на юго-запад. В эпоху поздней бронзы ирменское население стало хоронить своих покойных на правом боку в скорченном положении «на траве», не сооружая грунтовых ям, однако курганная насыпь по-прежнему возвышалась над могильным пространством. Это были уже земледельцы, которые верили, что после смерти душа переселяется в иной мир. Наскальные рисунки – ценнейший источник знаний современного человека о жизни других поколений в бесписьменные времена. Этот древнейший вид изобразительной деятельности донес до нас свидетельства сложного процесса формирования мировоззрения первобытных обществ. Рисунки эпохи бронзы широко распространены по всей территории Евразии. В каждом из регионов они имели свои специфические особенности, которые отразились в предпочтении тех или иных сюжетов, а также в приемах изображения, формировавших различные стили. Из всего комплекса разновременных изображений, наскальные рисунки эпохи бронзы на территории Южной Сибири выявляются, главным образом, в сопоставлении с изображениями из так называемых «закрытых комплексов», погребений, относящихся к кругу культур эпохи бронзы. Среди них своего рода «эталонами» могут служить гравировки на плитах погребальных каменных ящиков окуневской культуры (могильник Черновая VIII и рисунки в каменных ящиках из могильника Каракол на Алтае). Сопоставление наскальных изображений и рисунков из погребальных комплексов позволяет датировать эту изобразительную традицию первой половиной II тыс. до н. э. Древнему населению Южной Сибири в эпоху бронзы было известно несколько способов исполнения изображений: гравировка, выбивка. Именно этими приемами выполнены излюбленные образы: быки, антропоморфные изображения, солнцеголовые и быкоголовые существа, рожающие женщины, фантастические хищники и солярные символы. Многолетние усилия ученых позволили вплотную подойти к пониманию «языка» этих изображений, в которых заключены представления о бесконечном круговороте времени, в ходе которого происходит извечная борьба добра и зла, тьмы и света. Одним из центральных звеньев этой древней космогонической системы был мотив преследования солнца фантастическим хищником. Каменные стелы развитого бронзового века воплощали представления о неизменном возобновлении жизни, а на рубеже бронзового и железного веков были связаны с культом предков. В зале "Эпоха бронзы" представлены материалы памятников: могильник Летник VI - колл. 3 (раскопки Ю. И. Трифонова, 1972-1974 гг., М. Н. Пшеницыной, 1975 г., А. С. Полякова, 1978-1979 гг.); могильник Журавлево IV - колл. 80 (раскопки В. В. Боброва, 1987-1988 гг., Ю. И. Михайлова, 1989 г.); могильник Новый Белоярск I - колл. 5 (раскопки М. Л. Подольский, 1975-1976 гг.); могильник Титово II - колл. 149 (раскопки Д. Г. Савинова, В. В. Боброва, 1975-1976 гг.); могильник Юрты I - колл. 68 (раскопки А. М. Павлова, 1989-1990 гг.); могильник Журавлево I - колл. 147 (раскопки В. В. Боброва, 1986 г.); поселение Тамбарское водохранилище III - колл. 146 (раскопки В. В. Боброва, 1983-1985 гг.) могильник Титово III - колл. 52 (раскопки В. В. Боброва, 1978, 1984, 1987 гг.); могильник Устинкино - колл. 145 (раскопки Д. Г. Савинова, В. В. Боброва, 1975-1976 гг.); поселение Танай IV - колл. 148 (раскопки В. В. Боброва, 1988-2004 гг.). ЗАЛ «ЭПОХА БРОНЗЫ» Микаленты – 9 экспонатов
Витрина
№ 1
(изготовление посуды)
стенд 1 – 21 экспонат всего 47 экспонатов
Витрина № 2 (хозяйство)
стенд 1 – 17 экспонатов
cтенд 2 – 4 экспоната всего 48 экспонатов
Витрина
№ 3 (погребение)
бронзовые украшения – 5 экспонатов
сосуд – 1 экспонат всего 7 экспонатов Витрина № 4 (украшения и орудия труда) стенд 1 – 28 экспонатов стенд 2 – 52 экспоната ниша – 11 экспонатов всего 91 экспоната ИТОГО 202 ЭКСПОНАТА |
© 2003- 2018 Все права защищены. Наш адрес: 650043 пр. Советский, 77 г. Кемерово, Россия museum@kemsu.ru