Эвенки
Эвенки
– наиболее широко распространенное самоназвание народа, известного также
под названием тунгусы, орочены, бирары, манегры (общ. числ. около 30 тыс.
чел.) Говорят на эвенкийском языке, в котором прослеживаются следы
общности с монгольскими, тюркскими и самодийскими языками. В зависимости
от хозяйственной деятельности различаются «пешие» (охотники) эвенки, «оленные»
(оленеводы, проживающие на огромной территории от Енисея до Охотского моря)
и «конные» (коневоды, населяющие Забайкалье, Китай и Монголию).
Оленеводство эвенков характеризовалось вьючно-верховым использованием
оленей для транспорта, с доением оленей и сочеталось с охотой и
рыболовством.
Традиционными жилищами
служили – чум конической формы из жердей, с берестяными или ровдужными
покрышками; покрытые корою шалаши (на Охотском побережье); четырехугольные
бревенчатые жилища типа фанзы с отапливаемыми нарами (Приамурье).
Традиционная одежда
состояла из ровдужных или суконных натазников хэрки, ноговиц
арамус/гуруми, кафтана из оленьей шкуры, вышитого бисером нагрудника.
В лесотундре носили сокуй. Зимо шею и голову обматывали шарфом из
хвостов пушных зверей вачи. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах,
женщины – с игольницей, трутницей и кисетом. Характерен головной убор из
целой шкуры с головы оленя: отверстия от глаз и рогов зашивали и
орнаментировали бисером.
Волосы длиной до плеч
носили распущенными, длинные – завязывали пучком на макушке
орнаментированной бисером полоской материи чирэптун. Девушки носили
головную повязку дэрбэки. Енисейские эвенки до
XIX
в. сохраняли татуировку лица.
Религиозные верования к
началу ХХ вв. носили синкретический характер, отражая наличие родовых
верований, шаманизма и христианства.
Фонды:
Время
и место приобретения экспонатов:
материал собран в 1986 г. по реке Нижняя Тунгуска.
Описание:
Коллекция
включает предметы материальной культуры эвенков-оленеводов, у которых это
занятие сочеталось с охотой и рыболовством. В коллекции имеются костяные и
деревянные элементы оленьей упряжи. Рыбная ловля приурочивалась к лету.
Основными орудиями рыболовства служили пущальни – ставные сети, морды,
остроги и крючки. В коллекции имеется деревянная игла для плетения сетей,
деревянные поплавки. К домашним занятиям эвенков относились изготовление
берестяной утвари, обработка шкур, кузнечество, что отражено наличием в
коллекции отдельных предметов, характеризующих эти занятия. Что касается
кузнечества, то этим ремеслом для своих нужд умел заниматься каждый эвенк,
имея необходимые инструменты: клещи, молоток, напильники, тиски, небольшую
наковальню.
Автор коллекции:
Николаев Р. В. (1986 г.).
Датировка:
конец
XIX
– вторая половина ХХ вв.
Дата поступления
материала: 1986-е гг.
Документ:
акт передачи № 85.
Общее количество
экспонатов:
25 экз., из них:
предметы оленеводства:
– 15 экз.:
элементы оленьей упряжи
(12 экз.); дуги (2 экз.); седло (1 экз.);
орудия рыболовства:
– 2 экз.:
поплавок для сети (1 экз.);
игла для плетения сетей (1 экз.);
инструменты
– 5 экз.:
мини-наковальня (1 экз.);
сверла (2 экз.); приспособление для сгибания досок (1 экз.);
утварь:
2 экз. (берестяные сосуды).
обувь:
1 экз. (сапог).
народное декоративное
искусство:
1 экз. (элемент бисерной вышивки с женских сапог);
В экспозиции:
материал коллекции не представлен.
Литература:
Элементы древних культур
Южной Сибири в материальной культуре северо-самодийских народов //
Проблемы этногенеза и этнической истории самодийских народов: Тезисы
докладов областной научной конференции. – Омск, 1983. |