ENG











 

 Этнографическая экспозиция

В основе построения этнографической экспозиции музея лежит принцип подразделения традиционной культуры народов Сибири на материальную и духовную. Большая часть этнографической экспозиции представлена предметами, характеризующими сферу материальной деятельности и её результаты – жилища, орудия производства, оружие, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и др. Меньший по объему раздел экспозиции составлен из материалов, представляющих духовную культуру – религиозные верования, мифологию, народное искусство и т.д.). Предметы по этнографии народов Сибири датированы к. XIXI пол. ХХ в. В экспозиции представлены 114 предметов.

РАЗДЕЛ: МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ СИБИРИ

Витрина «Многообразие культур народов Сибири»

Поселение автохтонного населения Сибири представлено макетом средневекового городища тюркоязычных притомских тюльберов нач. II тыс. н.э., реконструированного в экомузее «Тюльберский городок» Кемеровского района и состоящего из оборонительного вала с воротами, мостом через ров, мастерской древних металлургов с плавильной печью, жилыми землянками и культовым жертвенником.

Новый этап в жизни автохтонных народов Сибири и начало взаимовлияния традиционных культур отражено в расположенном рядом с городищем макете сибирского казачьего острога XVIIXVIII вв., состоящем из комплекса архитектурных сооружений, характерных для русских европейской части России.

Этническое многообразие Сибири представлено с помощью рельефной карты, висящей над макетом городища. Разнообразие декоративного народного искусства автохтонного и переселенческого населения передано расположенными в плоских прозрачных витринах справа и слева от карты подлинными серебряными украшениями телеутов и мордвы-эрзя.

Диорама «Юрта скотоводов»

Специфика музейной образности позволила воссоздать жилище кочевых скотоводов Южной Сибири – многоугольную срубную юрту, отражающую переход кочевников на оседлость к концу XIX в. Интерьер юрты составлен из предметов хакасской коллекции. Посреди юрты под отверстием в крыше для выхода дыма расположен очаг с треногой и казаном. Особенностью художественного решения экспозиции является изображение части интерьера – кровати с занавеской над ней, а также акцентирование проектировщиками экспозиции на условное деление юрты на женскую (правую половину), где изображена полка с фарфоровой посудой, и мужскую (левую половину) с расположенными ближе к ней православными иконами. Женская часть жилища обставлена подлинными предметами женского труда – зернотеркой, ступой, маслобойкой, и другой деревянной, берестяной и металлической утварью. В мужской части жилища помещен сундук с висящими над ним ружьем, седлом и другими деталями конского снаряжения. Неподалеку от кровати – детская деревянная люлька пебей.

Витрина «Женский костюм скотоводческого населения Южной Сибири»

Экспозиционное решение витрины по женскому костюму скотоводов Южной Сибири позволяет отметить различия в одежде двух соседних народов, относящихся к одному хозяйственно-культурному типу. Экспозиция построена с использованием двух манекенов, одетых в телеутский и хакасский женские костюмы.

Настенное пространство витрины дополняет представление о женской одежде. Рядом с праздничной рубахой-платьем телеутов на стене слева помещен халат чиймек, воротник которого украшен золотым галуном, справа – накосное украшение замужней женщины тана. Женский костюм хакасов дополнен расположенным справа на стене распашным жилетом сигедек, украшенным вышивкой и цветной тесьмой. Подиум витрины отведен предметам декоративного искусства степных скотоводов Южной Сибири – хакасов и телеутов.

Экспозиционное решение витрины позволяет заметить различия как в костюме, так и в декоративно-прикладном искусстве двух народов. Ткачество телеутов ограничивалось изготовлением поясов, декором которых являлись цветные горизонтальные полосы. Хакасы занимались изготовлением поясов, применяя технику браного ткачества, создавая геометризованные растительные композиции. Для вышивки хакасов характерно наличие растительных мотивов – вьющегося стебля, пальметты, завитков. Сложные элементы растительного орнамента выполнялись по рисунку, нанесенному с помощью лекал, представленных на подиуме витрины. Для телеутов вышивка цветными нитками не характерна. Последние особым способом нашивали аппликацию из берестяных квадратиков, устилая их золотной или серебряной нитями. В технике аппликации из цветных лоскутов телеуты изготавливали покрывала и подзоры для кровати.

Расширить сведения о костюме скотоводов Сибири позволяют введенные в витрину копии фотографий из архива МАЭ (Кунсткамеры) Санкт-Петербурга с изображением костюма алтайцев, хакасов нач. ХХ в.

Диорама «Охота народов Сибири»

Раскрытию содержания темы охоты как присваивающей формы хозяйственной деятельности народов Сибири способствует использование художественно-изобразительных средств. На задней стене диорамы просматриваются зимний пейзаж горной тайги, охотничье-промысловый стан со срубной стационарной юртой и члены охотничьей артели. На подиуме размещен манекен охотника-шорца на камусных лыжах с универсальным лыжным посохом каек в руках. Охотник одет в халат и штаны из кендырной ткани. Шапка из такого же материала обшита по околышу шкуркой кабарги. Ноги обуты в сапоги из сыромятной кожи, в которые помещалась трава азагат (высушенная осока), предохраняющая ноги от холода. Через плечо охотника перекинута сумка из шкурки барсука с боеприпасами и ремень-портупея натруска с набором охотничьих принадлежностей (пороховницей из коровьего рога, кожаным мешочком для дроби и пистонов, костяными мерками и металлическими отвертками для ремонта ружья). Сзади за поясом заткнут топор.

Активный способ охоты к началу ХХ в. отражен в диораме наличием огнестрельного оружия. Охотник с ружьем обычно выслеживал пушного зверя с помощью собаки. Или в марте-феврале преследовал на своих широких камусных лыжах крупных копытных, которым трудно передвигаться по насту. Пассивные способы охоты характеризуют расположенные справа и слева от манекена ловушки: орудие лучкового боя – черкан для ловли мелких пушных зверьков и дуговые железные капканы, появившиеся вместе с промышленным освоением региона русскими.

Диорама «Хозяйство и быт шорцев»

Жилище таежных охотников-собирателей иллюстрирует в этнографической экспозиции юрта-сенек шорцев к. XIX – нач. ХХ вв. Этот тип жилища отражает русское влияние в архитектуре автохтонного населения Сибири и представляет собой срубное однокамерное сооружение с двускатной крышей. Отличительной чертой от русской избы является отсутствие потолка и отверстие в крыше над очагом для выхода дыма. Создание экспозиционного образа усилено художественно-изобразительными средствами: очаг, устроенный у противоположной входу стены, подвешенная над ним жердь с котлом, сидящая на широкой лавке шорская женщина, занятая приготовлением пищи.

Традиционные занятия шорцев мотыжным земледелием, собирательством и домашними ремеслами – обработкой дерева и бересты характеризуют расположенные на подиуме диорамы подлинные предметы: 1) орудия собирательства: корнекопалка озуп, вальки для растирания кедровых шишек пабрык, ступа сак с пестом; 2) домашняя утварь: чашки, ковши, берестяные туеса и коробки. Часть музейных предметов отражает русское влияние: цеп с путцом, ухват. Представлены в экспозиции и историко-бытовые предметы, появившиеся у автохтонов под влиянием городской культуры, например, тульский самовар.

Такие женские занятия как ткачество, пошив одежды и ее декорирование иллюстрирует представленный в диораме кендырный халат. Ткань кендырь, изготовленная вручную из волокон крапивы или дикорастущей конопли использовалась для пошива рубах, штанов, халатов, шитья голенищ сапог. Воротники халатов украшает несложный вышитый орнамент, иногда с использованием аппликации из ткани.

Размещенные в этнографической экспозиции копии фотографий к. XIX–нач. ХХ вв. дают представление о жилище шорцев, тофаларов, челканцев до русской колонизации. Это сооружения каркасно-столбовой конструкции, покрытые снаружи колотыми полубревнами, переложенными берестяными тисками, без окон, с навешанной дощатой дверью. Кроме того, расположенные у витрины фотографии раскрывают ряд домашних занятий шорцев: приготовление талкана и алкогольного напитка араки.

Витрины «Хозяйственные занятия русских старожилов
и переселенцев в Сибири»

Экспозиционное решение четырех небольших витрин, посвященных отдельным моментам материальной культуры русских старожилов и переселенцев призвано показать взаимовлияние разных культур в условиях Сибири. В самой большой из витрин выставлены два стилизованных манекена, характеризующих комплексы русского женского костюма: сарафанный (южнорусский) и паневный (северорусский). Подлинные женские рубахи дополнены реконструкцией сарафана и паневы. Демонстрация данных типов женского костюма помогает опровергнуть мнение о заимствовании русского типа одежды автохтонами и говорить о переходе разных народов Сибири на городские формы одежды, появившиеся под влиянием новых социально-экономических условий. Женские занятия переселенцев представлены прядением, ткачеством и вышивкой через подлинные музейные предметы: самопрялку, гребень для чесания льна, веретено, образец кудели, холст, тканые вышитые полотенца и вышитые рубахи из домотканого полотна.

Мужские занятия русских переданы через музейные предметы-подлинники в трех небольших витринах. В одной из них кузнечество и деревообработку иллюстрирует набор кузнечного и плотницкого инструмента. Принятое при создании экспозиции решение разместить рядом орудия кузнечества и деревообработки русских и шорских мастеров позволяет говорить о бытовании у них одинаковых орудий труда в данных видах деятельности. В другой витрины представлены образцы берестяных сосудов – туесов и плетеных из берестяных полос корзин. В третьей витрине показаны сосуды русских гончаров из с. Красное Ленинск-Кузнецкого района – бывшего с. Брюхановского, где проводились регулярные торговые ярмарки и предметы могли быть приобретены представителями автохтонного населения.

В разделе представлено 94 предмета.

РАЗДЕЛ: ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Витрина «Религиозные верования автохтонного населения Сибири»

Использование детального показа подлинных предметов духовной культуры раскрывает перед посетителем сложившуюся в Сибири к к. XIX в. картину религиозного синкретизма – неорганическое слияние различных культов и религиозных систем. Через музейные предметы, на примере телеутов и шорцев, раскрывается бытование у автохтонов Сибири родовых культов: семейных покровителей эмегендер, енекелер (тел.) и орекенер (шор.); охотничьих покровителей курмуш (тел.) и шалыг, тайгам (шор.), отголоска культа огня, почитание духов пайана (тел.). Наличие в коллекции высушенной лапы медведя позволяет говорить о его культе: медведю посвящали специальные ритуальные праздники, а отсеченную лапу апшак подвешивали над входом в жилище для отпугивания злых духов.

Расположенные в витрине миниатюрные бубны чалулар свидетельствует о формировании на основе родовых верований шаманизма. Такие предметы изготавливали для эмегендера, если эта фигурка олицетворяла предка-шаманку.

Принятие большинством народов Сибири православия показано в данной витрине на примере деятельности Алтайской духовной миссии. Над витриной размещена карта деятельности миссии, портрет одного из видных ее деятелей – протоиерея В. Вербицкого – не только священника, но и этнографа. Его работу в Горной Шории олицетворяет копия фотографии из фондов МАЭ (Кунсткамера) Троицкой церкви в улусе Усть-Анзас, а также фотография священника из местных аборигенов с семьей.

Диорама «Культовые обряды автохтонов Сибири»

Художественное решение диорамы подготавливает посетителя к предстоящему действию – культовым праздникам тюркоязычных народов Сибири, совершаемых на почитаемой родовой горе. У телеутов это было моление ыйыкам – духам, охраняющим горы. Хакасы называли моление с целью испрашивания приплода скоту таг тайых.

В диораме на фоне гор, мужская часть населения улуса в традиционных костюмах, двух разведенных костров и привязанного к жертвенному столбу коня белой масти размещены два манекена, изображающие шамана и его помощника. В воссоздании образа шамана народов Южной Сибири использованы приемы реконструкции: воссоздан по оригиналам костюм шамана, бубен тÿÿр, колотушка орба. Манекен, изображающий помощника шамана, одет в традиционную шелковую рубаху хакасов с поясом.  Шаман камлает с помощью бубна и колотушки. Помощник разбрызгивает жертвенный напиток на четыре стороны света и ведет за собой жертвенного барана.

 Реконструированный бубен в руках шамана играет важную роль в этнографической экспозиции. Он лежит в основе экскурсии о представлении древних тюрок о структуре вселенной, о населении их мифическими духами, о формирующихся вместе с шаманизмом божествах: верховном – Ульгене и подземном – Эрлике и т.д.

Отправление религиозного культового обряда Кочо-Кан – испрашивания весеннего плодородия шорцами, кумандинцами и хакасами представлено фотокопией из фондов МАЭ (Кунсткамера). Атрибутами праздника были специально вырезанный из березы фаллос жеребца, берестяная маска с усами и бровями из беличьего меха и посох.

Бекровное жертвоприношение показано с помощью устроенного рядом с диорамой жертвенника сомо из молодых березок с привязанными синими и красными ленточками. На сомо брызгали молоком или водкой в случае болезни членов семьи.

В разделе представлено 20 предметов.

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2003-2010 Все права защищены.
Наш адрес: 650043 пр. Советский, 77
г. Кемерово, Россия museum@kemsu.ru