|
||
|
Телеуты – малочисленный тюркоязычный народ Южной Сибири (общ. числ. около 3 тыс. чел.). Язык большинством лингвистов относится к одному из диалектов алтайского и принадлежит к киргизско-кыпчакской группе восточно-хуннской ветви тюркских языков. До настоящего времени бачатские телеуты, сохранившие в местах своего компактного проживания традиционные элементы культуры, проживают в Бековском национальном сельском Совете Беловского района Кемеровской области – дд. Челухоево, Беково, Верховская и д. Шанда Гурьевского района. Часть телеутских поселков вошла в черту г. Белово (пп. Черта, Телеут, Заречная) и Новокузнецк (п. Телеут). Свое происхождение телеуты ведут от притомских кыпчакско-кузнецких тюрок и средневековых кочевников-скотоводов теле. На протяжении своей истории они попадали то в подданство Уйгуров, то Кипчаков, то Енисейских киргизов, покорялись Монголам Джунгарского Ханства. В начале XVII в. телеуты составляли раннефеодальное объединение Оток или княжество различных телеутских родов, названное русскими Телеутской землицей. До 1812 г. Бачатские телеуты входили в Телеутскую волость, позднее – в три телеутские волости и Телеутскую управу. При советской власти с 1920 г. по 1924 гг. телеуты сохраняли Телеутскую волость, затем вошли в состав Бачатской волости с образованием Челухоевского сельского совета, который в 1930 г. был переименован в Бековский сельский совет. У телеутов исторически сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевые скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники притаежной зоны. В бачатских степях они вели комплексное хозяйство с преобладанием стойлового животноводства, сочетаемого с земледелием и таежными промыслами. Жилищами еще в начале ХХ в. служили прямоугольные в плане полуземлянки с плетеными из тальника стенами и крытыми дерном плоскими крышами. Среди хозпостроек преобладали плетеные загоны для скота, навесы и курятники. Под русским влиянием к началу ХХ в. появились срубные избы и бани. Нательной одеждой мужчин и женщин служила рубаха. Мужская и женская рубахи телеутов были одного кроя и отличались отдельными деталями. Обе были туникообразного кроя, с боковыми треугольными клиньями, за счет которых рубаха расширялась книзу. Мужская имела косой пазушный разрез: от левой ключицы вправо. Ворот обшивался шнурком тек, образующим петлю для застегивания на пуговицу. Женскую рубаху украшал невысокий стоячий воротник, украшенный поставленными на угол квадратиками. С рубахой носили штаны традиционного для тюрок кроя. В набор верхней одежды входили: легкий короткий мужской кафтан телен, халат на толстой стеганой подкладке сырмал, праздничный халат – чипкен, женский халат чиймек, зимние шубы тон, шелковый длинный халат очкор. Одежда подпоясывалась ткаными поясами кур. Горизонтальные чередующиеся разноцветные полосы и длинные кисти делали их нарядными. Мужские халаты подпоясывались также кожаными ремнями. К поясу подвешивались такие необходимые мужчине вещи как нож в ножнах, огниво. Костюм дополнялся различными украшениями. Мужчины и женщины носили кольца и перстни. Девушки соединяли косы приплеткой, состоящей из множества косичек из конского волоса, украшенных на концах раковинами каури, бусинами, монетами. Замужние женщины украшали косы накосником тана и носили с праздничной рубахой нагрудник тошток, украшенный галуном и квадратиками акча. Религиозные верования к началу ХХ вв. носили синкретический характер, отражая наличие у бачатских телеутов родовых верований, шаманизма, бурханизма и христианства. |
|
© 2003-2009 Все права защищены. Наш адрес: 650043 пр. Советский, 77 г. Кемерово, Россия museum@kemsu.ru