|  Эвенки
 
      Эвенки 
      – наиболее широко распространенное самоназвание народа, известного также 
      под названием тунгусы, орочены, бирары, манегры (общ. числ. около 30 тыс. 
      чел.) Говорят на эвенкийском языке, в котором прослеживаются следы 
      общности с монгольскими, тюркскими и самодийскими языками. В зависимости 
      от хозяйственной деятельности различаются «пешие» (охотники) эвенки, «оленные» 
      (оленеводы, проживающие на огромной территории от Енисея до Охотского моря) 
      и «конные» (коневоды, населяющие Забайкалье, Китай и Монголию). 
      Оленеводство эвенков характеризовалось вьючно-верховым использованием 
      оленей для транспорта, с доением оленей и сочеталось с охотой и 
      рыболовством. 
      Традиционными жилищами 
      служили – чум конической формы из жердей, с берестяными или ровдужными 
      покрышками; покрытые корою шалаши (на Охотском побережье); четырехугольные 
      бревенчатые жилища типа фанзы с отапливаемыми нарами (Приамурье). 
      Традиционная одежда 
      состояла из ровдужных или суконных натазников хэрки, ноговиц 
      арамус/гуруми, кафтана из оленьей шкуры, вышитого бисером нагрудника. 
      В лесотундре носили сокуй. Зимо шею и голову обматывали шарфом из 
      хвостов пушных зверей вачи. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, 
      женщины – с игольницей, трутницей и кисетом. Характерен головной убор из 
      целой шкуры с головы оленя: отверстия от глаз и рогов зашивали и 
      орнаментировали бисером. 
      Волосы длиной до плеч 
      носили распущенными, длинные – завязывали пучком на макушке 
      орнаментированной бисером полоской материи чирэптун. Девушки носили 
      головную повязку дэрбэки. Енисейские эвенки до 
      XIX 
      в. сохраняли татуировку лица. 
      Религиозные верования к 
      началу ХХ вв. носили синкретический характер, отражая наличие родовых 
      верований, шаманизма и христианства. 
       Фонды: 
       Время 
      и место приобретения экспонатов: 
      материал собран в 1986 г. по реке Нижняя Тунгуска. 
      Описание: 
      Коллекция 
      включает предметы материальной культуры эвенков-оленеводов, у которых это 
      занятие сочеталось с охотой и рыболовством. В коллекции имеются костяные и 
      деревянные элементы оленьей упряжи. Рыбная ловля приурочивалась к лету. 
      Основными орудиями рыболовства служили пущальни – ставные сети, морды, 
      остроги и крючки. В коллекции имеется деревянная игла для плетения сетей, 
      деревянные поплавки. К домашним занятиям эвенков относились изготовление 
      берестяной утвари, обработка шкур, кузнечество, что отражено наличием в 
      коллекции отдельных предметов, характеризующих эти занятия. Что касается 
      кузнечества, то этим ремеслом для своих нужд умел заниматься каждый эвенк, 
      имея необходимые инструменты: клещи, молоток, напильники, тиски, небольшую 
      наковальню. 
      Автор коллекции: 
      Николаев Р. В. (1986 г.). 
      Датировка: 
      конец 
      XIX 
      – вторая половина ХХ вв. 
      Дата поступления
      материала: 1986-е гг. 
      Документ: 
      акт передачи № 85. 
      Общее количество 
      экспонатов: 
      25 экз., из них: 
      предметы оленеводства: 
      – 15 экз.:
      элементы оленьей упряжи 
      (12 экз.); дуги (2 экз.); седло (1 экз.); 
      орудия рыболовства: 
      – 2 экз.:
      поплавок для сети (1 экз.); 
      игла для плетения сетей (1 экз.); 
      инструменты 
      – 5 экз.: 
      мини-наковальня (1 экз.); 
      сверла (2 экз.); приспособление для сгибания досок (1 экз.); 
      утварь: 
      2 экз. (берестяные сосуды). 
      обувь: 
      1 экз. (сапог). 
      народное декоративное 
      искусство: 
      1 экз. (элемент бисерной вышивки с женских сапог); 
      В экспозиции:
      материал коллекции не представлен. 
      Литература: 
      Элементы древних культур 
      Южной Сибири в материальной культуре северо-самодийских народов // 
      Проблемы этногенеза и этнической истории самодийских народов: Тезисы 
      докладов областной научной конференции. – Омск, 1983. |