ENG











 

 Коллекция 154

Народ: мордва

Время и место приобретения предметов: В 1950-60-х гг. материал собирался в Мордовии и сопредельных с нею регионах – Пензенской и Рязанской областях. Были обследованы известные сегодня археологические объекты: Шокшинский и Кельгинининский могильники, Вертилим, Ефаево, Старые Пичингуши, Самозлейка, Зубово-Поляна, Стародевичье, Итяково и др.

Описание. Коллекция собрана Циркиным Алексеем Васильевичем – профессором кафедры истории, музееведения и краеведения Кемеровского государственного университета культуры и искусств. С 1956 г. студентом историко-филологического факультета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева он становится участником археологической экспедиции по изучению древних памятников на территории Мордовии. С 1961 по 1964 гг. уже являясь аспирантом кафедры археологии Московского государственного университета им. Ломоносова он в составе экспедиций продолжает археологические исследования памятников Мордовии, Пензенской, Рязанской, Волгоградской областей. Среди археологических находок – орнаментированная керамика, бронзовые нагрудные ажурные бляхи, подвески с «утиными лапками», застёжки «сюльгамо», нередко с геометрическим и растительным орнаментом эпохи средневековья. Наряду с археологическими материалами XI-XIV вв., коллекция содержит предметы конца XIX – начала ХХ вв., отражающие материальную и духовную культуру мордвы.

Мордва составляет коренное население Республики Мордовии; кроме того, 13894 человека мордовской национальности по данным переписи 1989 г. проживало в Кемеровской области. Мордва делится на две основные группы: мордву-эрзю и мордву-мокшу, сохраняющие свое самоназвание (эрзя и мокша) и некоторые особенности в материальной культуре (традиционной одежде, жилище), народном творчестве. Эрзянский и мокшанский языки относятся к прибалтийско-волжской группе финно-угорских языков

Уже в XIII в. территория, заселенная мордвой, входила в состав Рязанского и Нижегородского княжеств, к этому времени среди верований этого народа сложилась картина религиозного синкретизма: отголоски языческих верований переплелись с православием. В коллекции А. В. Циркина представлены нательные медные кресты XVII-XVIII вв.

Этнографические материалы состоят из праздничной женской рубахи мордвы-мокша, дополненной нагрудником, декорированным орнаментом из цветного бисера, многочисленными овальными платинами, выполненными в технике холодной штамповки. В вышивке рубахи, выполненной цветной шерстью, преобладают характерные для мордвы-мокша приглушённые красные и тёмно-синие цвета с вкраплениями зелёных и чёрных. Поле вышивки заполнено небольшими, тесно примыкающими друг к другу зигзагами, квадратами, ромбами, крестами. Рубаху носили с плетеным из шерстяных нитей поясом в виде узкой длинной тесьмы ручной работы, обертываемой несколько раз вокруг талии с длинными кистями из розовых, желтых, зеленых нитей. Замужние женщины носили  поясное украшение пулай, декорированное раковинами каури, медными монетами, бляшками, пуговицами, снизками разноцветного бисера.

Костюмный комплекс дополняет налобная повязка из хлопчатобумажной ткани, расшитая пайетками, и фрагменты женского головного убора – тюрбанообразной повязки из ярко-розового шелка с растительным декором, выполненным золотной нитью.

Представленные в коллекции украшения – браслеты, перстень изготовлены из меди и ее сплавов. Мордовские кузнецы владели способом обработки металла, техникой горячей и холодной штамповки. Наряду с изделиями собственного производства использовали медные и серебряные монеты, нашивая их на нагрудные, налобные, поясные и накосные женские украшения. Коллекционные монеты имеют отверстие для крепления к основе. Среди них – экземпляры с мусульманской символикой, так как уже в X в. платежным знаком в торговых отношениях мордвы с арабским миром стал дихрем.

Отдельные элементы украшений мордвы имеют аналогии в материалах коллекций поволжских, тоболо-иртышских и томских татар и народов Средней Азии.

Коллекционер: А. В. Циркин (1950-1960-е гг.).

Датировка: XIV – нач. ХХ вв.

Дата поступления материала: 2006 год.

Документ: акт передачи № 214 от 15 октября 2006 г.

Общее количество единиц хранения: 66, из них:

предметы религиозного культа – 3 экз.:

нательные кресты;

предметы костюма – 5 экз.:

рубаха женская (1 экз.); нагрудник женский (1 экз.); фрагменты женского головного убора (1 экз.); поясной шнурок (1 экз.); налобник (1 экз.);

украшения – 18 экз.

подвески (4 экз.); фрагменты браслетов (4 экз.); фрагмент накосник (1 экз.); перстень (1 экз.); монеты для украшения одежды (5 экз.); раковина каури (1 экз.); снизка бисера (1 экз.); пряжка (1 экз.);

фрагменты орнаментированной керамики

4 экз.:

курительная трубка – 1 экз.;

кредитные знаки – 35 экз.;

В экспозиции: планируется представить 5 предметов костюма мордвы-мокша в витрине «Этническое многообразие Южной Сибири» после ее реэкспозиции.

Литература:

Циркин А. В., 1963. К истории вопроса заселения мордовских земель славянами // Труды научно-исслед. ин-та языка, лит-ры, истории, экономики. Саранск: Мордовское книжное изд-во. Вып. 24. – С. 131-145.

Циркин А. В., 1964. Русско-мордовские культурные связи в 10-13 вв.: Автореферат диск. на поиск. ученой степ. канд. ист. наук: Саранск: Мордов. гос. ун-т. – 16 с.

Циркин А. В., 1968. О культурных связях мордвы с вятичами в VIII XII вв. // Советская археология. № 4. – С. 77-86.

Циркин А. В., 1968. Русско-мордовские отношения в X-XI вв.; Учебное пособие. Саранск: Мордовский гос. ун-т. – 112 с.

Циркин А. В., 1969. Меч и сабля из Шокшинского могильника // Древности Восточной Европы. М.: Наука. – С. 292-295.

Циркин А. В., 1974. Культурные связи мордвы с Прикамскими племенами (X-XI вв.) // Материалы по археологии и этнографии Мордовии: Труды МНИИЯЛИЭ. Саранск: Мордов. Кн. изд-во. Вып. 48. – С. 58-69.

Циркин А. В., 1979. К вопросу о происхождении Городецкой культуры в Мордовии // СА, № 3. – С. 82-91.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 © 2003-2009 Все права защищены.
Наш адрес: 650043 пр. Советский, 77
г. Кемерово, Россия museum@kemsu.ru