|
Сценарий игровой экскурсии
по археологии и этнографии
Здравствуйте, ребята! Вы находитесь в музее
«Археологии, этнографии и экологи Сибири». Первый зал – это самая древняя
эпоха в истории человечества –
эпоха камня. В это время жили первобытные
люди, с одним из них мы познакомимся сейчас.
Он мясо ел, ел
дикий лук
Из гибкой ветки сделал
лук,
А из другой
стрелу…
Он 30 000 лет назад разрисовал скалу.
Древний человек:
Я – пещерный человек, а живу я в
камня век.
Занимаюсь я охотой, собирательство люблю,
А что надо по хозяйству – я из камня
смастерю.
В нашем веке, самом древнем, очень уж не
просто жить:
Надо камень приспособить человеку
послужить.
Мамонт – главный наш кормилец, не считая
мелкой дичи,
Сделаю
копье
побольше, чтобы мамонта убить
им.
Этот
каменный топорик очень нужен мне в
хозяйстве,
Дерево срубить ли надо, тушу ль разрубить
на части.
А
ножи,
скребки и иглы – это женское
«оружье»:
Шкуру выделать получше и нашить одежды
кучу.
Вместе мы попали в новую эпоху –
эпоху
бронзы.
Посмотрите-ка, друзья! Что из бронзы сделал
я:
Серьги,
кольца и
браслеты на моей жене
надеты.
Поразмыслив хорошенько, я решил, что можно
Кроме украшений делать и другое тоже
(указывает на
бронзовые орудия).
Чтобы сделать нам
горшок, глины мы возьмем
кусок
В прочном глиняном горшке будем мы готовить
пищу.
И хранить ее там можно!
Но нужно очень осторожно обращаться нам с
горшком,
Чтобы он не обратился в груду ненужных черепков.
Зал
этнографии.
И вот, наше с вами
путешествие в древнюю эпоху завершено. Мы попали в новую эру, в которой
живем сейчас. Рядом с нами живут разные народы.
Каждую весну с пробуждением природы
тюркские народы Сибири встречали праздником. У
хакасов такой праздник с
камланием шамана устраивался на невысоких горах или у истока реки
неподалеку от
улуса. Украшалась разноцветными ленточками
ритуальная
береза, разжигались жертвенные костры, через которых кормили духов мясом
закланного коня и овцы белой масти. После камлания шамана, испрашивающего
у духов благоденствия для земли и людей, куда допускались только мужчины,
начинался праздник для всего улуса. В нарядной толпе особенно выделялись
своим нарядом девушки и женщины. (Выходит
кайчи в традиционной
хакасской рубахе с
комусом в руках и поет).
Кайчи: Земля цветет, народ живет,
земля
цветет, кайчи поет.
Ведущий: Напевает кайчи о красавице,
что нарядом в улусе славится.
Шелк вдоль стана ее струится, видно всем:
хороша девица!
Мы рассмотрим ее наряд, гармоничен он и
богат.
Воротник у
платья отложной, а по краю
украшен тесьмой.
И рубаха мужская тоже по покрою на платье
похожа.
И манжеты в весенних цветах украшают
широкий рукав.
На грудь же
пого, друзья,
надевается.
Украшенье расшито бисером, а вдоль края
бусы нанизаны.
А
сережки хакаски мастерили из серебряных
старых монет,
И чего только на них нет! Тут цепочка,
кисточки, бусы,
В общем все, что девице по вкусу.
Голову покрывает платок, а на пальце надет перстенек.
Нет, сегодня пожалуй краше черноокой
красавицы нашей.
(Вновь появляется кайчи,
напевая, теперь уже в телеутском халате)
Ведущий: Кайчи продолжит свой
рассказ,
мы побывали у хакас, Теперь нас
телеуты
ждут…
Костюм у них совсем иной – здесь
туникообразный
крой,
Рукав заужен к
обшлагам, охватывает пояс
стан,
Под мышкой - место
ластовиц у всех: у
женщин, у девиц.
Воротник
акча
расшивали, и на платье
затем пришивали.
Он, был выкроен из сукна, на прокладку
береста шла.
Петли делали из шнура, а пуговицы из меди и
серебра.
Из старинных монет их лили и из бус иногда
мастерили.
Голову телеутки платком покрывали,
Женщины
тана носили, что из старых
монет мастерили.
На ногах носили
чирки, шили их мастерицы из
кожи,
И сукном украшали тоже.
Ну вот, наш праздник завершен,
Уже домой кайчи ушел.
И мы прощаемся, пора!
Желаем счастья всем, добра. |
|