ENG











 

 
Сценарий игровой экскурсии
по археологии и этнографии

Здравствуйте, ребята! Вы находитесь в музее «Археологии, этнографии и экологи Сибири». Первый зал – это самая древняя эпоха в истории человечества – эпоха камня. В это время жили первобытные люди, с одним из них мы познакомимся сейчас.

Он мясо ел, ел дикий лук
Из гибкой ветки сделал лук,
А из другой стрелу

Он 30 000 лет назад разрисовал скалу.

Древний человек:

Я – пещерный человек, а живу я в камня век.
Занимаюсь я охотой, собирательство люблю,
А что надо по хозяйству – я из камня смастерю.

В нашем веке, самом древнем, очень уж не просто жить:
Надо камень приспособить человеку послужить.
Мамонт – главный наш кормилец, не считая мелкой дичи,
Сделаю копье побольше, чтобы мамонта убить им.
Этот каменный топорик очень нужен мне в хозяйстве,

Дерево срубить ли надо, тушу ль разрубить на части.
А ножи, скребки и иглы – это женское «оружье»:
Шкуру выделать получше и нашить одежды кучу.

 Вместе мы попали в новую эпоху – эпоху бронзы.

Посмотрите-ка, друзья! Что из бронзы сделал я:
Серьги, кольца и браслеты на моей жене надеты.
Поразмыслив хорошенько, я решил, что можно
Кроме украшений делать и другое тоже
(указывает на бронзовые орудия).

Чтобы сделать нам горшок, глины мы возьмем кусок
В прочном глиняном горшке будем мы готовить пищу.
И хранить ее там можно!
Но нужно очень осторожно обращаться нам с горшком,
Чтобы он не обратился в груду ненужных черепков.

Зал этнографии. И вот, наше с вами путешествие в древнюю эпоху завершено. Мы попали в новую эру, в которой живем сейчас. Рядом с нами живут разные народы.

Каждую весну с пробуждением природы тюркские народы Сибири встречали праздником. У хакасов такой праздник с камланием шамана устраивался на невысоких горах или у истока реки неподалеку от улуса. Украшалась разноцветными ленточками ритуальная береза, разжигались жертвенные костры, через которых кормили духов мясом закланного коня и овцы белой масти. После камлания шамана, испрашивающего у духов благоденствия для земли и людей, куда допускались только мужчины, начинался праздник для всего улуса. В нарядной толпе особенно выделялись своим нарядом девушки и женщины. (Выходит кайчи в традиционной хакасской рубахе с комусом в руках и поет).

Кайчи: Земля цветет, народ живет,
земля цветет, кайчи поет.

Ведущий: Напевает кайчи о красавице,
что нарядом в улусе славится.
Шелк вдоль стана ее струится, видно всем: хороша девица!
Мы рассмотрим ее наряд, гармоничен он и богат.

Воротник у платья отложной, а по краю украшен тесьмой.
И рубаха мужская тоже по покрою на платье похожа.
И манжеты в весенних цветах украшают широкий рукав.
На грудь же пого, друзья, надевается.
Украшенье расшито бисером, а вдоль края бусы нанизаны.
А сережки хакаски мастерили из серебряных старых монет,
И чего только на них нет! Тут цепочка, кисточки, бусы,
В общем все, что девице по вкусу.
Голову покрывает платок, а на пальце надет перстенек.
Нет, сегодня пожалуй краше черноокой красавицы нашей.

 

(Вновь появляется кайчи, напевая, теперь уже в телеутском халате)

 

Ведущий: Кайчи продолжит свой рассказ,

мы побывали у хакас, Теперь нас телеуты ждут…

Костюм у них совсем иной – здесь туникообразный крой,
Рукав заужен к обшлагам, охватывает пояс стан,
Под мышкой - место ластовиц у всех: у женщин, у девиц.
Воротник акча расшивали, и на платье затем пришивали.

Он, был выкроен из сукна, на прокладку береста шла.
Петли делали из шнура, а пуговицы из меди и серебра.
Из старинных монет их лили и из бус иногда мастерили.
Голову телеутки  платком покрывали,
Женщины тана носили, что из старых монет мастерили.
На ногах носили чирки, шили их мастерицы из кожи,
И сукном украшали тоже.

Ну вот, наш праздник завершен,
Уже домой кайчи ушел.
И мы прощаемся, пора!
Желаем счастья всем, добра.

 

 


 

 

 

 

 

 

 © 2003-2006 Все права защищены.
Наш адрес: 650043 пр. Советский, 77
г. Кемерово, Россия museum@kemsu.ru