Словарь этнографических терминов
Составитель: Т. И. Кимеева, кандидат
культурологи,
руководитель этнографических фондов музея
«Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ
АБОРИГЕНЫ
– коренные обитатели той или иной территории, живущие здесь «изначально»,
то же, что АВТОХТОНЫ.
АБЫЛ
– орудие
обработки земли, характерное для мотыжного земледелия. Состоит из
деревянной рукояти и насаженного на нее под углом железного полукруглого
наконечника.
АЗАГАТ –
один видов осоки,
высушенной и используемый горнотаежным населением Южной Сибири в
качестве подстилки для обуви.
АЙАК
– чашка, долбленая из капа (шарообразного нароста на стволе березы),
бытовавшая в качестве столовой утвари горнотаежного тюркоязычного
населения Южной Сибири.
АКЧА –
(от тюркск. – деньги) украшения на воротниках женских платьев и
нагрудниках в виде берестяных поставленных на угол квадратиков, сплошь
ушитых золотой нитью.
Алтайцы
- автохтонное население Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области (числ.
в России 67.239 чел., в Кемеровской обл. 528 чел.) В прошлом алтайцами назывались тюркоязычные племена,
жившие в Горном Алтае и частично в Кузнецком Алатау. Основное
традиционное занятие – отгонное скотоводство, преимущественно,
разведение лошадей, сочетаемое с охотой (была распространена верховая
охота с ловчими соколами) и мотыжным земледелием (при переходе на
оседлость)
АЛЭЛ
– культовый предмет, изображающий духа-покровителя семьи и деторождения
у кетов.
АППЛИКАЦИЯ – прием декорирования фрагментов костюма,
предметов культа и быта путём
нашивания на текстиль, мех, кожу элементов орнамента из материалов
различной фактуры и цвета.
АПШАК – (тюркск. – медведь). В музейной коллекции по
тюркским народов Южной Сибири этим термином обозначается культовый
предмет-оберег в виде отсеченной и высушенной медвежьей лапы.
АРАКА – крепкий алкогольный напиток тюркоязычных
народов. Изготавливалась с помощью специальных приспособлений путем
перегонки из напитка, получаемого при брожении солода, корней кандыка и
т.д., который у шорцев носил название абыртка.
АРЧЕМАК – охотничья сумка из шкуры или кожи.
БАЛАГАН
охотничий
– строение из бревен, сооружаемое в промысловых охотничьих угодьях.
БОЧОНОК – деревянный сосуд, изготовленный
бондарным способом: склепанный из отдельных, чаще расширенных в средней
части дощечек, охваченных ивовыми или металлическими обручами. Бочонки
использовались для хранения напитков и могли устанавливаться в
горизонтальном положении.
БРАНОЕ ТКАЧЕСТВО
– (от слова «брать», «выбирать») выполняется в технике сложного
переплетения. Ткань имеет двойную структуру. Фон ткали на двух
ремизках, а узор выполняли с помощью специальной дощечки «бральницы», на
которую предварительно набирали нити основы в соответствии с узором.
БРАТСКИЙ
ОСТРОГ
–
укрепление, построенное в 1631 г. на Ангаре русскими служилыми людьми.
Северо-западная угловая башня Братского острога находится в
музее-заповеднике «Коломенское», куда она была вывезена академиком
А.П. Окладниковым.
БУБЕН ШАМАНА
(тюркск. – тÿÿр)
– культовый предмет, по значению сходный с иконостасом у христиан: с
бубном шаман осуществлял моление (камлание); на его лицевой стороне
изображались почитаемые духи и божества и рисунки, отражающие
представления о структуре Вселенной. В основе бубна народов Южной Сибири –
обод из кедровой дранки. Лицевая сторона затянута кожей, внутри помещена
рукоять, олицетворяющая хозяина бубна. Во время ритуального камлания
шаман, обращаясь к духам, изображенным на бубне, ударял по нему колотушкой
орба.
БУРХАНИЗМ
– ак-дъян
(белая вера) – религиозное течение, сложившееся на Алтае и включившее в
себя целый ряд языческих представлений. Его влияние прослеживается в
культовых предметах телеутов.
ВЕРЕТЕНО – орудие для ручного прядения пряжи.
ВОЛОКУША «сюртка (шорская)»– приспособление в виде
зашнурованного мешка из шкуры крупных копытных, который охотник таежной
зоны Южной Сибири тянул за собой по снегу с помощью длинного ремня с
наплечными лямками, транспортируя за собой охотничье снаряжение и
трофеи.
ГАЛУН
–
позументная тесьма золотого или серебряного цвета и нашивка из этой
тесьмы на одежде.
ГОЛЕНИЩЕ – верхняя часть сапога, пришивая к его
головке (нижней части). Обычно эта деталь сапога изготавливалась из
кожи, но у горнотаежного населения Южной Сибири имело место холщевое
голенище, подвязываемое под коленом специальным шнурком.
ГОНЧАРСТВО – хозяйственное занятие, в основе
которого – изготовление утвари из глиняного теста. У отдельных родов
шорцев к началу ХХ в. сохранялся древний способ изготовления сосудов
налепом (без применения гончарного круга).
ГОРОДИЩЕ – остатки древнего поселения, окруженного
валом и рвом.
ДЕРЕВООБРАБОТКА – хозяйственное занятие, в основе которого – обработка
древесины различных пород в целях изготовления утвари, деталей орудий
труда, оружия и т.д.
ДИОРАМА музейная – часть экспозиции,
представляющая панорамное
изображение, которое объединяет живописный второй план и передний план,
заполненный объемными фигурами манекенов, экспонатами и.т.д.,
раскрывающими определенную тему.
ЕНЕКЕЛЕР
–
культовый предмет, изображающий духов – «дочерей Ульгеня» или «матерей
эмегендеров».
ЖЕРТВЕННИК – специально оборудованное, согласно
традиционным религиозным представлениям народов Сибири, место на
возвышении (гора, холм), где проводились обряды поклонения духам,
сопровождаемыми жертвоприношениями.
ЗЕМЛЯНКА
– жилище, известное народам Сибири с эпохи верхнего палеолита,
каркасно-столбовой конструкции, прямоугольное в плане, углубленное в
землю, с покрытием из жердей и бревен, засыпанных землей.
ЗЕРГА
– женское ушное украшение хакасов в виде двух соединенных серебряной
цепочкой серебряных монет, с прикрепленными к ним подвесками из бусин и
шелковых кистей и круглыми ушными петлями.
ИНЬ
– культовый предмет, изображающий духа грома у кетов.
КАЗАН
–
большой котел для приготовления пищи на много человек сразу.
КАЗЫМСКИЙ
ОСТРОГ
–(Юильский) (археолого-этнографический комплекс) расположен в нижнем
течении р. Вон-Вошьюган левого притока р. Казым. В связи с практикой
реконструкции острогов на территории Сибири существует Казымский острог
в окрестностях г. Новосибирска (Историко-архитектурный музей ИАЭТ СО
РАН).
КАЙЧИ – сказитель у многих
тюркоязычных народов Южной Сибири, речитативом рассказывающий сказки под
аккомпанемент комуса.
Калмаки –
малочисленный
тюркоязычный народ Южной Сибири (общ. числ. около 500 чел.), предками
которых являются «Выезжие» телеуты, откочевавшие под Томский острог на
р. Искитим. Часть калмаков в нач.
XVIII
в. отселилась по р. Томи на ее правый берег против Томской Курьи близ
Сосновского острога. Тесные брачные и религиозные связи калмаков с
сибирскими и казанскими татарами-переселенцами привели к сложению
этнотерриториальной группы искитимских татар-калмаков.
КАМЛАНИЕ (от хам, кам –
название шаманов в ряде тюркских языков Южной. Сибири), обозначает особые
ритуальные действия шамана, во время которых он «общается» с духами.
Ударами в бубен, исступлёнными плясками он приводил себя в состояние
экстаза (с явлениями галлюцинации), «вступая» в общение с духами и
воздействуя на них. Обряд камлания исполнялся на родовых праздниках, для
«лечения» больных и др.
КАМУС – шкура с ног лошади, оленя,
лося, используемая для шитья одежды и обуви у народов Севера и Сибири, а
также для обтяжки охотничьих лыж.
КАНАТУЛАР
– культовый предмет, изображающий охотничьего духа у шорцев среднего
течения Мрассу и у бачатских телеутов.
КАНДЫК
– многолетнее луковичное растение из семейства лилейных. Луковицы народы
Сибири употребляли в пищу.
КАПКАН дуговой
– орудие
пассивного способа охоты, защемляющие с помощью металлических дуг на
пружинах лапу зверя или другую часть тела зверя. Размеры капканов
зависели от величины животного, на которого он устанавливался (медведя,
рыси, волка, лисицы и т.д.).
КАРКАСНОЕ
ЖИЛИЩЕ (переносное)
– представлено у скотоводов Южной Сибири (алтайцев, тувинцев и др.)
разборной юртой, остов которой состоит из жердей и решеток,
устанавливаемых по кругу, покрываемых сверху войлоком.
КАРКАСНО-СТОЛБАЯ
КОНСТРУКЦИЯ жилища
–
конструкция жилища, основу которой составляет каркас (вертикальные
столбы и горизонтальные рамы)
КАУРИ раковины
– скелетное образование одного из видов моллюсков Тихого и Индийского
океанов. С древности известны как обереги у многих народов мира, в том
числе в Южной Сибири, на Алтае.
КЕНДЫРЬ – домотканое полотно из
волокон конопли или крапивы.
Кеты
–
представители изолированной языковой семьи, говорят на кетском языке.
Проживают в Туруханском, Ярцевском и Байкитском районах Красноярского
края (числ. в России 1.494 чел., в Кемеровской обл. 6 чел.). Основным занятием большинства кетов
являлась охота с использованием активных ее приемов и множества ловушек:
петель, силков, плашек, слопцов, кулем и т.п. Охота сочеталась с
рыболовством, являющимся преобладающим занятием у курейских кетов.
КИМЕГЕ – печь в юрте скотоводов Южной Сибири: каменная,
круглая в сечении, обмазанная глиной, с отверстием для топки и дымоходом.
КИСЕТ – мешочек из текстиля, затягиваемый у верхнего
края шнурком.
КÖЖОГЕ
– культовое свадебное покрывало у бачатских телеутов.
КОЛБА –
род
растений из семейства лилейных с резким чесночным вкусом. Стебли народы
Сибири употребляли в пищу.
КОМПЛЕКСЫ НАРОДНОГО КОСТЮМА
– совокупность взаимосвязанных элементов костюма, исторически
сложившихся у разных этнических групп, традиционно связанных в единое
целое. В женском русском народном костюме, например, выделяются
комплексы: сарафанный (северорусский) и паневный (южнорусский).
КОМУС – музыкальный двух-
трехструнный щипковый инструмент типа русской балалайки , но с овальным
или полуовальным кузовом.
КОРОБ/КОРОБКА
«куспак»
- берестяная емкость, согнутая из одного прямоугольного полотнища таким
образом, с укрепленными пришитым ивовым прутом боковыми стенками.
Использовался горнотаежным населением Южной Сибири для сбора корней
дикорастущих растений, хранения ячменя и ореха.
КОЧО-КАН
- старинный обряд испрашивания плодородия у шорцев, кумандинцев,
отдельных групп хакасов.
КУДЕЛЬ – вычесанный пучок растительного волокна,
предназначенный для прядения.
КУЗНЕЧЕСТВО – хозяйственное мужское занятие, в основе
которого – обработка металлов. У автохтонных народов Южной Сибири было
развито, преимущественно, в рамках домашней промышленности, т.е.
производились в основном предметы для собственных хозяйственных нужд.
Кулема
– ловушка ущемляющего действия. Принцип ее действия заключается в том, что
удар приходится поперек спины животного. Различаются кротовые, заячьи,
медвежьи кулемы и др.
КУЛЬТ – (латинское cultus –
почитание, поклонение) – исторически сложившийся тип религиозных
отношений.
КУЛЬТ ОГНЯ – почитание духа огня, известного,
тюркоязычных народов Южной Сибири как «от-Эне» (мать-Огонь). У телеутов
сохранилось почитание огня в форме бескровного жертвоприношения глиняным
очажкам в свадебном обряде.
КУРМУШ
–
культовый предмет в виде антропоморфного изображения охотничьего духа
бачатских телеутов.
ЛАБАЗ
– сооружение для хранения припасов: у автохтонных народов Сибири в виде
настила на сваях.
ЛАСТОВИЦА – квадратный лоскут ткани,
пришиваемый подмышками женских и мужских рубах русских крестьян и
некоторых аборигенных народов Южной Сибири.
ЛЕКАЛО
– шаблон, по которому выкраивались детали одежды, обуви, обозначались
мотивы вышивки или аппликации.
ЛЮЛЬКА
– детская колыбель. У народов Сибири встречались разные типы люлек: в
виде деревянной рамы с полостью из текстиля, подвешиваемая к крюку в
потолке с помощью веревки; в виде берестяного или деревянного короба с
дугой в изголовье или без нее.
МАЛТЫК/МЫЛТЫК
(шор.) – охотничье ружье преимущественного
тульского производства, иногда с самодельными деталями – прикладом,
курком и т. д. Появилось у таежных охотников Сибири после освоения
региона русскими.
МАНГАЗЕЙСКИЙ
ГОРОД –
В 1601 г. по указу царя Бориса Годунова был поставлен острог Мангазея в
нижнем течении р. Таз, упоминаемый как город с 1607 г. и по своей
застройке условно представлявший собой: крепость, посад и церкви.
МАНЖЕТЫ
– Сложенные повдоль полоски ткани, пришиваемая к нижним присборенным
краям рукавов и фиксируемые на запястье с помощью застежки, часто в виде
пуговицы.
МАНОК
– охотничий духовой инструмент, имитирующий своим звучанием голоса
зверей или птиц.
МАСЛОБОЙКА
– предмет домашней утвари – приспособление для сбивания масла. У народов
Сибири встречается два типа маслобойка: цилиндрической формы с
палкой-мутовкой и в виде прямоугольного деревянного ящика в котором с
помощью ручки вращается мутовка в виде плоской доски с отверстиями.
МЕЛЕЙ
-
рукавицы хакасов, сшитые из сукна на подкладке из овчины и
декорированные растительным орнаментом, выполненным в технике вышивки
тамбурным швом и плоской гладью.
МЕРКЕМ
– емкость для дозирования пороха при заряживании ружья охотником,
прикрепляемая к специальному ремню.
миссионеры
- духовный проповедник, просветитель. Наиболее
известный в нашем регионе миссионер Алтайской духовной миссии Василий
Вербицкий
(1827–1890) –
протоиерей, этнограф.
МОРДВА
– представители финно-угорской языковой семьи, проживают в Российской
Федерации, коренное население Мордовии (числ. в России 843,350 чел., в
Кемеровской обл. 7,221 чел.). Делятся на группы эрзя и мокша.
МОТЫЖНОЕ
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
– ручной способ обработки земли, при котором используется мотыга –
орудие с железным наконечником, расположенным под прямым углом к
деревянной рукояти, что облегчает работу на каменистых почвах.
Мÿÿс
– емкость для пороха, подвешенная к специальному ремню охотника.
НАРТА
охотничья –
сани для перевозки грузов охотником.
НАРЫ –
широкие лавки
вдоль стен, предназначенные для спанья
НАТРУСКА – охотничий пояс с
черезплечным ремнем с подвешенными пороховницами из коровьего рога,
пистонницами, сумочками для пыжей и дроби.
НОГОВИ́ЦЫ
– вид гамаш, облегающих ноги. Изготавливались отдельными народами Сибири
(эвенками, эвенами, ульчами) из меха, ровдуги, сукна.
НАТАЗНИКИ
– поясная одежда в виде коротких штанов, напоминающих шорты.
Изготавливались отдельными народами Сибири из ровдуги, сукна.
ОБШЛАГ
– нижний край рукава.
ОДУК
(шор.) – сапоги из сыромятной кожи на плоской мягкой подошве без
каблука, с кожаным или холщевым голенищем.
ОЗУП – корнекопалка в виде изогнутой
рукояти со ступательной площадкой-поперечиной и железным наконечником,
служившая у народов Сибири для заготовки корней съедобных растений.
орба
- колотушка к шаманскому бубну.
ÖРГАН
– (öрген – тюркск.: кол, стойка) – деревянная кровать на
четырех ножках в хакасской юрте.
ОРЕКЕНЕР
– изображения домашних покровителей шорцев в виде
антропоморфных холщевых фигурок, часто без обозначения конечностей,
набитых куделью. Область лица ограничена лоскутом ткани, глаза –
бисеринки.
ОСТРОГ
–
пограничное деревянное укрепление, известное в Древней Руси с XII в., с
конца XVI — начала XVII вв. остроги распространены — в Сибири как центры
сбора ясака и колонизации края. Некоторые остроги впоследствии стали
крупными городами.
ОТ
ОРНЫ
– очаг в виде утрамбованной глиняной ямки посреди юрты, обложенный
камнями.
ПАБРЫК
– деревянный валек в виде массивного
бруска с короткой рукояткой. Вальки имели различное предназначение:
использовались для растирания кедровых шишек, обмолота льна, стирки. У
валька для обработки кедровых шишек на рабочей поверхности вырезались
поперечные зубцы.
ПАЗУШНЫЙ
РАЗРЕЗ
– грудной разрез не распашной одежды.
ПАЛЬМЕТТА
– (франц. palmette), орнаментальный мотив в виде стилизованного
веерообразного листа.
ПАЯНА/ПАЙАНА
– общее название почитаемых духов у бачатских телеутов, так каждая из
березок жертвенника «сомо» посвящалась у них определенному почитаемому
духу.
ПЕБЕЙ
– детская люлька в виде деревянного узкого ящика на ножках, с дугой из
ивового прута в изголовье, обтянутой шкурой, и сливом-мочеточником в виде
вставляемой в отверстие воронки – в ногах.
ПЕРЛАМУТР
– мелкие украшения в виде пуговиц, дисков из раковин жемчужниц (внутреннего
слоя), используемые народами Южной Сибири для декорирования фрагментов
костюма.
ПЕСТ
– приспособление, изготовленное из камня, металла или в комбинированной
технике (каменный боек с деревянной рукоятью-развилкой) для размельчения
в ступе зерна, соли, табака.
ПЕЧЬ
ПЛАВИЛЬНАЯ
– сооружение, используемое с древности для плавки медных, железных и др.
руд.
ПЛАШКА
– охотничья ловушка, состоящая из двух досок – основы и давка, между
которыми устанавливается сторожок, срываемый зверьком при захвате
приманки и приводящий в движение давок, обрушиваемый на животное.
ПОДЗОР
– декоративная кайма, украшающая нижний край кровати. У бачатских
телеутов выполнялась в технике аппликации.
ПОГО
– нагрудник замужних хакасок. Полуовальной формы, с жесткой прокладкой.
Лицевая сторона расшита бисером, перламутровыми пуговицами. В мотиве
орнамента обязательно присутствует солярная символика, растительные
мотивы. Вдоль края пого обрамлялось подвесками из бусин.
ПОЛИКИ
– детали плечевой одежды, соединяющие полочку и спинку по линии плеч.
ПОЛУБРЕВНА
– расколотые повдоль и выдолбленные изнутри в виде желоба бревна,
используемые для покрытия крыши у таежного населения Южной Сибири.
РЕКОНСТРУКЦИЯ
– воссоздание объекта историко-культурного наследия на основе
сохранившихся подлинных элементов, аналогов данного памятника.
Реконструкция не является памятником или его частью.
РУССКИЕ
СТАРОЖИЛЫ
– потомки русских казаков-первопроходцев – постоянные жители Сибири с
XVII
в.
САМОПРЯЛКА
– ножная прялка, производящая прядение и кручение нити одновременно.
САМОСТРЕЛ
–
орудие лучкового боя, похожее на западноевропейский арбалет,
устанавливаемое преимущественно на тропах копытных животных.
САРАНА (САРАНКА)
– род растений из семейства лилейных с корнем-луковицей из мясистых
черепитчатых чешуй, употребляемых народами Сибири в пищу.
САРГАШ – приспособление для ручного веяния зерна и
ореха в целях очистки их от шелухи. Представляет собой большого размера
совок с днищем полукруглой формы и бортом из тонкой кедровой дранки.
СЕЛЬНИЦА
– плоская деревянная чаша для просеивания муки.
СИНКРЕТИЗМ
– смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например,
различных культов и религиозных систем в верованиях народов Сибири.
СОБИРАТЕЛЬСТВО
– одна
из древнейших форм хозяйственной деятельности, в большинстве случаев –
традиционное женское занятие, заключающееся в сборе съедобных дикоросов.
Автохтонные народы горнотаежной зоны Южной Сибири использовали при сборе
съедобных корневищ корнекопалку
«озуп».
СОКУЙ
– длинная одежда глухого покроя из оленьих шкур с капюшоном.
СОМО
– жертвенник телеутов, устраиваемый в укромном месте двора и
представляющий собой поставленные в ряд молодые березки, каждая из которых
посвящена определенному почитаемому духу. На веточки в виде приношения
подвязаны ленты, цвет которых соответствовал сторонам света: восток –
сине-зеленый/голубой, запад – белый, юг – красный, север – черный.
СОСНОВСКИЙ
ОСТРОГ
– оборонительное сооружение, построенное в 1657 г. в северо-западной
части Кемеровской области (Яшкинский район). Раскопки башни острога,
реконструированной в экомузее «Тюльберский городок, проводились
археологом Ю.В. Шириным.
СРУБНОЕ ЖИЛИЩЕ
– сооруженное из бревен в срубной технике. Углы рубились в "угол", "в
обло" или "в чашу": в бревне выбирался полукруг, а концы бревен
выступали за стены сруба. Такое соединение помогало в условиях Сибири
сохранять тепло.
СТУПА
– тяжелый сосуд из дерева, меди или чугуна, в котором измельчают зерно,
соль, табак и т.д. с помощью песта (см. пест).
СЫРОМЯТЬ/СЫРОМЯТНАЯ
КОЖА
– вид обработанной древним способом кожи, при котором ее вымачивают,
жируют и обязательно тщательно разминают. Использовалась такая кожа
народами Южной Сибири для изготовления обуви, ремней и т.п.
ТАБАКЕРКА
– емкость для табака в виде небольшой, плотно закрываемой коробки из
дерева, кости, бересты.
ТАЙГАМ –
культовый предмет в виде антропоморфного изображения охотничьего духа
шорцев верховьев Мрассу.
ТАЛКАН
– мука из предварительно обжаренных зерен ячменя, употреблялась в пищу
разведенная молоком, медом или водой.
ТАМБУРНЫЙ
ШОВ
– декоративный шов в виде цепочки, каждое звено которой выходит одно из
другого.
ТАНА – накосное украшение в виде прикрепленной к двум цепочкам
серебряной монете или круглой броши, которое женщине прикрепляли к косам
во время свадьбы. После смерти мужа вдова не имела права носить тана.
ТЕК
– шелковый шнур, используемый бачатскими телеутами для декоративной
отделки деталей одежды (пазушного разреза, воротника и т.д.).
ТЕЛЕУТЫ
– малочисленный тюркоязычный народ Южной Сибири (числ. в России 2.650
чел., в Кемеровской обл. 2.534 чел), ведущий свое происхождение от притомских кыпчакско-кузнецких
тюрок и средневековых кочевников-скотоводов теле. У телеутов
исторически сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевые
скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники притаежной зоны. До
настоящего времени бачатские телеуты, сохранившие в местах своего
компактного проживания традиционные элементы культуры, проживают в
Бековском национальном сельском Совете Беловского района Кемеровской
области – дд. Челухоево, Беково, Верховская и д. Шанда Гурьевского
района. Часть телеутских поселков вошла в черту г. Белово (пп. Черта,
Телеут, Заречная) и Новокузнецк (п. Телеут).
ТЕРБЕН
– ручная мельница для растирания зерна, состоящая из двух дисков –
каменных или кедровых.
ТИСОК
БЕРЕСТЯНОЙ
– полотнище бересты, используемое для покрытия юрт и чумов у народов
Сибири.
ТКАЧЕСТВО
– изготовление ткани на специальном станке. У шорцев сохранялся древний
тип горизонтального ткацкого станка «кендырь тыбеге», на котором
производилась ткань полотняного переплетения.
ТОКПАК
– орудие для обмолачивания зерен ячменя. Представлен как колотушкой на
ремне, так и цепом русского типа с рукоятью и путцом.
ТОМСКИЙ
ОСТРОГ
– построен в 1604 г. на южной части Воскресенской горы у реки Томь
тюменскими казаками.
ТОПЧУ/ТОПЧЫ
– пуговица. Традиционно изготавливались сферические серебряные пустотелые
пуговицы с петлей для пришивания, часто украшенные сквозным ажурным
орнаментом. Бытовали пуговицы из бусин с серебряной пронизкой, укрепленной
круглыми, иногда ажурными накладками.
ТОФАЛАРЫ
– (тофа,
прежнее название — карагасы), малочисленный тюркоязычный народ,
проживающий Нижнеудинском районе Иркутской области (числ. в России 763
чел.). Традиционное занятие — охота в сочетании с транспортным
оленеводством и собирательством.
ТОШТОК
– женское
нагрудное украшение замужней женщины.
ТРЕНОГА
– котел на трех ножках или кованый обруч на трех подставках, размещаемый
над отрытым огнем, в который устанавливается котел для приготовления
пищи.
ТУНИКООБРАЗНЫЙ КРОЙ
– крой по
типу туники, в основе которой лежит согнутое по линии плеч полотнище
ткани.
ТЮЛЬБЕРЫ
– малочисленный тюркоязычный народ, проживающий ко времени появления в
Притомье русских оседло по обоим берегам Средней Томи вниз от устья реки
Ускат.
ТЮЛЬБЕРСКИЙ
ГОРОДОК
– экомузей-заповедник на территории Кемеровского района Кемеровской
области.
ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ – народы, говорящие
на тюркском языке Алтайской языковой семьи. В Сибири это: чуваши,
сибирские татары, алтайцы, телеуты, хакасы, тувинцы, тофалары, шорцы,
якуты, долганы.
УЛУС – (монгольское – государство,
народ, люди). В начале ХХ в. относительно аборигенов Сибири улус значил
административную единицу, поселение.
УЛЬГЕНЬ –
верховное божество в тюркской мифологии.
УХВАТ –
приспособление для подхвата горшков из русской печи, представляющее
собой длинную деревянную рукоять с металлической рабочей частью с
рогаткой на конце.
ХАКАСЫ
– тюркозычный народ, проживающий в республике Хакасия, включающий четыре
этнографические группы: качинцев, сагайцев, кызыльцев и койбалов (числ.
в России 75.622 чел., в Кемеровской обл. 503 чел.). Основным хозяйственным занятием хакасов
традиционно было полукочевое скотоводство, максимально приспособленное к
местным природным условиям, сочетаемое с охотой (исключая койбалов),
собирательством, рыболовством и мотыжным земледелием.
ЦЕП
с путцом –
приспособление для обмолота зерновых культур. Цеп, характерный для
русского крестьянского хозяйства состоит из двух деталей – рукояти и
била подвижно соединенных между собой кожаным ремнем – путцом. Широко
распространен у автохтонных народов Сибири, занимающихся мотыжным и
плужным земледелием.
ЧАБУ – боковые клинья треугольной формы, расширяющие
одежду к подолу.
ЧАКА
– узкий воротник из яркого сукна или драпа, на жесткой прокладке с
ситцевым подкладом. Лицевая сторона по всему периметру вдоль края обшита
черным шнурком, зигзагообразно перевитым золотной нитью. На концах нашиты
поставленные на угол квадратики из бересты, сплошь ушитые золотной нитью.
ЧАЛУЛАР
–
культовый предмет в виде миниатюрного бубна.
ЧАЧ ПУУШ
– девичий накосник телеутов и шорцев, представляющий собой кисть из
скрученных конских волос. Верхняя часть кисти сплетена в косички,
перемотана цветными нитками, а на свободно свисающие концы прикреплены
раковины каури, бусины, иногда – колокольчики.
ЧЕЛКАНЦЫ
–
тюркоязычная группа, входящая в состав населения Республики Алтай
(устаревшее название Лебединцы или Лебединские татары. В хозяйстве
преобладал охотничий промысел наряду с собирательством, примитивным
мотыжным земледелием и рыболовством.
ЧЕРКАН
– ловушка ущемляющего
действия, основанная на принципе лучкового боя. Настораживалась с помощью
натягивания тетивы лука и прибивала мелкого пушного зверька, не портя
шкурки.
ЧИРКИ – обувь из сыромятной кожи типа
калош на мягкой подошве.
ШАБЫР
(шор.) – халат туникообразного кроя с
широким прямым рукавом и ластовицами и пришивным шалевым воротником,
иногда декорированным вышивкой, иногда обшитым вдоль края кантом или
расшитым раковинами каури.
ШАЛЫГ
–
культовый предмет в виде антропоморфного изображения охотничьего духа
шорцев среднего течения Кондомы.
ШАМАН – служитель шаманского культа.
ШАПЧАК – деревянный
сосуд, изготовленный бондарным способом: склепанный из отдельных, часто
сужающихся кверху дощечек, охваченных ивовыми или металлическими
обручами. Кадки использовались как для хранения пищевых продуктов, так и
заквашивания теста, при этом кадка всегда устанавливалась в вертикальном
положении.
ШОРЦЫ
– тюркозычный
народ, проживающий на юге Кемеровской области в Таштагольском,
Новокузнецком, Междуреченском районах и пригородных поселках г. Мыски (числ.
в России 13.975 чел., в Кемеровской обл. 11.554 чел.). К началу ХХ в. шорцы представляли собой
две этнографические группы: северную лесостепную (абинскую) и южную
горнотаежную (шорско-бирюсинскую), различающиеся уровнем
социально-экономического развития, особенностями хозяйства и
материальной культуры. У лесостепных шорцев скотоводство сочеталось с
земледелием и охотой, у горнотаежных преобладал охотничий промысел
наряду с собирательством, примитивным мотыжным земледелием и
рыболовством.
ЫЗЫРГА
– серебряные серьги телеутов, изготовленные часто в виде стилизованного
ажурного цветка, опущенного лепестками вниз и украшенного сферическими
подвесками. Середина его инкрустирована полудрагоценным камнем –
сердоликом, агатом, лазуритом и т.п.
Эвенки
–
народ в Сибири,
известный также под названием тунгусы, орочены, бирары, манегры (числ. в
России 35.257 чел., в Кемеровской обл. 22 чел.) Говорят на эвенкийском языке, в котором
прослеживаются следы общности с монгольскими, тюркскими и самодийскими
языками. Занимались оленеводством, которое характеризовалось
вьючно-верховым использованием оленей, и сочеталось с охотой и
рыболовством.
ЭЗЕР
– седло тюркоязычных народов Южной Сибири, состоящее из ленчика с
высокой задней и низкой передней лукой и двух деревянных полок,
изогнутых по форме спины лошади.
Эрлик
– в тюркской мифологии – властелин подземного мира. Противостоит
Ульгеню – верховному божеству верхнего мира
ЭМЕГЕНДЕР – изображения домашних покровителей телеутов в виде
антропоморфных холщевых фигурок без обозначения конечностей, набитых
куделью. Область лица ограничена лоскутом ткани, глаза – бисеринки.
ЮРТА – разборное жилище
цилиндроконической формы с войлочным или берестяным покрытием. У алтайцев,
тувинцев, бурят стены из раздвижных, поставленных по кругу решеток. У
хакасов-сагайцев остов – из кольев, вбитых по кругу и конической крышей;
покрышки из двойного слоя вываренной бересты, прошитой конским волосом. К
началу ХХ в. у народов Сибири появляется срубная многоугольная юрта. |