











 |
Русские
Русские старожилы.
Начало освоения русскими Сибири в целом и Притомья, в частности,
ознаменовалось строительством острогов. Вблизи них возникали первые
русские поселения не военного типа – заимки. Вплоть до 90-х гг.
XIX
в. население Притомья было почти полностью старожильческим. В целом среди
старожилов преобладали акающий диалект и северорусские особенности
традиционной культуры. Сохраняя в основном свой традиционный
культурно-бытовой облик, старожилы в процессе приспособления к новым
условиям жизни в Сибири вырабатывали новые черты быта, заимствуя иногда
многие элементы культуры, особенно хозяйственной, у местного населения.
Одним из основных
занятий являлось земледелие. В Сибири была развита паровая система в
сочетании с залежным земледелием, а в таежных местах – подсечным. Главным
направлением являлось возделывание зерновых культур (рожь, овес, пшеница).
Второй ведущей отраслью хозяйства было животноводство. Были развиты
таежные помыслы – охота, собирательство, на реках и озерах – рыболовство.
Традиционным жилищем
являлись срубные избы (одноколок, пятистенок, крестовик). Хозпостройки –
дровянник, сенник, амбар, завозня, поветь, катушок, стайка, баня.
Традиционная мужская и
женская верхняя одежда сибиряков обладала типологическим сходством,
различия касались только некоторых деталей покроя и размеров. Нательная
одежда состояла из сорочки или рубахи. Поверх них мужчины и женщины носили
верхние рубахи, при этом сорочка превращалась собственно в белье. В к. XIX
– нач. ХХ вв. старинные косоклинные сарафаны – горбуны, дубасы
были исчезающей одеждой. Жительницы сел Притомья носили шерстяные крашеные
и полосатые, обильно собранные на талии в мелкие складки – бористые
– юбки. В нач. ХХ в. стали носить юбки нового городского типа вместе с
кофтами – парочки, изготовляемые иногда из одинаковой ткани.
Мужской одеждой русских старожилов, надеваемой поверх нательной, были
рубаха и штаны. Мужская рубаха-косоворотка с косым левым разрезом
ворота в конце XIX в. становится данью моде у русских крестьян Притомья. В
начале ХХ в. в молодежной среде их вытесняют рубахи с отложным воротником.
Мужские штаны русских старожилов отличает разнообразие качества
тканей и кроя. В будни и праздники носили широкие шаровары. В
качестве нижнего (нательного) белья использовали узкие штаны – портки/порты.
Кроме того, русские сибиряки заимствовали у местного тюркоязычного
населения штаны с вставками – чембары, используемые в качестве
мужской и женской рабочей одежды. Демисезонной традиционной одеждой в
Сибири, носимой мужчинами и женщинами была однорядка. Популярными в
зимнее время были овчинные шубы. Мужчины покупали азямы из
верблюжьей шерсти, сшитые в конце
XIX
в. с учетом городской моды – фигурной кокеткой, прорезными карманами,
патами на рукавах, отделкой по воротнику. Как повседневная и праздничная
мужская одежда использовались зипуны – отрезные по талии, с большим
числом расширяющих подол клиньев. Престижной мужской одеждой в сибирском
селе в конце XIX в.
считался бешмет из черного мохнатого сукна на барашковой подкладке
– приталенный по спинке, с расширенным подолом, прорезными карманами,
вырезом под горло, без воротника, с застежкой на пуговицы. В первой
четверти ХХ в. в моду входят пальто. Женское пальто из сукна на теплой
подкладке, с пышно собранной у плеча головкой рукава и шалевым воротником
называлось сак. Приталенные женские крытые сукном шубы и полушубки
также назывались саком. Другой вид праздничной одежды сибирячек в
начале XX
в. маринак – привилегия девушек и молодых женщин. Это короткий (до
колен или середины бедер) приталенный или прямой жакет с отложным
воротником, прорезными карманами и застежкой на пуговицы. Курма по
покрою была сходна с маринаком, но шилась из дешевой ткани или холста и
использовалась как будничная. В качестве зимней и межсезонной рабочей
одежды носили заимствованный у аборигенного населения шабур из
полушерстяной домотканины или холста, с шалевым воротником.
Изобразительное
творчество проявлялось в резьбе по дереву, вышивке.
Религиозные верования
отражают сосуществование отголосков языческих верований с христианством,
создавая картину религиозного синкретизма.
Фонды:
Время
и место приобретения экспонатов:
материалы по русским переданы в 1990-е годы в дар
музею преподавателями, сотрудниками музея, студентами-историками.
Описание:
Коллекционный материал отражает процессы, происходящие в регионе со второй
половины XIX
в., когда небольшие группы переселенцев из российских губерний обживались
в старожильческих деревнях и в культуру и быт последних проникали
южнорусские традиции. В коллекции, например, наряду с северорусским типом
прялки с лопаской, имеются детали южнорусской прялки-гребня. Домотканые
женские вышитые рубахи отражают южнорусские традиции. В составе музейной
коллекции имеются предметы утвари, духовной культуры, орудия
земледельческого труда, образцы гончарного производства, кузнечества и
деревообработки.
Авторы коллекции:
Белоусова Н. А., Кимеев В. М.,
Кимеева Т. И., Боброва Л. Ю.
(1990-е гг.).
Датировка:
конец
XIX
– вторая половина ХХ вв.
Дата поступления
материала: 1990-е гг.
Документ:
акты передачи № 92,
130а.
Общее количество
экспонатов:
33, из них:
орудия охоты
– 1 экз. (самострел);
орудия земледелия
– 2 экз.
(лемех плуга, мотыга)
орудия прядения и
ткачества
– 8 экз. (образцы тканого полотна, веретено, гребень,
прялка, детали самопрялки, ткацкий станок);
образцы декоративной
резьбы по дереву
– 2 экз. (рубель, наличник);
кузнечество
– 2 экз. (инструмент);
утварь
– 13 экз.:
глиняная (5 экз.);
деревянная (3 экз); железная (5 экз.);
одежда
– 2 экз. (женские рубахи-кофты);
предметы духовной
культуры
– 3 экз. (икона, книга, нательный крест);
В экспозиции: представлено
14 экспонатов в витринах 5, 10 зала «Этнография
народов Сибири» (инв. № 71/1, 2, 6, 7, 11, 12, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22,
25, 29, 30, 31, 32).
Архивные материалы:
Кимеева Т.
И., 1985.
Коллекционные описи музея истории Крестьянского быта с. Красное
Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области // Научный архив
КМАЭЭ, № 849.
Литература:
Кимеев В.
М., 1997. Касьминские
чалдоны. Быт и культура русских старожилов Касьминской волости.
Кемерово: Кузбассвузиздат. — С. 67-137.
Кимеева Т.
И., 2002. Традиции
рыболовства в Притомье (конец
XIX
– начало ХХ вв.) // Аборигены и русские старожилы Притомья.
Кемерово: Кузбассвузиздат. – С. 124-133.
Кимеева Т.
И., 2002. Особенности
развития таежных промыслов у русских и аборигенов Притомья в конце
XIX
– начале ХХ вв. (по материалам музейных коллекций) // Тюркские народы.
Материалы V-го
Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири».
Тобольск-Омск. – С. 442-445.
Кимеева Т.
И., 2003. Материалы
музейных коллекций о предметах народной педагогики у аборигенов и русских
Кемеровской области // Балибаловские чтения. Вып. 3. Кемерово:
Кузбассвузиздат. – С. 120-125. |












|