ENG











 

 
Эвенки

Эвенки – наиболее широко распространенное самоназвание народа, известного также под названием тунгусы, орочены, бирары, манегры (общ. числ. около 30 тыс. чел.) Говорят на эвенкийском языке, в котором прослеживаются следы общности с монгольскими, тюркскими и самодийскими языками. В зависимости от хозяйственной деятельности различаются «пешие» (охотники) эвенки, «оленные» (оленеводы, проживающие на огромной территории от Енисея до Охотского моря) и «конные» (коневоды, населяющие Забайкалье, Китай и Монголию). Оленеводство эвенков характеризовалось вьючно-верховым использованием оленей для транспорта, с доением оленей и сочеталось с охотой и рыболовством.

Традиционными жилищами служили – чум конической формы из жердей, с берестяными или ровдужными покрышками; покрытые корою шалаши (на Охотском побережье); четырехугольные бревенчатые жилища типа фанзы с отапливаемыми нарами (Приамурье).

Традиционная одежда состояла из ровдужных или суконных натазников хэрки, ноговиц арамус/гуруми, кафтана из оленьей шкуры, вышитого бисером нагрудника. В лесотундре носили сокуй. Зимо шею и голову обматывали шарфом из хвостов пушных зверей вачи. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины – с игольницей, трутницей и кисетом. Характерен головной убор из целой шкуры с головы оленя: отверстия от глаз и рогов зашивали и орнаментировали бисером.

Волосы длиной до плеч носили распущенными, длинные – завязывали пучком на макушке орнаментированной бисером полоской материи чирэптун. Девушки носили головную повязку дэрбэки. Енисейские эвенки до XIX в. сохраняли татуировку лица.

Религиозные верования к началу ХХ вв. носили синкретический характер, отражая наличие родовых верований, шаманизма и христианства.

 Фонды:

 Время и место приобретения экспонатов: материал собран в 1986 г. по реке Нижняя Тунгуска.

Описание: Коллекция включает предметы материальной культуры эвенков-оленеводов, у которых это занятие сочеталось с охотой и рыболовством. В коллекции имеются костяные и деревянные элементы оленьей упряжи. Рыбная ловля приурочивалась к лету. Основными орудиями рыболовства служили пущальни – ставные сети, морды, остроги и крючки. В коллекции имеется деревянная игла для плетения сетей, деревянные поплавки. К домашним занятиям эвенков относились изготовление берестяной утвари, обработка шкур, кузнечество, что отражено наличием в коллекции отдельных предметов, характеризующих эти занятия. Что касается кузнечества, то этим ремеслом для своих нужд умел заниматься каждый эвенк, имея необходимые инструменты: клещи, молоток, напильники, тиски, небольшую наковальню.

Автор коллекции: Николаев Р. В. (1986 г.).

Датировка: конец XIX – вторая половина ХХ вв.

Дата поступления материала: 1986-е гг.

Документ: акт передачи № 85.

Общее количество экспонатов: 25 экз., из них:

предметы оленеводства: – 15 экз.:
элементы оленьей упряжи (12 экз.); дуги (2 экз.); седло (1 экз.);

орудия рыболовства: – 2 экз.:
поплавок для сети (1 экз.); игла для плетения сетей (1 экз.);

инструменты – 5 экз.:
мини-наковальня (1 экз.); сверла (2 экз.); приспособление для сгибания досок (1 экз.);

утварь: 2 экз. (берестяные сосуды).

обувь: 1 экз. (сапог).

народное декоративное искусство: 1 экз. (элемент бисерной вышивки с женских сапог);

В экспозиции: материал коллекции не представлен.

Литература:

Элементы древних культур Южной Сибири в материальной культуре северо-самодийских народов // Проблемы этногенеза и этнической истории самодийских народов: Тезисы докладов областной научной конференции. – Омск, 1983.

 

 

 

 

 

 

© 2003-2004 Все права защищены.
Наш адрес: 650043 пр. Советский, 77
г. Кемерово, Россия museum@kemsu.ru