Учебно-методическое пособие
«История декоративного искусства народов Сибири»

 

Составитель: канд. культурологии, зав. этнографическими фондами Т.И. Кимеева.

 

В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем относится изучение традиционной народной культуры в целом и народного искусства, в частности. Этот вид искусства обладает способностью относительно устойчиво сохранять традиционные элементы культуры, восходящие к разным этапам исторического прошлого народов. Необходимость введения курса обусловлена тем, что квалифицированным музейным работникам для систематизации коллекционных материалов, создания экспозиции по традиционной этнографии необходимо знание основ народного искусства, его специфических особенностей у разных народов. Для специалиста в области музейного дела курс «История народного искусства Сибири» является одним из основополагающих. Курс тесно связан с такими  изучаемыми дисциплинами как «Музееведение», «Этнология», «Материальная и духовная культура народов Сибири», «Комплектование, учет и хранение музейных предметов», «Консервация и реставрация музейных предметов». Программа спецкурса разработана на основе учебного плана специализации «Музейное дело» и предусматривает изучение процесса формирования у народов Сибири прикладного искусства в целом, декора и орнамента, в частности, отражающих их этногенетические и историко-культурные связи.

Цель данного курса: сформировать у студентов представление о развитии прикладного искусства в различные исторические эпохи как многофункционального явления, в котором практическая, обрядовая, эстетическая, идейно-смысловая функции находятся в синкретическом единстве.

Задачи курса:

– дать общий историко-этнографический обзор видов народного искусства;

– познакомить студентов с основными мотивами орнамента у народов Сибири, историей их возникновения и территориальным распределением типов орнамента;

– показать местные традиции и их роль в развитии различных форм прикладного искусства;

– познакомить с техническими приемами нанесения орнамента, его семантикой, общепринятыми научными классификациями типов орнамента;

– дать представление о современном состоянии развития народного искусства.

Тематический план курса

«История народного искусство Сибири»

 

 

Наименование разделов и тем курса

Количество часов

 

Всего

В том числе

Лекции

Групп

повые

1

2

3

4

Раздел I. Взаимосвязь прикладного искусства с традиционной культурой народов Сибири в разные исторические эпохи

16

10

6

Тема I. Происхождение памятников прикладного искусства. Декор и орнамент.

6

4

2

Тема II. Эволюция орнаментальных мотивов на музейных предметах эпохи бронзы, скифо-сибирского и гуннского времен, эпохи средневековья

6

4

2

Тема III. Научные классификации типов орнамента народов Сибири

4

2

2

Раздел II. Прикладное искусство как составная часть материальной и духовной культуры народов Сибири

46

30

16

Тема I. Художественная обработка камня как один из видов первобытного искусства

4

2

2

Тема II. Художественное изготовление керамических предметов народами Сибири в разные исторические периоды

6

4

2

Тема III. Художественная обработка дерева и бересты у народов горнотаежной и лесостепной зон Сибири

6

4

2

Тема IV. Среднеазиатские влияния в художественной обработке металлов у скотоводов Сибири

6

4

2

Тема V. Взаимосвязь охотничьих типов хозяйства с художественной обработкой кости и рога

6

4

2

Тема VI. Развитие художественной обработки кожи, шкур и шерсти у скотоводов и оленеводов Сибири

6

4

2

Тема VII. Отражение специфических особенностей традиционных хозяйственных занятий в художественном оформлении костюма народов Сибири

6

4

2

Тема VIII. Историко-культурные традиции народов Сибири в современном декоративно-прикладном искусстве

6

4

2

ВСЕГО

62

40

22

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА СИБИРИ

Занятие № 1.  Происхождение памятников прикладного искусства, способов декора и орнаментации

План

Культовое назначение скульптуры эпохи неолита.

Декор (понятие и происхождение). Виды декора.

Орнаментальный декор или орнамент. Его мотивы.

Влияние религиозных верований на мотивы декора и орнамента у народов Сибири

 

Литература:

1.      Иванов С.В. Орнамент // Историко-этнографический атлас Сибири. — М.-Л., 1961. – С. 373-375.

2.      Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. – М.-Л., 1963. – 500 с.

3.      Кимеева Т.И. Орнамент на бытовой утвари шорцев (по материалам музейных коллекций) // Чтения Памяти Э.Ф. Чиспиякова (к 70-летию со дня рождения). – Новокузнецк, 2000. – Ч. 1. – С. 38-40.

4.      Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. – Спб.: Изд-во «Арт-Люкс», 2003.

Занятие № 2-3.  Научные классификации типов орнамента

План

1.      Северосибирский тип орнамента (в народном искусстве эвенов, юкагиров, чукчей, эскимосов, коряков и ительменов, эвенков, нганасанов, якутов, шорцев, алтайцев, тувинцев).

2.      Распространение Саяно-Алтайского типа орнамента у алтайцев, шорцев, хакасов, чулымских татар, тофаларов, тувинцев и якутов.

3.      Среднесибирский тип орнамента у эвенков, долганов, якутов, эвенов, юкагиров, кетов, алтайцев и шорцев.

4.      Североазиатский тип орнамента почти у всех народов Сибири.

5.      Приобский тип орнамента у хантов и манси, европейских и зауральских ненцев, тазовских и нарымских селькупов, нганасанов, энцев.

6.      Нижнеиртышский тип южных хантов и манси.

7.      Иртышско-алтайский тип у южной группы хантов, южных манси и нарымских селькупов, у шорцев и кумандинцев

8.      Южносибирский тип у якутов, хакасов, тувинцев, бурят, алтайцев и эвенков.

9.      Тоболо-иртышский тип сибирских татар. Цветы, бутоны, листья, стебли, гирлянды, спирали.

Литература:

5.      Иванов С.В. Орнамент // Историко-этнографический атлас Сибири. — М.-Л., 1961. – С. 373-375.

6.      Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. – М.-Л., 1963. – 500 с.

Занятие 4. Среднеазиатские влияния в художественной обработке
металлов у скотоводов Сибири

План

1.      Металлы и их свойства.

2.      Литье (перстни, пряжки, накладные бляхи).

3.      Техника холодной штамповки (серьги, накладки для поясов и сбруи). Штампованный

4.      Насечка (детские колыбели, сундуки, ножны, посуда).

5.      Гравировка: плоскорельефная, выпуклый графический рисунок.

6.       Чеканка. Украшение рукоятей ножей, уздечек и седел у бурят.

7.      Филигрань (скань): накосные подвески, браслеты, серьги

8.      Инкрустация цветными камнями. Инкрустация деревянных изделий металлом.

9.      Зернь.

Литература:

1. Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. – Абакан, 1997. – 159 с.

2. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. – А-Ата, 1986. – 253 с.

3. Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. – М.: Советский художник, 1990. – 215 с.

4. Сычева Н. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX – ХХ вв. – М., 1984.

5. Федотов Г. Звонкая песнь металла. – М.: Просвещение, 1990. – С. 93-202.

Занятие 5. Взаимосвязь охотничьих типов хозяйства с художественной обработкой кости и рога

План

1.      Виды кости: бивни мамонта, клыки моржа, котика, сивуча, зубы кашалота, кость-цевка.

2.       Гравировка по кости с втиранием в резной орнамент краски на оленьих недоуздках (нганасаны).

3.       Сюжетная гравировка – охотничьи сцены, оленьи стада, поселки (народы севера Сибири: чукчи, эскимосы).

4.      Наборная скульптура.

5.      Амулеты из кости.

6.      Предметы утилитарно-декоративного характера из рога.

7.      Объемная резьба и скульптура (Уэленский промыскл).

8.      Традиции русских холмогоровских мастеров в косторезном промысле якутов.

9.      Костяная скульптура русских старожилов Тобольска, Тюмени, Барнаула, Челябинска, Омска, Туруханска (северные олени, собаки, промысловые сцены).

Литература:

1.      Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. – М.: Высшая школа, 1989. – 159 с.

2.      Бадмаев А.А., Манишев Д.М. О традициях обработки кожи и изготовления изделий из рога и костей у Присаянских бурят (на материалах Байкальского этнографического отряда ИАЭт СО РАН) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы годовой сессии ИА и Э СО РАН. – Новосибирск, 2002. – Т. VIII. – С. 524-527.

3.      Иванов В.Х. Якутская резьба по кости. – М., 1979.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Реферирование используется при подготовке к практическим и семинарским занятиям, к зачетам и экзаменам, а также в виде контрольной работы студента, по каким-либо причинам отстающего в освоении учебной дисциплины. Реферат это письменная работа, где кратко изложено исследование какой-либо проблемы на основе изучения и переработки теоретического и (или) эмпирического материала.

В реферате не пересказывается содержание изучаемых источников, а осуществляется их анализ и обобщение.

Реферативная работа выполняется как на материале теории, для ее написания достаточно изучить и глубоко проанализировать один теоретический источник. Структура реферата состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.

Введение характеризует актуальность и социальную значимость темы, степень ее разработанности в отечественной и мировой теории и практике. Это пролог всего исследования. Здесь излагается весь научный аппарат, которым руководствуется исследователь, выполняя поисковую работу. На его основе научный руководитель анализирует качество выполнения реферата. Во введении излагаются актуальность темы, цель реферирования, предмет и методы исследования. Объем «Введения» примерно 1/10 от конкретного текста реферата

Основная часть это условное название описания всего содержательной части реферата. Для ее написания составляется план текста как перечень основных положений, которые предстоит раскрыть. План это названия глав, параграфов и подпараграфов. Количество их зависит от объема материала и характера текста, особенностей учебной дисциплины, в рамках которой выполняется работа. Необходимо добиться соразмерности их между собой по объему и степени сложности содержания. К тому же число параграфов в главах и подпараграфов в параграфах непременно должно быть не менее двух.

Названия глав, параграфов и подпараграфов не могут совпадать ни друг с другом, ни с темой. Слова «Основная часть» не вносятся ни в один из заголовков, поскольку это условное название всего текста по его назначению в работе. Эти заглавия должны быть содержательными, отражать идеи, раскрываемые в них. Реферат может выполняться и как целостная работа, но с внутренней логикой изложения содержания. У выделенных в реферате параграфов может отсутствовать общий заголовок, таковым для них становится тема реферата, зафиксированная на титульном листе.

В заключении реферата достаточно резюме краткого описания проделанной работы, выполненного как перечень сделанного и выводов по главам.

(требования к техническому оформлению реферата см. на странице «Методические указания для студентов»).

Тема 1-4. Декоративные изделия из меха у кочевых оленеводов (ненцев, энцев, нганасан, эвенков)

(Реферат по одному из народов по выбору студента)

Литература

1.      История и культура эвенов. Историко-этнографические очерки. – СПб.: Наука, 1997. – 180 с.

2.      Народы Сибири. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956.

3.      Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя / Сост. Т.Б. Митлянская. – М.: Просвещение, 1983. – 256 с.

4.      Хомич Л.В. Ненцы. – М.-Л.: Наука, 1966. – 328 с.

5.      Василевич Г.М. Эвенки. - Л.: Наука, 1969. - 304 с.

Тема 5-8. Декор костюма скотоводов Южной Сибири (алтайцев, хакасов, телеутов, тувинцев)

(Реферат по одному из народов по выбору студента)

Литература

1.      Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. – М.: Изд-во Вост. лит-ры, 1961. – 267 с.

2.      Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. – М., 1954.

3.      Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. – Абакан, 1997. – 159 с.

4.      Кимеева Т.И. Декоративно-прикладное искусство телеутов // Музей и наука. Материалы научно-практического семинара, посвященного 25-летию музея КМАЭЭ. – Кемерово, 2002. – С. 140-145.

1.      Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.

5.      Потапов Л.П. Одежда алтайцев // Сб. МАЭ. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951 – Вып.13. – С. 5–59.

6.      Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя / Сост. Т.Б. Митлянская. – М.: Просвещение, 1983. – 256 с.

Тема 9-11. Народное декоративное искусство сибирских татар (тоболо-иртышских, барабинских, томских)

(Реферат по одному из народов по выбору студента)

Литература

1.      Валеев Ф.Т. Сибирские татары. – Казань, 1993. – 28 с.

2.      Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. – Новосибирск: Наука, 1996. – 224 с.

3.      Кимеева Т.И. Традиционный костюм татар-калмаков // Калмаки. Историко-этнографические очерки. – Кемерово, 1998в. – С. 19-35.

4.      Томилов Н.А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья (Хозяйство и материальная культура) / Н.А. Томилов. – Томск, 1980. – 200 с.

5.       

Тема 12. Культовое искусство тюркоязычных народов Сибири

Литература

1.      Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. – Новосиб.: Изд-во Наука СО. – 1984.

2.      Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX – начала ХХ вв.: Сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1954. – 838 с.

3.      Иванов С.В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья // Сб. МАЭ. – М., 1955. – Т. XVI. – С. 165-265.

4.      Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар. – Л., 1979. – 194 с.

5.      Кимеева Т.И. Семантика рисунков на шорских бубнах (по материалам коллекций музеев России) // Международная конференция по первобытному искусству. Тезисы докладов. – Кемерово, 1998б. – С. 134-136.

2.      Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. – Л.: Наука, 1991. – 320 с.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

I.   Декоративное искусство в Сибири в эпоху бронзы

План

Художественные изделия из бронзы андроновской и карасукской культур на Алтае и Енисее

Декор керамических изделий.

Таштыкский орнамент: геометрические, растительные мотивы.

Звериный стиль

Использование технических приемов орнаментации на предметах из керамики и металла.

Схематизированные изваяния из камня.

Литература:

7.      Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. – СПб., 1999.

8.      Грязнов М.П. Саяно-алтайский олень // Проблемы археологии. – Л., 1978. – Вып. 2.

9.      Евтюхова Л.А. Искусство племен и народов Южной Сибири // История искусства народов СССР. – Т. 2. – М., 1973.

10.  Кореняков В.А. Искусство центральной Азии и звериный стиль. – М., 2002.

11.  Кубарев В.Д. Древние изваяния Алтая: Оленные камни. – Новосиб., 1979.

1.      Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. – М., 1990. – 215 с.

II.  Художественная обработка дерева у народов Сибири

План

Приемы деревообработки и свойства древесины, основные инструменты для ее обработки.

Способы заготовки сырья для художественных изделий

Декор орудий прядения и ткачества.

Геометрическая резьба: трехгранновыемчатая, ногтевидная, контурная, накладная, пропильная/ажурная.

Плоскорельефная резьба.

Домовая резьба (свободный характер).

Сюжетная резьба (лопасти прялок, кроильные доски коряков).

Скульптурная резьба (охлупни в форме головы коня, оленя, птицы, вазы на воротах.

Комбинирование приемов резьбы.

Окрашивание геометрического орнамента по дереву у эвенков.

Роспись геометрическим орнаментом копыльев и спинок нарт долган.

Деревянные культовые фигурки бурят, шорцев, телеутов, хакасов и др. народов Сибири, сосуды. Особенность изготовления якутских чоронов.

Литература

1.      Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. – М.: Высшая школа, 1989. – 159 с.

2.      Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества. – М., 2000. – 448 с.

3.      Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX – начала ХХ вв.: Сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1954. – 838 с.

4.      Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар. – Л., 1979. – 194 с.

5.      Кимеева Т.И. Орнамент на бытовой утвари шорцев (по материалам музейных коллекций) // Чтения Памяти Э.Ф. Чиспиякова (к 70-летию со дня рождения). – Новокузнецк, 2000. – Ч. 1. – С. 38-40.

 

Литература

III. Художественные изделия из бересты у народов Сибири

План

1.   Технология художественной обработки бересты у хантов.

2.   Продавливание элементов орнамента на бересте острием оленьего копытца у эвенков.

3.    Вырезание из бересты игрушек и трафаретов для вышивания у эвенков.

4.   Сюжетный декор на берестяных табакерках якутов.

5.   Украшение берестяных изделий подвесками из бисера, металла, кистями из ровдуги, лоскутами цветного сукна, кусочками меха, конским волосом

6.   Орнаментирование берестяных полотнищ урасы (якуты).

Литература

1.      Бардина П.Е. Использование бересты русским населением Томской области // Вопросы этнокультурной истории Сибири. – Томск: Изд-во ТГУ, 1980. – С. 61-79.

2.      Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX – начала ХХ вв.: Сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1954. – 838 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО СПЕЦКУРСУ «МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ СИБИРИ»

Литература по общим вопросам народной культуры Сибири

1.      Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. – Л.: Наука, 1969. – 218 с.

2.      История и культура эвенов. Историко-этнографические очерки. – СПб.: Наука, 1997. – 180 с.

3.      Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов. – М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1998. –  235 с.

4.      Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. – М.: Наука, 1969. – 402 с.

5.      Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. – М.: Наука, 1985. – 284 с.

6.      Функ Д.А. Бачатские телеуты в XVIII - первой четверти ХХ века: историко-этнографическое исследование. – М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1993. – 325 с.

Прикладное искусство и традиционная культура народов Сибири в разные исторические эпохи

12.    Боброва А.И. Шейные украшения средневекового населения Нарымского Приобья // Археолого-этнографические исследования в Южной зоне Западной Сибири. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. - Л.: Наука, 1969. - 218 с. Томск, 2003.

13.    Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. – СПб., 1999.

14.    Грязнов М.П. Саяно-алтайский олень // Проблемы археологии. – Л., 1978. – Вып. 2.

15.    Евтюхова Л.А. Искусство племен и народов Южной Сибири // История искусства народов СССР. – Т. 2. – М., 1973.

16.    Кореняков В.А. Искусство центральной Азии и звериный стиль. – М., 2002.

17.    Кубарев В.Д. Древние изваяния Алтая: Оленные камни. – Новосиб., 1979.

18.    Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. – М., 1990. – 215 с.

19.    Михайлов Ю.М. Ритуальная символика женских погребений синтаншинского и андроновского времени // Археология Южной Сибири. – Кемерово, 2005. – С. 58-62.

20.    Савинов Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. – СПб., 1994.

21.    Савинов Д.Г. Парные седла с геральдическими изображениями животных // Археология Южной Сибири. – Кемерово, 2005. – С. 19-25.

22.    Худяков Ю.С. Древние тюрки на Енисее. – Новосиб., 2004.

23.    Ширин Ю.В. Орнаментация средневековой керамики Южного Кузбасса // Орнамент народов Западной Сибири. – Томск: Изд-во ТГУ, 1992б. – С. 36-50.

Прикладное искусство как составная часть материальной и духовной культуры народов Сибири

24.    Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. – М.: Высшая школа, 1989. – 159 с.

25.    Алтайский национальный костюм. – Горно-Алтайск: Алтайское кн. изд-во, 1990. – 80 с.

26.    Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. Новые находки. Систематизация. Современное состояние. – М., 1970.

27.    Бадмаев А.А., Манишев Д.М. О традициях обработки кожи и изготовления изделий из рога и костей у Присаянских бурят (на материалах Байкальского этнографического отряда ИАЭт СО РАН) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы годовой сессии ИА и Э СО РАН. – Новосибирск, 2002. – Т. VIII. – С. 524-527.

28.    Бардина П.Е. Использование бересты русским населением Томской области // Вопросы этнокультурной истории Сибири. – Томск: Изд-во ТГУ, 1980. – С. 61-79.

29.    Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. — М., 1972.

30.    Боровцова Т.А. Своеобразие традиционных украшений русского населения на Алтае // Русские старожилы. Материалы III-го Сибирского симпозиума “Культурное наследие народов Западной Сибири”. – Тобольск – Омск, 2000. – С. 352-354.

31.    Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. – М., 1954.

32.    Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. – М.: Советский художник, 1990. – 215 с.

33.    Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. – М., 1974.

34.    Вишневская В.М., Каплан Н.И., Буданов С.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. – М., 1956.

35.    Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества. – М., 2000. – 448 с.

36.    Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов Коми. – М.: Наука, 1980. – 107 с.

37.    Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. – Н.Новгород, 1995. – 367 с.

38.    Иванов В.Х. Якутская резьба по кости. – М., 1979.

39.    Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX – начала ХХ вв.: Сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1954. – 838 с.

40.    Иванов С.В. Орнамент // Историко-этнографический атлас Сибири. — М.-Л., 1961. – С. 373-375.

41.    Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. – М.-Л., 1963. – 500 с.

42.    Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар. – Л., 1979. – 194 с.

43.    Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. – М., 1990. – С. 113-150.

44.    Калишева Г.П. Коллекция медного литья Кемеровского краеведческого музея // Разыскания. Историко-краеведческий альманах. –Кемерово, 1999. – Вып. 5. – С. 114-121.

45.    Каплан Н. И. Народное декоративное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. – М., 1980.

46.    Кацюба Д. В. Материальная культура бачатских телеутов: Учебное пособие. – Кемерово, 1991. – 92 с.

47.    Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. – Абакан, 1997. – 159 с.

48.    Кимеева Т.И. Орнамент на бытовой утвари шорцев (по материалам музейных коллекций) // Чтения Памяти Э.Ф. Чиспиякова (к 70-летию со дня рождения). – Новокузнецк, 2000. – Ч. 1. – С. 38-40.

49.    Кимеева Т.И. Декоративно-прикладное искусство телеутов // Музей и наука. Материалы научно-практического семинара, посвященного 25-летию музея КМАЭЭ. – Кемерово, 2002. – С. 140-145.

50.    Кимеева Т.И. Плетение и ткачество в Притомье // Музей и наука. Материалы научно-практического семинара, посвященного 25-летию музея КМАЭЭ. – Кемерово, 2002. – С. 149-162.

51.    Кимеева Т.И. Орнамент на предметах из шорских коллекций // Археолого-этнографический сборник. – Кемерово, 2003. – С. 158-167.

52.    Кимеева Т.И., Кимеев В.М. Одежда, обувь и украшения шорцев // Шорский сборник. Историко-культурное и природное наследие Горной Шории. – Вып. 1. – Кемерово, 1994. – С. 200-216.

53.    Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. — М., 1978.

54.    Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. – А-Ата, 1986. – 253 с.

55.    Народы Сибири. – М.: Изд-во АН СССР, 1956. – 1083 с.

56.    Павловская Р.П. Вышивки на рушниках русских переселенцев Сибири (по музейным коллекциям) // Аборигены и русские старожилы Притомья. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – С. 209-221.

57.    Попов А.А. Плетение и ткачество у народов Сибири в XIX первой четверти ХХ столетия // Сб. МАЭ. – М.-Л., 1955. – Т. XVI. – С. 41-147.

58.    Потапов Л.П. Одежда алтайцев // Сб. МАЭ. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951 – Вып.13. – С. 5-59.

59.    Рейно Л.А. Шорский орнамент. // Приобье глазами археологов и этнографов. – Томск: Изд-во ТГУ, 1999. – С. 163-172.

60.    Русакова Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. – Новосибирск: Наука, 1989. – 174 с.

61.    Рындина О.М., Леонов В.П. Опыт структурного анализа орнаментов // Этнографическое обозрение. – 1991. – № 1. – С. 61-72.

62.    Сагалаев А.М. Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатские влияния. – Новосибирск: Изд-во Наука СО, 1984. – 119 с.

63.    Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя / Сост. Т.Б. Митлянская. – М.: Просвещение, 1983. – 256 с.

64.        Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. – Спб.: Изд-во «Арт-Люкс», 2003.

65.    Сычева Н. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX – ХХ вв .– М., 1984.

66.    Суслов И.В. Комплектование музейных фондов произведениями советского декоративно-прикладного искусства // Актуальные проблемы фондовой работы музеев. – М., 1979.

67.    Тарановская Н.В., Мальцев Н.В. Русские прялки. – Л.: Изд-во “Аврора”, 1970. – 110 с..

68.    Творчество народов Тюменской области. Из собрания ТОКМ им. И.Я. Словцова. – М., 1999. – 252 с.

69.    Федотов Г. Звонкая песнь металла. – М.: Просвещение, 1990. – С. 93-202.

70.    Функ Д.А. Техника плетения из кожи у телеутов. – СПб., 1992а. – 34 с.

71.    Фурсова Е.Ф. Орнаментация женского рукоделия у русских Южной Сибири // Орнамент народов Западной Сибири. – Томск: Изд-во ТГУ, 1992. – С. 127-148.

72.    Хомич Л.В. Ненцы. – М.-Л.: Наука, 1966. – 328 с.

73.    Шелковников Б.А. Художественное стекло. – Л., 1962.

74.    Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Одежда и украшения / Составитель Кимеева Т.И. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. – Ч. 4. – 168 с.

75.    Станюкович Т.В. Цветное стекло М.В. Ломоносова в русском прикладном искусстве // Культура русского Севера. – Л., 1988. – С. 155-173.