ENG











 

 
Русские

Русские старожилы. Начало освоения русскими Сибири в целом и Притомья, в частности, ознаменовалось строительством острогов. Вблизи них возникали первые русские поселения не военного типа – заимки. Вплоть до 90-х гг. XIX в. население Притомья было почти полностью старожильческим. В целом среди старожилов преобладали акающий диалект и северорусские особенности традиционной культуры. Сохраняя в основном свой традиционный культурно-бытовой облик, старожилы в процессе приспособления к новым условиям жизни в Сибири вырабатывали новые черты быта, заимствуя иногда многие элементы культуры, особенно хозяйственной, у местного населения.

Одним из основных занятий являлось земледелие. В Сибири была развита паровая система в сочетании с залежным земледелием, а в таежных местах – подсечным. Главным направлением являлось возделывание зерновых культур (рожь, овес, пшеница). Второй ведущей отраслью хозяйства было животноводство. Были развиты таежные помыслы – охота, собирательство, на реках и озерах – рыболовство.

Традиционным жилищем являлись срубные избы (одноколок, пятистенок, крестовик). Хозпостройки – дровянник, сенник, амбар, завозня, поветь, катушок, стайка, баня.

Традиционная мужская и женская верхняя одежда сибиряков обладала типологическим сходством, различия касались только некоторых деталей покроя и размеров. Нательная одежда состояла из сорочки или рубахи. Поверх них мужчины и женщины носили верхние рубахи, при этом сорочка превращалась собственно в белье. В к. XIX – нач. ХХ вв. старинные косоклинные сарафаны – горбуны, дубасы были исчезающей одеждой. Жительницы сел Притомья носили шерстяные крашеные и полосатые, обильно собранные на талии в мелкие складки – бористые – юбки. В нач. ХХ в. стали носить юбки нового городского типа вместе с кофтами – парочки, изготовляемые иногда из одинаковой ткани. Мужской одеждой русских старожилов, надеваемой поверх нательной, были рубаха и штаны. Мужская рубаха-косоворотка с косым левым разрезом ворота в конце XIX в. становится данью моде у русских крестьян Притомья. В начале ХХ в. в молодежной среде их вытесняют рубахи с отложным воротником. Мужские штаны русских старожилов отличает разнообразие качества тканей и кроя. В будни и праздники носили широкие шаровары. В качестве нижнего (нательного) белья использовали узкие штаны – портки/порты. Кроме того, русские сибиряки заимствовали у местного тюркоязычного населения штаны с вставками – чембары, используемые в качестве мужской и женской рабочей одежды. Демисезонной традиционной одеждой в Сибири, носимой мужчинами и женщинами была однорядка. Популярными в зимнее время были овчинные шубы. Мужчины покупали азямы из верблюжьей шерсти, сшитые в конце XIX в. с учетом городской моды – фигурной кокеткой, прорезными карманами, патами на рукавах, отделкой по воротнику. Как повседневная и праздничная мужская одежда использовались зипуны – отрезные по талии, с большим числом расширяющих подол клиньев. Престижной мужской одеждой в сибирском селе в конце XIX в. считался бешмет из черного мохнатого сукна на барашковой подкладке – приталенный по спинке, с расширенным подолом, прорезными карманами, вырезом под горло, без воротника, с застежкой на пуговицы. В первой четверти ХХ в. в моду входят пальто. Женское пальто из сукна на теплой подкладке, с пышно собранной у плеча головкой рукава и шалевым воротником называлось сак. Приталенные женские крытые сукном шубы и полушубки также назывались саком. Другой вид праздничной одежды сибирячек в начале XX в. маринак – привилегия девушек и молодых женщин. Это короткий (до колен или середины бедер) приталенный или прямой жакет с отложным воротником, прорезными карманами и застежкой на пуговицы. Курма по покрою была сходна с маринаком, но шилась из дешевой ткани или холста и использовалась как будничная. В качестве зимней и межсезонной рабочей одежды носили заимствованный у аборигенного населения шабур из полушерстяной домотканины или холста, с шалевым воротником.

Изобразительное творчество проявлялось в резьбе по дереву, вышивке.

Религиозные верования отражают сосуществование отголосков языческих верований с христианством, создавая картину религиозного синкретизма.

 Фонды:

 Время и место приобретения экспонатов: материалы по русским переданы в 1990-е годы в дар музею преподавателями, сотрудниками музея, студентами-историками.

Описание: Коллекционный материал отражает процессы, происходящие в регионе со второй половины XIX в., когда небольшие группы переселенцев из российских губерний обживались в старожильческих деревнях и в культуру и быт последних проникали южнорусские традиции. В коллекции, например, наряду с северорусским типом прялки с лопаской, имеются детали южнорусской прялки-гребня. Домотканые женские вышитые рубахи отражают южнорусские традиции. В составе музейной коллекции имеются предметы утвари, духовной культуры, орудия земледельческого труда, образцы гончарного производства, кузнечества и деревообработки.

Авторы коллекции: Белоусова Н. А., Кимеев В. М., Кимеева Т. И., Боброва Л. Ю. (1990-е гг.).

Датировка: конец XIX – вторая половина ХХ вв.

Дата поступления материала: 1990-е гг.

Документ: акты передачи № 92, 130а.

Общее количество экспонатов: 33, из них:

орудия охоты – 1 экз. (самострел);

орудия земледелия – 2 экз. (лемех плуга, мотыга)

орудия прядения и ткачества – 8 экз. (образцы тканого полотна, веретено, гребень, прялка, детали самопрялки, ткацкий станок);

образцы декоративной резьбы по дереву – 2 экз. (рубель, наличник);

кузнечество – 2 экз. (инструмент);

утварь – 13 экз.:

глиняная (5 экз.); деревянная (3 экз); железная (5 экз.);

одежда – 2 экз. (женские рубахи-кофты);

предметы духовной культуры – 3 экз. (икона, книга, нательный крест);

В экспозиции: представлено 14 экспонатов в витринах 5, 10 зала «Этнография народов Сибири» (инв. № 71/1, 2, 6, 7, 11, 12, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 25, 29, 30, 31, 32).

Архивные материалы:

Кимеева Т. И., 1985. Коллекционные описи музея истории Крестьянского быта с. Красное Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области // Научный архив КМАЭЭ, № 849.

Литература:

Кимеев В. М., 1997. Касьминские чалдоны. Быт и культура русских старожилов Касьминской волости. Кемерово: Кузбассвузиздат. — С. 67-137.

Кимеева Т. И., 2002. Традиции рыболовства в Притомье (конец XIX – начало ХХ вв.) // Аборигены и русские старожилы Притомья. Кемерово: Кузбассвузиздат. – С. 124-133.

Кимеева Т. И., 2002. Особенности развития таежных промыслов у русских и аборигенов Притомья в конце XIX – начале ХХ вв. (по материалам музейных коллекций) // Тюркские народы. Материалы V-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск-Омск. – С. 442-445.

Кимеева Т. И., 2003. Материалы музейных коллекций о предметах народной педагогики у аборигенов и русских Кемеровской области // Балибаловские чтения. Вып. 3. Кемерово: Кузбассвузиздат. – С. 120-125.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2003-2009 Все права защищены.
Наш адрес: 650043 пр. Советский, 77
г. Кемерово, Россия museum@kemsu.ru