|
||
|
Коллекция 136-17К Народ: телеуты, шорцыВремя и место приобретения предметов: 1965-1980 гг., материал собирался в местах компактного проживания бачатских телеутов и шорцев: населенных пунктах Беловского района Кемеровской области – Челухоево, Верховская, Беково и Таштагольском районе Кемеровской области. Описание. Коллекция собрана известным кузбасским краеведом Дмитрием Васильевичем Кацюбой, д.п.н., профессором Кемеровского госуниверситета. С 1965 г. ученый-краевед совершал экспедиции по Кузбассу, в течение ряда лет возглавлял научный молодежный лагерь, деятельностью которого было изучение традиционной культуры автохтонного населения Кузбасса – телеутов и шорцев. Телеуты – малочисленный тюркоязычный народ Южной Сибири, ведущий свое происхождение от притомских кыпчакско-кузнецких тюрок и средневековых кочевников-скотоводов теле. В начале ХХ в. бачатские телеуты входили в одну Телеутскую волость. К началу ХХ в. они сохраняли свое этническое самосознание и элементы традиционной культуры в пределах нескольких населенных пунктов Беловского района (пп. Беково, Челухоево, Новобачаты, Черта и др.), Новокузнецкого района (п. Телеут в районе Запсиба) Кемеровской области. Другой тюркоязычный народ – шорцы – проживает на юге Кемеровской области. К началу ХХ в. выделялись две этнографические группы шорцев: северная лесостепная (абинская) и южная горнотаежная (шорская). Они отличались особенностями хозяйства и уровнем социально-экономического развития: у северных преобладало стойловое скотоводство и земледелие, у южных – охота, собирательство, мотыжное земледелие. В состав коллекции входят сохранившиеся у телеутов до настоящего времени старинные серебряные украшения, предметы телеутского и шорского традиционного костюма, религиозных культов, домашней и курительной утвари, интерьера жилища, приспособления для обработки волокон и орудия охоты. Основу телеутской части коллекции составляют женские украшения из серебра, меди, полудрагоценных камней, бусин, раковин каури. Как древнейшее полифункциональное явление материальной культуры украшения имеют сложную символику, в которой отражены религиозные представления и особенности художественных традиций. Материал коллекции состоит из нашиваемых на одежду и съемных украшений. К первому типу относятся нагрудники тöшток и воротники женских платьев телеутов, сшитые из яркого сукна – красного, черного, зеленого и украшенные поставленными на угол берестяными квадратиками акча (от 5 до 9 с каждой стороны воротника), сплошь ушитыми золотной или серебряной ниткой, или шерстяными цветными нитками, или бисером. Набор второго типа украшений – съемных отличается типологическим разнообразием. Материал коллекции позволяет сделать его классификацию с учетом способов ношения: ушные, накосные, нагрудные и украшения для рук. Характер ушных украшений телеутов однотипен и имеет аналогии со среднеазиатскими. Серебряные литые, сложного рисунка, ажурные, длиной от 5,0 до 9,0 см, по форме серьги напоминают стилизованный цветок, опущенный лепестками вниз или стилизованную женскую фигурку. На концах лепестков и вдоль юбочки женской фигурки укреплены подвески, характерные для среднеазиатских ушных и височных украшений. Накосные украшения телеутов отличает возрастной принцип. Девичьи накосники чач пууш представляют собой пучок косичек из конских волос, украшенных на концах раковинами каури и бусинами. Женские накосники тана в своей основе содержат круг – солярный знак, в роли которого выступают серебряная монета, сканая бляха, перламутровый диск и др. В телеутском костюме отсутствие шейных украшений компенсировалось серебряными, медными и изготовленными из бусин пуговицами топчы/топчу, нашиваемыми вдоль грудного разреза. которые вполне можно отнести в разряд нагрудных украшений. Пустотелые сферические ажурные пуговицы имеют аналогии с декоративными пуговицами многих народов Центральной и Средней Азии. Кольца и перстни украшали пальцы мужчин и женщин. В коллекции представлены массивные перстни с припаянным щитком овальной, круглой и прямоугольной формы, в которые оправлены агат, аметист, яшма. Из предметов одежды в коллекции имеются мужские и женские праздничные халаты телеутов, вязаные из льняных ниток чулки, домотканые пояса кур, женские платья кунек. Халат из кендырной ткани с традиционной вышивкой на воротнике, характеризует женские домашние промыслы шорцев – ткачество на горизонтальном станке кендырь тыбеге, шитье и вышивку с использованием древних традиционных для этого народа приемов. Из предметов, связанных с обработкой волокнистых растений, шорской части коллекции имеются веретена для прядения пряжи из крапивного волокна с костяными пряслицами – недекорированными и орнаментированным техникой гравировки. Духовная культура представлена единичными предметами. религиозных верований, отражающих сложившуюся к концу XIX – нач. ХХ вв. картину религиозного синкретизма. Среди них предмет древних родовых верований – миниатюрный бубен чалулар, антропоморфные фигурки курмуш – изображения родовых духов-покровителей охотничьего промысла и изображения духов – енекелер на лоскутах холста, свидетельствующих о влиянии бурханизма на духовную культуру телеутов. Наличие картины религиозного синкретизма у телеутов отражает написанная на деревянном диске телеутским художником христианская икона. Представленные в коллекции орудия труда, охоты, предметы быта телеутов и шорцев, иллюстрируют взаимовлияния культур народов, населяющих Южную Сибирь. Коллекционер: Д. В. Кацюба (1965-1975 гг.). Датировка: конец XIX – вторая половина ХХ вв. Дата поступления материала: 2004 год. Документ: акт передачи № 144 от 01 апреля 2004 г. Общее количество единиц хранения: 225, из них: орудия охоты и средства передвижения – 7 экз.: охотничьи пояса-натруски детали к нему (4 экз.), вьючная переметная сума (1 экз.), нарты охотничьи (2 экз.); предметы костюма – 33 экз.: халаты (3 экз.); рубахи женские (3 экз.), воротники для женских рубах (8 экз.), воротники для халатов (1 экз.), пояса (5 экз.), чулки (5 экз.), шапка (1 экз.), кольца, перстни (7 экз.); украшения – 159 экз. серьги (10 экз.), накосники девичьи (4 экз.), накосники женские (5 экз.), нагрудник (1 экз.), пуговицы для украшения пазушного разреза (74 экз.), бусины для изготовления пуговиц (15 экз.), раковины каури (50 экз.); утварь – 7 экз.: столовая деревянная (3 экз.), берестяная (1 экз.), курительная (3 экз.); предметы интерьера жилища – 3 экз.; предметы, связанные с обработкой волокнистых растений и шерсти – 14 экз.; предметы духовной культуры – 2 экз. В экспозиции представлено: 4 предмета в зале «Этнография народов Сибири» – витрина 3 (КМАЭЭ, 136-17К/113, 114, 116, 117).Архивные материалы: Кацюба Д. В. Полевые дневники историко-этнографических экспедиций // Научный архив КМАЭЭ, № 860. Кацюба Д. В. Фотоматериалы историко-этнографических экспедиций // Научный архив КМАЭЭ, № 862. Материалы о телеутах // Научный архив КМАЭЭ, № 859, 861. Кимеева Т. И., 2003. Культурные аспекты этнического взаимодействия аборигенов и русских Притомья. Дисс. на соискание ученой степени канд. культурологии. – 347 с. Литература:Кацюба Д. В., 1963, 1969, 1975, 1983. История Кузбасса. Учебное пособие. Кемерово. – 190 с. Кацюба Д. В., 1968. Этнографические экспедиции учащихся // История СССР во внеклассной работе. М.: Просвещение. – 9 с. Кацюба Д. В., 1974. Программа областного краеведческого историко-этнографического лагеря «Кузбасс». Кемерово. – 222 с. Кацюба Д. В., 1975. Историческое краеведение. Учебное пособие. Кемерово. – 30 с. Кацюба Д. В., 1977. Вопросы и задания по краеведению. Ч. 1. Москва. – 44 с. Кацюба Д. В., 1977. Вопросы и задания по краеведению. Ч. 2. Москва. – 48 с. Кацюба Д. В., 1991. Материальная культура бачатских телеутов: Учебное пособие. Кемерово. – 92 с. Кацюба Д. В., 1993. Духовная культура телеутов. Кемерово. – 191 с. Кацюба Д. В., 1993. Этнография и школа. Кемерово. – 153 с. Кацюба Д. В., Николаев Р. В. 1994. Этнография народов Сибири. Кемерово. – 202 с. Кимеева Т. И., 2003. Культурные аспекты этнического взаимодействия аборигенов и русских Притомья. – Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. культурологии. – Кемерово. – 21 с. |
|
© 2003-2009 Все права защищены. Наш адрес: 650043 пр. Советский, 77 г. Кемерово, Россия museum@kemsu.ru