|
||
|
Коллекция
71 Время и место приобретения предметов: Коллекция этнографических предметов по русскому населению Притомья постоянно пополняется в ходе текущего комплектования: поступления от населения, через обменный фонд музеев Кемеровской области. Таким образом, этнографические фонды КМАЭЭ пополнились в 2000-е гг. коллекцией гончарной утвари русских переселенцев из музея «Истории крестьянского быта» с. Красное Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, предметами религиозного культа и прикладного искусства. Описание. Хозяйство русских в Притомье носило комплексный характер. Основу составляли земледелие и животноводство, несколько меньшее значение имели рыболовство, сбор дикоросов и охота. Кроме злаковых культур практиковалось на небольших приусадебных участках выращивание самых неприхотливых овощей. Разводили, в первую очередь, крупный рогатый скот и лошадей. Продолжительная сибирская зима служила причиной весьма продолжительного периода стойлового содержания скота, что порождало повышенную потребность в запасах сена, которая легко покрывалась за счет пойменных лугов вдоль Томи и ее притоков. Характерные для европейской России ремесла и промыслы у русских переселенцев нашли свое дальнейшее развитие в условиях Южной Сибири. Среди них гончарство, ткачество, кузнечество и прикладное народное искусство. Коллекция этнографической керамики характеризует гончарный промысел русских переселенцев Притомья, принесших в этот край способ изготовления посуды с помощью гончарного круга. Технология гончарного ремесла к началу ХХ в. не претерпела существенных изменений по сравнению с XVII в. В музейной коллекции выделяется три основных типа гончарной утвари, основанных на форме сосудов. Горшки грушевидной формы, приспособленной для такой очажной утвари как ухват, предназначались для варки пищи в русской печи – кашник для варки каши, штеник – щей. Овальные в продольном сечении корчаги, квасники использовались для приготовления пива и кваса. Сферическое тулово имели кувшины с высоким горлом и петлевидной ручкой. Форма неправильного цилиндра была у тулова крынок для молока и воды, форма усеченного конуса, повернутого основанием вверх – у мисок и небольших горшков. Коллекция по русским пополнилась орудиями таких домашних промыслов как прядение и ткачество переселенцев, народное прикладное искусство. Основным сырьем для производства нитей были лен и культурная конопля. Уборку льна производили вручную, в августе, во время страды. Стебли выдергивали с корнем, захватывая горстями, и складывали в кучки крест-накрест. Затем расстилали в поле и держали там несколько недель, чтобы улежался, и его прихватило инеем. Когда костра на стеблях подгнивала и начинала легко отставать, лен снимали и раскладывали в бане на полках для просушки. Высохший лен мяли, трепали на воздухе с помощью ножевидного деревянного трепала, аналоги которому имеются в шорской коллекции или деревянными грабельками. Для получения тонкого волокна использовали щетки из свиной щетины. Процесс прядения включал и использование самопрялки с точеными на станке фигурными деталями. Ткали на станке-кроснах, состоящим из рамы, навоя, берда, нитченок, понебника, последника, притужальника, берда, педалей. Имела место техника браного узорного тканья: нить утка располагалась то поверх, то снизу нитей основы, соответствуя узору. На изнанке ткани получалось негативное изображение узора. В композициях ритмически повторяются геометрические мотивы: ромбы с крючками, иногда с помещенными внутри них геометризованными женскими фигурами, связываемых у древних славян с магией плодородия. Подобные полотенца с оберегательной символикой бытовали у кержаков – узорноткаными концами вытирали детей с кожными заболеваниями. В целом, в приемах и характере орнаментации русских женских рукоделий бытовали общерусские и общеславянские традиции. Полотенца из музейной коллекции характеризуют более поздний период истории русских, когда происходит утрата древних традиций, переход к «городской культуре» и вышивка на полотенцах отражает новое направление – изображение «мыльных узоров», как принято называть в этнографической литературе копирование рисунков с этикеток товаров из мануфактурных лавок. Художественное творчество неразрывно соединялось с характером хозяйственных занятий. В облике простых вещей мастера умели гармонично соединять практическую целесообразность и художественное совершенство. Для прядения, ткачества и шитья на небольших самодельных токарных станках вытачивали украшенные круговыми поясками веретена, фигурные стойки прялок и швеек с копылом, декорированным геометрическим орнаментом. Сюжеты и орнаментальные мотивы были перенесены переселенцами разных Российских губерний и иногда сочетали в себе разнообразные технические приемы: выемчатую двух- и трехгранную резьбу в сочетании с выжиганием, окрашиванием и росписью. В ходе текущего комплектования этнографическая коллекция пополнилась предметами духовной культуры русских переселенцев и старообрядцев. Потребность в иконах и других христианских атрибутах у русского и автохтонного населения Притомья была значительна и стараниями местных купцов удовлетворялась за счет привозного товара. В музейной коллекции представлена икона, выполненная маслом на деревянной доске. Предметы церковного культа характеризуют представленные в коллекции предметы медного литья, среди которых фрагмент складеня и старообрядческий крест. Коллекционеры: Кимеева Т. И., Белоусова Н. А. Датировка: конец XIX – первая четверть ХХ вв. Дата поступления материала: 2000-е гг. Документы: акты передачи №№ 212, 213 от 01 июня 2001 г.; № 215 от 01 сентября 2005 г. Общее количество единиц хранения: 67, из них: предметы костюма – 9 экз.: рубаха женская переселенцев из Тульской губернии (1 экз.), рубаха женская южнорусская (2 экз.), рубаха детская (2 экз.), лапти (1 экз.), платки женские (4 экз.); утварь гончарная – 6 экз.: крынка (3 экз.), квасник (1 экз.); миска (1 экз.), кувшин (1 экз.), горшок (1 экз.); утварь деревянная – 4 экз.: рубель (1 экз.), скалка (1 экз.), корзина (1 экз.), сундук (1 экз.); утварь металлическая – 3 экз.: чайник (1 экз.), утюг (1 экз.), приспособление для дробления орехов (1 экз.); предметы, связанные с обработкой волокнистых растений и шерсти – 18 экз.: образец кудели (2 экз.), трепало-гребень (1 экз.), детали ткацкого стана-кросна (8 экз.), самопрялка (1 экз.), бердо (3 экз.), челнок (3 экз.), веретено (1 экз.); образцы металлобработки – 3 экз.: доска железная (1 экз.), лемех плуга (1 экз.), наконечник мотыги (1 экз.); плотницкий инструмент – 3 экз.: рубанок (1 экз.), скобель-тесло (1 экз.), топор (1 экз.); орудия охоты – 2 экз.: самострел (1 экз.), капкан дуговой (1 экз.) предметы прикладного искусства – 14 экз.: наличник (1 экз.), фрагменты деревянной резьбы (3 экз.), полотенца с вышивкой (2 экз.), салфетка (1 экз.), подзоры (3 экз.), скатерть (1 экз.), карман настенный (1 экз.), воротник (1 экз.), ковер (1 экз.); предметы церковного культа – 4 экз.: икона (1 экз.), фрагмент складеня (1 экз.), крест нательный (1 экз.), учебник «Обучение церковнославянской грамоте» (1 экз.); В экспозиции представлено: 23 предмета в зале «Этнография народов Сибири» – витрина 6 (КМАЭЭ 71/1, 2, 6, 7, 11, 15, 17-22, 24, 41-45), витрина 11 (КМАЭЭ 71/34), витрина 12 (КМАЭЭ, 71/12, 25, 29, 30).Архивные материалы: Кимеева Т. И. Коллекционные описи музея «Истории крестьянского быта» с. Красное Ленинск-Кузнецкого р-на // Научный архив КМАЭЭ, № 863. – 35 с. Кимеева Т. И., 2003. Этнические аспекты культурного взаимодействия народов Притомья. Дисс. на соискание ученой степени канд. культурологии. – 345 с. Кимеева Т. И., 2005. Культура народов в конце XIX – начале ХХ вв. Притомья как результат межэтнического взаимодействия (конец XIX – начало ХХ вв.). Рукопись монографии. – 370 с. Литература:Кимеева Т. И., 2002. Плетение и ткачество в Притомье // Музей и наука. Материалы научно-практического семинара, посвященного 25-летию музея КМАЭЭ. Кемерово. – С. 149-162. Кимеева Т. И., 2003. Культурные аспекты этнического взаимодействия аборигенов и русских Притомья. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. культурологии. Кемерово. – 21 с. |
|
© 2003-2009 Все права защищены. Наш адрес: 650043 пр. Советский, 77 г. Кемерово, Россия museum@kemsu.ru