|  Шорцы
 
      Шорцы 
      – тюркозычный народ, проживающий на юге Кемеровской области в 
      Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском районах и пригородных 
      поселках г. Мыски (общ. числ. около 17 тыс. чел). По языковой 
      классификации шорцы относятся к хакасской подгруппе уйгуро-огузской группы 
      восточной-хунской ветви тюркских языков. К началу ХХ в. шорцы представляли 
      собой две этнографические группы: северную лесостепную (абинскую) и южную 
      горнотаежную (шорско-бирюсинскую), различающиеся уровнем 
      социально-экономического развития, особенностями хозяйства и материальной 
      культуры. Первая имела много общего с культурой бачатских телеутов. 
      Низкогорный ландшафт с пихтово-кедровой тайгой, реки с многочисленными 
      притоками определяли круг основных занятий горнотаежных шорцев: охотничий 
      промысел сочетался у них с собирательством, примитивным мотыжным 
      земледелием и рыболовством. Получение прибавочной стоимости было 
      эпизодическим явлением, ограничивающим возможности товарного производства. 
      Были развиты домашние ремесла и промыслы, среди которых до начала ХХ в. 
      продолжали сохраняться архаичные приемы прядения и ткачества. 
      Традиционным жилищем 
      служил каркасный шалаш одаг – 
      из колотых бревен, досок и жердей, крытый берестой с земляным полом и 
      очагом посредине. К началу ХХ в. в шорских улусах стали преобладать 
      срубные избы русского типа. Хозяйственные постройки – жердяные стайки для 
      скота, свайные лабазы, амбары. 
      Особенностью 
      горнотаежных шорцев являлись относительно невысокий уровень развития и 
      обусловленная природными условиями изоляция, благодаря которым в начале ХХ 
      века в их традиционной культуре еще сохранялись архаичные черты, привлекающие 
      собирателей предметов старины. 
      Нательной одеждой были 
      рубахи туникообразного кроя из 
      кендырной или недорогой хлопчатобумажной 
      ткани. Верхняя одежда шорцев ограничивалась коротким холщовым 
      халатом 
      кендырь-шабыр, с левосторонним запахом. Воротники халатов 
      орнаментировались. В орнаменте прослеживаются мотивы северосибирского, 
      южносибирского, иртышско-алтайского, саяно-алтайского, североазиатского и 
      среднесибирского типов. 
      К поясу мужчины 
      крепились: ситцевый или холщовый кисет нанчык, 
      трубка канза, 
      огниво оттык, 
      кремень оттык таш, 
      нож пычак в 
      деревянных ножнах калып. 
      Дифференциации по покрою 
      мужской и женской одежды у шорцев не существовало. Для детей шили такую же 
      одежду, что и для взрослых, только меньших размеров. Ритуальной и 
      праздничной одежды по музейным коллекциям не прослеживается. 
      Не повсеместно, но 
      имелись особые элементы охотничье-промысловой одежды – 
      наплечники узан, 
      сшитые в виде капюшона из шкуры косули шерстью наружу, и простеганные 
      куртки из войлока, покрытые кендырем (конопляным холстом). Из нательной 
      одежды шорские мужчины и женщины носили рубаху кунек и 
      штаны 
      кендырь штан. 
      Поясной одеждой мужчин и 
      женщин у шорцев служили штаны из домотканого грубого холста или из дабы, 
      женские отличались меньшей длиной. 
      Костюм дополнялся 
      незатейливыми украшениями. Среди ушных бытовали серьги, гнутые из медной 
      проволоки и украшенные бусинами, бисером, или литые – медные, серебряные. 
      Шею женщины и девушки украшали ожерельями мончур или снизками бус. 
      Концы кос соединяли приплетками-накосниками чынча из пучка косичек 
      из конского волоса с раковинами каури и бусинами на концах. 
      К началу ХХ в. 
      большинство шорцев официально исповедовали православие, с которым 
      сосуществовали традиционные религиозные верования – поклонение родовым 
      духам и шаманизм. 
      
      Фонды: 
      Время и место 
      приобретения экспонатов: 
      В 1980-е гг., с 1990 по 1993 гг. материал собирался в среднемрасских 
      поселках: Усть-Анзас, Кезек, Парушка, Усть-Ортон и верхнемрасских: Адыаксы, 
      Камзас; в 1992-94 гг. – в низовьях Мрассу; в 1987 г. – в поселках 
      Чилису-Анзас, Бугзас по реке Пызас, а также Учас, Трехречье, Ильинка по 
      реке Ортон. 
      Описание: 
      Коллекция музея 
      состоит в основном из предметов материальной культуры – деревянной, 
      берестяной и металлической утвари, кожаной обуви, одежды, охотничьего 
      снаряжения, орудий труда. Деревянная утварь изготовлена в большинстве 
      своем долбленым способом из капа – нароста на стволе березы – и 
      представляет собой набор чашек айак, 
      блюд тепши, 
      ложек 
      кажык и ковшей омаш. Имеется в коллекции набор склепанных из 
      отдельных плашек кадушек,
      квашонок и жбанов, появивших у шорцев под 
      влиянием русских. Берестяная утварь состоит из двухслойных 
      туесов туус 
      цилиндрической формы с деревянными крышкой и донцем, а также 
      коробов, 
      свернутых из берестяных пластов. Металлическая утварь изготовлена 
      кустарным способом или покупная. Кожаная обувь – традиционные для 
      автохтонного населения горнотаежных районов Южной Сибири 
      калоши чарык 
      и сапоги одук. В шорской коллекции представлен архаичный тип 
      горизонтального ткацкого станка кендырь тыбеге и 
      орудий обработки 
      растительных волокон для прядения. Духовная культура представлена 
      уникальными предметами родовых верований – скульптурами домашних и 
      охотничьих покровителей, предметами шаманского культа, музыкальным 
      инструментом  комус, предметами народной педагогики. 
      Авторы коллекции: 
      Кацюба Д.В. (1980-е гг.), Кимеев В.М. (1980-90-е гг.), Функ Д.В. (1990-93 
      гг.), Кимеева Т.И. (1990-е гг.). 
      Датировка: 
      конец 
      XIX 
      – вторая половина ХХ вв. 
      Дата поступления
      материала: 1980-90-е гг. 
      Документ: 
      акты передачи № 3а, 
      20б, 20в, 21. 
      Общее количество 
      экспонатов: 
      349, из них: 
      орудия охоты и средства 
      передвижения 
      – 47 экз.:
      
      огнестрельное оружие (12 экз.); охотничьи пояса-натруски и отдельные их 
      детали (10 экз.); Охотничьи сумки (3 экз.); пассивные ловушки (2 экз.); 
      распялки для просушки шкурок (1 экз.); лыжи и лыжные посохи (15 экз.); 
      нарты и детали для них (4 экз.); 
      орудия рыболовства 
      – 19 экз.:
      рыболовные крючки (13 
      экз.); остроги (2 экз.); сети и детали к ним (2 экз.); морда (1 экз.); 
      шест лодочника (1 экз.); 
      орудия собирательства 
      – 13 экз.:
      корнекопалки (3 экз.); 
      вальки для обработки кедровых шишек (6 экз.); веялки (4 экз.); 
      предметы скотоводства 
      – 19 экз.:
      орудия выпаса (6 экз.); 
      стремена (7 экз.); седла (6 экз.); 
      орудия земледелия 
      – 30 экз.:
      мотыги (10 экз.); серпы 
      (6 экз.); цепы (3 экз.); ступы (7 экз.); жернова (4 экз.); 
      предметы пчеловодства 
      – 2 экз. 
      орудия прядения и 
      ткачества 
      – 16 экз. (ткацкий станок и детали к нему); 
      орудия деревообработки 
      – 31 экз. (инструменты) 
      кузнечество 
      – 7 экз. (инструменты и образцы готовых изделий); 
      утварь 
      – 130 экз.:
      деревянная (53 экз.); 
      металлическая (27 экз.); берестяная (40 экз.); изготовленная в 
      комбинированной технике (8 экз.); глиняная (1 экз.); 
      одежда, обувь 
      – 18 экз.:
      халаты (2 экз.); женские 
      платья (2 экз.); обувь (14 экз.); 
      предметы духовной 
      культуры 
      – 17 экз.:
      предметы родового и 
      шаманского культов (13 экз.); музыкальный инструмент (1 экз.); предметы 
      народной педагогики (3 экз.). 
      В 
      экспозиции представлено: 40 экспонатов в 
      диораме 6, витринах 7 и 9 зала «Этнография народов Сибири» (инв. 18а/4, 5, 
      9, 10, 13, 16, 18, 22, 31, 33, 34, 36, 37, 38, 40, 41, 42, 54, 61, 63, 67, 
      70, 109, 114, 122, 126, 130, 140, 147, 156, 164, 167, 173, 174, 214, 215, 
      225, 291, 297, 342). 
      Архивные материалы: 
      Дмитриев С.
      В., 1985. Серьги (Один 
      мотив из шорского эпоса) // Научный архив КМАЭЭ,
      № 851.   
      Кимеев В.
      М., 1979. Отчет 
      этнографической экспедиции в Горную Шорию // Научный архив КМАЭЭ,
      № 846. 
      Кимеев В.
      М., 1983. Полевой 
      дневник // Научный архив КМАЭЭ, № 
      853а. 
      Кимеев В.
      М., Функ Д. В., 1985.
      Коренное население Кузнецкой земли в 
      XVII 
      – XVIII 
      вв. // Научный архив КМАЭЭ, № 853. 
      Металлургия шорцев // 
      Научный архив КМАЭЭ, № 863. 
      Кимеев 
      В. М., 1985. Отчет этнографического 
      отряда Южно-Сибирской археологической экспедиции // 
      Научный архив КМАЭЭ, № 849. 
      Литература: 
      Аборигены Кузбасса. 
      Современные этнополитические процессы. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. 
      – С. 3-46. 
      Кимеев В.
      М., Кимеева Т. И., 
      1994. Одежда, обувь и украшения шорцев // Шорский сборник. Историко-культурное и 
      природное наследие Горной Шории. Вып. 1. Кемерово. – С. 200-216. 
      Кимеев В.
      М., Кимеева Т. И., 
      1997. Орудия охотничьего промысла шорцев (по материалам коллекций музеев России) 
      // Шорский сборник. Этноэкология и туризм Горной Шории. Вып. 2. Кемерово. – С. 180-199. 
      Кимеев В.
      М., Афанасьев 
      А. Г., 1996.
      Экомузеология. Национальные экомузеи Кузбасса. Кемерово. – С. 
      5-9, 85-87. 
      Кимеев В.
      М., Кандрашин 
      Д. Е., Кимеева Т. И., 
      1998. Культура шорцев в этнографических коллекциях музеев 
      России (опыт создания этнографического каталога и графической базы) // 
      Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул.
      – С. 180-187. 
      Кимеев В.
      М., Кимеева Т. И.,
      1998. Каталог шорских этнографических коллекций музеев России // Деятельность 
      А. И. Чудоякова и духовное возрождение шорского народа. Новокузнецк. – С. 38-44. 
      Кимеева Т.
      И., 1998. Семантика 
      рисунков на шорских бубнах (по материалам коллекций музеев России) // 
      Международная конференция по первобытному искусству. Тезисы докладов. Кемерово.
      – С. 134-136. 
      Шорцы. Каталог 
      этнографических коллекций музеев России. Таежные промыслы и средства 
      передвижения. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. – Ч. 
      I. 
      – 190 с.; Производящее хозяйство. – Ч. 
      II. 
      – 216 с.; Предметы быта. Ч. 
      III.. 
      —232 с.; Одежда и украшения. – Ч. 
      IV. 
      – 168 с.; Духовная культура – Ч. 
      V. 
      – 135 с. 
      Кимеева Т.
      И., 2000. Орнамент на 
      бытовой утвари шорцев (по материалам музейных коллекций) // Чтения Памяти 
      Э. Ф. Чиспиякова (к 70-летию со дня рождения).
       Ч. 1. Новокузнецк. 
      – С. 38-40. 
      Кимеева Т.
      И., 2002. Традиции 
      рыболовства в Притомье (конец 
      XIX 
      – начало ХХ вв.) // Аборигены и русские старожилы Притомья.  Кемерово: Кузбассвузиздат.
      – С. 124-133. 
      Кимеева Т.
      И., 2002. Плетение и ткачество в Притомье // Музей и наука. Материалы научно-практического 
      семинара, посвященного 25-летию музея КМАЭЭ. Кемерово.
      – С. 149 – 
      162. 
      Кимеева Т.
      И., 2002. Особенности 
      развития таежных промыслов у русских и аборигенов Притомья в конце 
      XIX 
      – начале ХХ вв. (по материалам музейных коллекций) // Тюркские народы. 
      Материалы V-го 
      Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». – 
      Тобольск-Омск,  – С. 442-445. 
      Кимеева Т.
      И., 2003. Материалы 
      музейных коллекций о предметах народной педагогики у аборигенов и русских 
      Кемеровской области // Балибаловские чтения. Вып. 
      3. Кемерово: Кузбассвузиздат.
      – С. 120-125. 
      Кимеева Т.
      И., 2003. Курение у 
      шорцев. Грани традиции (по материалам музейных коллекций) // 
      V 
      конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. М. – 
      С. 172. Кимеева Т.
      И., 2003. Орнамент на предметах из шорских коллекций // Археолого-этнографический 
      сборник. Кемерово. – С. 158-167. |