Учебно-методическое пособие

«Материальная и духовная культура народов Сибири»

 

Составитель: канд. культурологии, зав. этнографическими фондами Т.И. Кимеева.

 

В условиях современности актуальными являются вопросы, связанные с традиционной народной культурой. Ее история включает явления всей жизни прошлого, получившие материальное воплощение: жилище и хозяйственные постройки, мебель, орудия труда, домашнюю и курительную утварь, средства передвижения, ткани, одежду, предметы народного прикладного искусства, предметы религиозных культов и др. История материальной культуры тесно связана с эволюцией традиционного быта и нравов, историей религий. Причины введения курса «Материальная и духовная культура народов Сибири» заключаются в необходимости получения студентами системных знаний о культурном многообразии и формировании традиционной культуры народов Сибири под влиянием многочисленных факторов: окружающей среды, хозяйственной деятельности, миграций, государственной политики, миссионерства и т.д. Особое место данного курса в профессиональной подготовке студентов специализации «Музейное дело и охрана памятников» обусловлено подготовкой эмпирической базы для имеющихся в структуре учебного плана предметов: «Этнология», «История народного искусства Сибири», «Комплектование, учет и хранение музейных предметов», «Консервация и реставрация музейных предметов». Учебная программа разработана на основе учебного плана специализации «Музейное дело».

Цель данного курса – сформировать знания о культуре, обычаях и традициях населяющих Сибирь народов, способствующие преодолению ксенофобии и негативных этнических стереотипов, формирующие установки на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.

Задачи курса:

– дать представление об особенности формирования традиционной культуры народов Сибири в различных природно-географических условиях;

– познакомить студентов с многообразием форм культурной деятельности народов Сибири;

– помочь определить тенденции эволюции традиционных занятий, материальной и духовной культуры и современные проблемы их сохранения.

Программа курса предусматривает изучение особенностей материальной культуры народов Сибири – типов традиционных жилищ, орудий труда, промыслов и ремесел, утвари и средств передвижения, вариантов костюмных комплексов, сложившихся в рамках различных хозяйственно-культурных типов и приспособленных к определенным природно-географическим условиям. Рассматривается влияние материальной культуры русских крестьян Сибири на традиционную культуру автохтонов. Изучение духовной культуры предусматривает знакомство с древними дошаманистскими верованиями аборигенов Сибири, шаманизмом и мировыми религиями (исламом, буддизмом в форме ламаизма и христианством), оказавшими влияние на духовную культуру народов Сибири. В спецкурсе освящаются также религиозные верования русских, восходящие к язычеству, календарно-обрядовые традиции и праздники русских сибиряков, народная педагогика. В структуре курса выделяются три основных раздела: «Из истории Сибири: формирование этнического состава, основных форм хозяйственно-культурной деятельности», «Материальная культура народов Сибири в XVII – начале ХХ вв.», «Особенности духовной культуры». В первый раздел включены темы: «Этнический состав и расселение автохтонных народов Сибири. Классификации народов Сибири» и «Освоение Сибири русскими и их влияние на развитие материальной культуры автохтонного населения». Второй раздел содержит темы «Поселения, жилище, хозяйственные постройки, интерьер жилища автохтонного населения Сибири», «Уличная планировка, застройка, жилище и его интерьер у русских старожилов», «Присваивающие формы хозяйственной деятельности – охота, собирательство, рыболовство. Оружие и орудия труда», «Средства передвижения и упряжь. Перевозка грузов», «Производящие формы хозяйственной деятельности – земледелие, скотоводство, пчеловодство», «Домашняя промышленность у народов Сибири», «Ремесла и промыслы», «Пища и система питания аборигенов и русского населения в условиях освоения территории Сибири», «Традиционный костюм народов Сибири». Темами третьего раздела являются: «Традиционные родовые верования народов Сибири», «Шаманизм. Его особенности у разных этносов», «Семантика рисунков на шаманских бубнах», «Влияние мировых религий на традиционные верования народов Сибири. Религиозный синкретизм», «Деятельность Алтайской духовной миссии», «Календарно-обрядовые традиции и праздники», «Свадебная обрядность», «Погребальные обряды у народов Сибири», «Народная педагогика».

Особенность изучаемого курса состоит в том, что история традиционной материальной и духовной культуры тесно связана с сибирскими музеями – своеобразными социокультурными точками пересечения настоящего, прошлого и будущего. Программа спецкурса предусматривает знакомство с музейными экспозициями по культуре народов нашего региона. Спецкурс основан на современной этнологической литературе и музейных коллекциях.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий на базе музея КМАЭЭС, подготовка рефератов, инсценировка свадебного обряда одного из сибирских народов. В результате изучения курса студент должен знать основные методы, используемые для изучения культуры народов Сибири, уметь пользоваться географической картой, овладеть системой классификаций народов Сибири.

Курс «Материальная и духовная культура народов Сибири» общим объемом 153 часа изучается в течение одного семестра и завершается экзаменом в конце семестра. Обязательным условием допуска студентов к экзаменам является успешно пройденное тестирование по вопросам материальной и духовной культуры.


 

Тематический план курса

«Материальная и духовная культура народов Сибири»

 

 

Наименование разделов и тем курса

Количество часов

 

Всего

В том числе

Лекции

 

Семинары

СРС

1

2

3

4

5

Раздел I. Из истории Сибири: формирование этнического состава, основных форм хозяйственно-культурной деятельности

14

4

 

10

Тема I. Этнический состав и расселение аборигенных народов Сибири. Классификации народов Сибири.

7

2

 

5

Тема II. Освоение Сибири русскими и их влияние на развитие материальной культуры автохтонного населения.

7

2

 

5

Раздел II. Материальная культура народов Сибири в XVII – начале ХХ вв.

69

18

6

45

Тема I. Поселения, жилище, хозяйственные постройки, интерьер жилища автохтонного населения Сибири

7

2

 

5

Тема II. Уличная планировка, застройка, жилище и его интерьер у русских старожилов

7

2

 

5

Тема III. Присваивающие формы хозяйственной деятельности – охота, собирательство, рыболовство. Оружие и орудия труда.

8

2

1

5

Тема IV. Средства передвижения и упряжь. Перевозка грузов

7

2

 

5

Тема V. Производящие формы хозяйственной деятельности – земледелие, скотоводство, пчеловодство

8

2

1

5

Тема VI. Домашняя промышленность у народов Сибири

8

2

1

5

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕРИАЛЬНОЙ
И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СИБИРИ

Занятие № 1.  Освоение Сибири русскими и их влияние на развитие материальной культуры автохтонного населения

Этапы заселения Сибири русскими.

Строительство острогов и роль в эволюции жилища народов Сибири.

Изменения в одежде автохтонного населения Сибири.

Влияние русской культуры на традиционные занятия народов Сибири на возникновение ремесел и промыслов.

Литература:

1. Кимеева Т.И. Традиции и взаимовлияния в одежде народов Притомья (по музейным коллекциям) // Наука и образование. Материалы Всероссийской научной конференции. – Белово: ГУП «Беловский полиграфист», 2003.– С. 176-181.

2. Кимеева Т.И. Трансформация предметного комплекса производящего хозяйства шорцев в условиях взаимодействия с материальной культурой русских // Труды Кузбасской комплексной экспедиции. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – Т.I.. – С. 436-445.

3. Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.

4. Люцидарская А.А. Культура жизнеобеспечения и этнические взаимодействия колонистов-первопоселенцев Сибири // III годовая итоговая сессия ИАЭ СО РАН. Тезисы докладов. – Новосибирск, 1995. – С. 77-79.

5. Люцидарская А.А. Колонизация Сибири: человек и пространство. // Народы Сибири. История и культура. – Новосибирск: Изд-во ИАЭ, 1997. – С. 152-159

6. Миллер Г.Ф. История Сибири. – М., 1999. – Т. I. – 630 с.

7. Миллер Г.Ф. История Сибири. – М., 2000. – Т. II. – 796 с.

8. Народы Сибири. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956.

9. Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири (Историко-этнографические аспекты. XVII – ХХ вв.). – М.: Логос, 2001. – Вып. 1. – 183 с.

10. Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири (Социокультурные аспекты. XVIII – начало ХХ в.). – М.: Логос, 2002. – Вып. 2. – 159 с.

Занятие № 2.  Присваивающие формы хозяйственной деятельности народов Сибири и связанные с ними предметы материальной культуры

1 .Предметный комплекс охотничьего промысла в Сибири

2. Рыболовство народов Сибири

3. Присваиваивающие формы хозяйственной деятельности народов Сибири

4. Специфика присваивающего хозяйства у автохтонного населения Кемеровской области

Литература:

1. Бадмаев А.А. К вопросу об охотничьем культе аборигенов Восточного Присаянья // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы годовой сессии ИАЭ СО РАН. – Новосибирск, 2002. – Т. VIII. – С. 518-523.

2. Бутанаев В.А. Традиционные способы охоты у хакасов в XIX в. // Культурные и хозяйственные традиции народов Западной Сибири. – Новосибирск, 1989. – С. 128-133.

3. Бычков О.В. Особенности промыслового быта русских в Восточной Сибири в XVII веке // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII – XIX веках. Историко-археологические исследования. – Владивосток, 1992. – Т. 1. – С. 105-122.

4. Кимеева Т.И. Орудия охотничьего промысла шорцев (по материалам коллекций музеев России) // Шорский сборник. Этноэкология и туризм Горной Шории. – Вып. 2. – Кемерово, 1997. – С. 180-199.

5. Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.

6. Кимеева Т.И. Традиции рыболовства в Притомье (конец XIX – начало ХХ вв.) // Аборигены и русские старожилы Притомья. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – С. 124-133.

7. Кимеева Т.И. Особенности развития таежных промыслов у русских и аборигенов Притомья в конце XIX – начале ХХ вв. (по материалам музейных коллекций) // Тюркские народы. Материалы V-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». – Тобольск-Омск, 2002. – С. 442-445.

8. Коровушкин Д.Г. Типологизация орудий пассивной охоты коренных народов Западной Сибири // Проблемы антропологии и исторической этнографии Западной Сибири. – Омск: Изд. ОГУ, 1991. – С. 146-165.

9. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. – Томск: Изд-во ТГУ, 1985. – 364 с.

Занятие № 3-4.  Домашняя промышленность народов Сибири. Ремесла и промыслы.

1. Традиционные женские ремесла (ткачество, гончарство, обработка кожи, шитье одежды и обуви).

2. Мужские ремесла и промыслы (деревообработка, металлургия, обработка кости и рога, изготовление конской и оленной упряжи).

3. Развитие у автохтонного населения Сибири промыслов, связанных с развитием экономики и торговли в  XVIII – XIX вв.

Литература:

1. Бадмаев А.А., Манишев Д.М. О традициях обработки кожи и изготовления изделий из рога и костей у Присаянских бурят (на материалах Байкальского этнографического отряда ИАЭ СО РАН) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы годовой сессии ИА и Э СО РАН. – Новосибирск, 2002. – Т. VIII. – С. 524-527.

2.  Болонев Ф.Ф. О гончарстве русского населения Забайкалья // Этнография народов Сибири. – Новосибирск: Наука, 1984. – С. 30-39.

3. Кимеева Т.И. Плетение и ткачество в Притомье // Музей и наука. Материалы научно-практического семинара, посвященного 25-летию музея КМАЭЭ. – Кемерово, 2002. – С. 149-162.

4. Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.

5. Попов А.А. Плетение и ткачество у народов Сибири в XIX первой четверти ХХ столетия // Сб. МАЭ. – М.-Л., 1955. – Т. XVI. – С. 41-147.

6. Скобелев Г.С. Развитие хозяйства местного населения Среднего Енисея и Томи в XVII в. // Кузнецкая старина. – Новокузнецк: Изд-во “Кузнецкая крепость”, 1994. – Вып. 2. – С. 34-46.

7. Функ Д.А. Техника плетения из кожи у телеутов. – СПб., 1992. – 34 с.

8.  Функ Д.А. Бачатские телеуты в XVIII – первой четверти XX века: историко-этнографическое исследование. – М., 1993. – 325 с.

Занятие № 5.  Пища и система питания аборигенов и русского населения в условиях освоения территории Сибири

1.Использование растительной пищи народами Сибири

2.Мясные и молочные продукты в традиционной кухне сибирских народов

3.Традиционная кухня русских крестьян в Сибири

4.Заимствованные блюда в кулинарии автохтонов и русских Сибири

Литература:

1. Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.

2. Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири (Историко-этнографические аспекты. XVII – ХХ вв.). – М.: Логос, 2001. – Вып. 1. – 183 с.

3. Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири (Социокультурные аспекты. XVIII – начало ХХ в.). – М.: Логос, 2002. – Вып. 2. – 159 с.

4. Функ Д.А. Бачатские телеуты в XVIII – первой четверти XX века: историко-этнографическое исследование. – М., 1993. – 325 с.

Занятие № 6.  Традиционный костюм народов Сибири                                                      

5.Костюм арктических охотников и рыболовов

6.Одежда кочевых оленеводов тундры и населения лесотундры

7.Костюмный комплекс таежных охотников-собирателей

8.Одежда тюркоязычных кочевников Южной Сибири

Литература:

1.Беленко В.А. Национальная одежда телеутов // Телеутская землица и ее коренные жители. – Кемерово, 1990. – С. 19-25.

2.Бельгибаев Е.А. Традиционная материальная культура челканцев бассейна р. Лебедь (вторая половина XIX – ХХ вв.).Барнаул: Изд-во АГУ, 2004. – 299 с.

3.Валеев Ф.Т. Сибирские татары. – Казань, 1993. – 28 с.

4.Кацюба Д. В. Материальная культура бачатских телеутов: Учебное пособие. – Кемерово, 1991. – 92 с.

5.Кимеева Т.И. Одежда, обувь и украшения шорцев // Шорский сборник. Историко-культурное и природное наследие Горной Шории. – Вып. 1. – Кемерово, 1994. – С. 200-216.

6.Кимеева Т.И. Традиционный костюм татар-калмаков // Калмаки. Историко-этнографические очерки. – Кемерово, 1998. – С. 19-35.

7.Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.

8.Потапов Л.П. Одежда алтайцев // Сб. МАЭ. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951 – Вып.13. – С. 5-59.

9.Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.

Занятие № 7-10.  Религиозные верования народов Сибири

1.Традиционные родовые верования народов Сибири

2.Шаманизм. Его особенности у народов Сибири.

3.Атрибуты шамана (бубен, колотушка, посох, изображения духов-помощников).

4.Шаманский костюм.

5.Семантика рисунков на шаманских бубнах.

6.Влияние мировых религий на традиционные верования народов Сибири Религиозный синкретизм. Деятельность Алтайской духовной миссии.

7.Деятельность Алтайской духовной миссии

Литература:

1.Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. – Новосиб.: Изд-во Наука СО. – 1984.

2.Алексеенко Е.А. К реконструкции одного обряда гадания у кетов // Традиционное мировоззрение народов Сибири. Народы России. – М., 1996. – С. 6-13.

3.Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX – начала ХХ вв.). – Л.: Наука, 1983. – 176 c.

4. Данилин А.Г. Бурханизм. – Горно-Алтайск, 1993.

5.Ерошов В.В., Кимеев В.М. Тропою миссионеров. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.

6.Иванов С.В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья // Сб. МАЭ. – М., 1955. – Т. XVI. – С. 165-265.

7. Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар. – Л., 1979. – 194 с.

8.Каншин Т. Из записок мрасского миссионера Алтайской миссии  / Т. Каншин // Шорский сборник. – Кемерово, 1994. – Вып. 1. – С. 27-31.

9.Кацюба Д.В. Алтайская духовная миссия: Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности  / Д.В. Кацюба. – Кемерово, 1998. – 156 с.

10. Кимеева Т.И. Предметы древних родовых культов дошаманистского происхождения у телеутов. // Разыскания. Историко-краеведческий альманах. – Кемерово, 1999. – Вып. 5. – С.108-113.

11. Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.

12. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. – Томск: Изд-во ТГУ, 1984. – 191 с.

13. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. – Новосиб.: Изд-во Наука СО, 1984. – 201 с.

14. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм. История. Структура. Социальные функции. – Новосиб.: Изд-во Наука СО, 1987. – 288 с.

15. Михайлова Е.А. Культовые предметы, связанные с праздниками азиатских эскимосов и приморских чукчей (по материалам МАЭ) // Традиционное мировоззрение народов Сибири. Народы России. – М., 1996. – С. 45-80.

16.  Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. – Л.: Наука, 1991. – 320 с.

17.  Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. – М., 1964.

18.  Токарев С.А. Религия в истории народов Мира. – М.: Изд-во политической литературы, 1965. – С. 185-202.

19.   Функ Д.А. Телеутское шаманство. – М., 1997. – 268 с.

Занятие № 11.  Календарная обрядность народов Сибири

1.Традиционные обрядовые праздники народов Сибири (весенний цикл – Коча кан, Таг-тайых, Медвежий праздник, Новый год).

2.Русские календарные праздники у народов Сибири – масленица, пасха, Петров день и др.

3.Суеверия у народов Сибири.

Литература:

1.Максимов С. Нечистая сила. Неведомая сила. – Кемерово, 1991. – 351 с.

2.Макаренко А. Сибирский народный календарь. – Новосибирск: ВО Наука, 1993. – 167 с.

3.Народный календарь Кемеровской области  / Сост., автор вступительной статьи, и примечаний Е.И. Лутовинова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 204 с.

4.Сагалаев А.М. Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатские влияния. – Новосиб.: Изд-во Наука СО, 1984. – 121 с.

5. Сатлаев Ф.А. Коча-кан – старинный обряд испрашивания плодородия у кумандиинцев // Сб. МАЭ – Л., 1971. – Т. XXVII. – С. 130-141.

6.Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.

Занятие № 12-13.  Семейная обрядность и воспитание детей у народов Сибири

4.Свадьба у народов Сибири: на примере телеутов, шорцев и русских крестьян.

5.Родильные обряды.

6.Погребальные обряды. Виды захоронений.

7.Народная педагогика.

Литература:

1.Кацюба Д.В. Духовная культура телеутов: Учебное пособие. – Кемерово, 1993. – 191 с.

2.Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.

3.Похабов В.Ф. Культурное наследие русских Кузбасса. – М.: Луч, 2000. – С. 1–79.

4.Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.

5.Функ Д.А. Устное творчество, игры и развлечения бачатских телеутов: итоги, проблемы и перспективы изучения // Материалы к серии «Народы и культуры». – Вып. XVII: Телеуты. – М., 1992б. – С. 5-140.

 

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

I. Практическая работа по итогам просмотра фильма «Материальная культура якутов»

1.Описать традиционное жилище якутов.

2.В чем вы усматриваете развитие торговых отношений у якутов? Что являлось предметами торговли?

3.Формы охоты у якутов

4.Приемы рыболовства

5.Какие ремесла были развиты у якутов

6.Опишите традиционный костюм якутов

Литература

1.Алексеев А.Н. Древняя Якутия: Железный век и эпоха средневековья // История и культура Востока Азии. – Новосибирск: Изд-во ИАиЭ СО РАН, 1996. – С. 43–60.

2.Иванов И.В. Якуты // М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

1.Народы Сибири. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956.

2.Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.

3.http://russia.rin.ru

II. Практическая работа по итогам просмотра видеофильма «Дорога Татвы»

1.Определить, пользуясь картой, к какой языковой семье относятся селькупы

2.Определить ХКТ селькупов, выделить основные хозяйственные занятия. Какие они отличаются они занятий населения тундровой зоны?

3.Заметили ли вы различия в использовании оленей у селькупов и ненцев?

4.Приемы рыбной ловли у селькупов и орудия рыболовства

5.Способы заготовки рыбы у селькупов

6.Основной тип жилища данных народов. Есть ли в них различия?

7.Одежда селькупов

8.Что вы узнали о религиозных верованиях селькупов

Литература

1.Белич Иг. В., Белич Ир.В. К вопросу о культовых местах тазовских селькупов // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - Вып. 1. - Тюмень, 1997.

2.Белич Иг.В. Предметы из культового комплекса тазовских селькупов кассыль по в коллекциях Тобольского музея-заповедника // Самодийцы. - Тобольск-Омск, 2001.

3.Гемуев И.Н. К истории семьи и семейной обрядности селькупов // Этнография Северной Азии. - Новосибирск, 1980.

4.Гемуев И.Н. Семья у селькупов (XIX - начало XX в.). - Новосибирск, 1984.

5.Головнев А.В. Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. – Новосибирск: Наука, 1993. – 204 с.

6.Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург, 1995. – 606 с.

7.Народы Сибири. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956.

8.Пелих Г.И. Материалы по селькупскому шаманству // Этнография Северной Азии. - Новосибирск, 1980.

9.Пелих Г.И. Селькупы XVII века. - Новосибирск, 1981.

10. Прокофьева Е.Д. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. - Л., 1976.

11. Прокофьева Е.Д. Некоторые религиозные культы тазовских селькупов // СМАЭ. - Т. XXXIII. - Л., 1977.

12. Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.

III. Практическая работа по итогам просмотра видеофильма «Ненцы»

9.Определить, пользуясь картой, к какой языковой семье относятся селькупы

10.Определить ХКТ ненцев, выделить основные хозяйственные занятия. Какие они отличаются они занятий населения лесотундры (селькупов)?

11.Какую роль играют релииозные верования в жизни ненцев.

12.Мифологические представления ненцев.

13.Костюмный комплекс. Различия в женской, мужской и детской одежде.

14.Пища и система питания у ненцев.

15.Основной тип жилища.

16. http://russia.rin.ru

Литература

1. Долгих Б.О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. – М., 1970. – 270 с.

2. Народы Сибири. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956.

3. Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.

4. http://russia.rin.ru

III. Практическая работа по итогам просмотра видеофильмов «Шорцы» и «Бачатские телеуты».

1.Пользуясь картой, охарактеризовать места компактного расселения шорцев и телеутов на территории Кемеровской области.

2.Сделать сравнительный анализ их хозяйственной деятельности, обосновать различия в ней, используя знания о ХКТ типах народов Сибири.

3.Описать способы обработки ячменя у шорцев.

4.Выделить этапы свадебного обряда у телеутов.

5.Выполнить сравнительный анализ религиозных верований телеутов и шорцев: выявить общие и индивидуальные черты.

Литература

1.Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? – Кемерово, 1989. – 189 с.

2.Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.

3. Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.

4.Функ Д.А. Бачатские телеуты в XVIII – первой четверти XX века: историко-этнографическое исследование. – М., 1993. – 325 с.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Реферирование используется при подготовке к практическим и семинарским занятиям, к зачетам и экзаменам, а также в виде контрольной работы студента, по каким-либо причинам отстающего в освоении учебной дисциплины. выполнения работы. Реферат, доклад, сообщение призваны расширить, углубить знания по материальной и духовной культуре народов Сибири. Студенческие работы – средство развития и саморазвития личности обучающегося, его самостоятельности.

Читая и конспектируя научную литературу, следует сразу думать о том, как она будет представлена в тексте работы. Осуществление анализа и обобщения, систематизации материала производится с помощью различных теоретических методов и преимущественно – методов анализа.

Следует знать, что реферат – это письменная работа, где кратко изложено исследование какой-либо проблемы на основе изучения и переработки теоретического и (или) эмпирического материала.

Реферирование предназначено для освоения приемов, методов и средств работы с источниками познания конкретной учебной дисциплины. В реферате не пересказывается содержание изучаемых источников, а осуществляется их анализ и обобщение, переструктурирование, систематизация и т. д.

Реферативная работа может выполняться как на материале теории, так и на основе изучения опыта практической деятельности. Иногда для ее написания бывает достаточно изучить и глубоко проанализировать один теоретический источник или описать опыт успешного применения какого-либо метода.

Следует отметить, что в реферате не ставится задача научного решения какой-либо проблемы, вклада в науку.

Необходимо четко представлять себе задачи, делать выводы по каждому параграфу, обобщать выводы в заключении. Статьи из энциклопедий, справочников и Интернет-источников должны быть также осмыслены и проанализированы.

Объем работы реферата 10–12 страниц компьютерного текста через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman , обычный, 14 фонт. Поля – не менее 2,5 см с каждой стороны. Счет страниц начинается с титульного листа. В число страниц входят оглавление, основное содержание работы и список использованных источников и литературы. Приложения в виде карт, таблиц, схем, диаграмм и т.п., вынесенные за пределы работы, в расчет страниц не входят.

Контрольная работа содержит 25–30 страниц компьютерного текста. Все страницы должны быть пронумерованы, отсчет страниц ведется от титульного листа.

На титульном листе реферата и контрольной работы приводятся наименование вуза, факультет, фамилии студента и научного руководителя, номер группы и курс, тема работы, город и год написания. Текст работ печатается на одной стороне листа. Дословные заимствования из первоисточников и тексты из Интернет-источников без ссылок не допускаются. После приведенной цитаты в квадратных скобках указывается номер источника по списку использованной литературы и страница. Список литературы открывают законодательные акты и нормативные документы, далее идут российские источники в алфавитном порядке по первым буквам фамилий авторов, затем иностранные источники в алфавитном порядке, и в конце газеты и журналы. Оформление литературы должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта, например:

Кимеева Т.И. Трансформация предметного комплекса производящего хозяйства шорцев в условиях взаимодействия с материальной культурой русских // Труды Кузбасской комплексной экспедиции. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – Т.I. – С. 436–445.

Тема 1. Материальная культура чукчей (жилище, хозяйственные занятия)

Литература

1.Вдовин И.С. Очерки история и этнографии чукчей. – М.; Л.: Наука, 1965. – 403 с.

2.Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.

Тема 2. Духовная культура ненцев, энцев, нганасан

Литература

1.Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург, 1995. – 606 с.

2.Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.

3.Хомич Л.В. Ненцы. – М.-Л.: Наука, 1966. – 328 с.

Тема 3. Медвежий праздник хантов и манси

Литература

1.Василевич Г.М. О культе медведя у эвенков // Религиозные представления и обряды народов Сибири в ХIХ – начале ХХ вв. Сборник МАЭ. Л., 1971. – Т. ХХVII. – С. 150–169.

2.Крейнович Е.А. Медвежий праздник у кетов // Кетский сборник. Мифология, этнография, тексты. М., 1969. – С. 6–112

3.Попова У.Г. О пережитках культа медведя (уркачак) среди эвенов Магаданской области // История и культура народов Севера Дальнего Востока. М., 1967. – С.174–181.

Тема 4. Традиционная культура сибирских татар

Литература

1.Валеев Ф.Т. Сибирские татары. – Казань, 1993. – 28 с.

2.Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. – Новосибирск: Наука, 1996. – 224 с.

Тема 5. Дошаманистские верования тюркоязычных народов Сибири

Литература

1. Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. – Новосибирск: Наука, 1980. – 320 с.

2. Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. – Новосибирск: Наука, 1996. – 224 с.

3. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. – М., 1964.

Тема 6. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири

Литература

1. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. – Новосиб.: Изд-во Наука СО. – 1984.

2. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. – Л.: Наука, 1991. – 320 с.

3. Токарев С.А. Религия в истории народов Мира. – М.: Изд-во политической литературы, 1965. – С. 185-202.

Тема 7. Шаманизм самодийских народов

Литература

1.Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX – начала ХХ вв.). – Л.: Наука, 1983. – 176 c.

2.Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. – Новосиб.: Изд-во Наука СО, 1984. – 201 с.

Тема 8. Ламаизм у народов Сибири

Литература

1.Дьяконова В.П. Ламаизм и традиционная культура тувинцев (к проблеме воздействия на социокультуру) // Традиционное мировоззрение народов Сибири. Народы России. – М., 1996. – С. 13-34.

2.Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. - М., 1977.

3.Михайлов Т.М. Влияние ламаизма и христианства на шаманизм бурят // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. - Л., 1979.

4.Монгуш М.В. Ламаизм в Туве. – Кызыл, 1992.

5.Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина XIX - начало XX в.). – Л.: Наука, 1979. – 226 с.

Тема 9. Бурханизм у народов Сибири

Литература

1. Данилин А.Г. Бурханизм. – Горно-Алтайск, 1993.

2. Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России / Отв. ред. и сост. С.Б.Филатов. – М.; СПб.: Летний сад, 2002 // new.hist.asu.ru/naltai

Тема 10. Христианизация народов Сибири

Литература

1.Ерошов В.В., Кимеев В.М. Тропою миссионеров. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.

2.Кацюба Д.В. Алтайская духовная миссия: Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности  / Д.В. Кацюба. – Кемерово, 1998. – 156 с.

3.Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина XIX - начало XX в.). – Л.: Наука, 1979. – 226 с.

Тема 11. Традиционная культура тувинцев

Литература

1.Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. М.: Наука, 1972. 314 с.

2.Курбатский Н.Г. Тувинские праздники. – Кызыл, 1973.

3.Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. – М.: Наука, 1969. – 402 с.

Тема 13. Традиционная культура хакасов

Литература

Бутанаев В.Я. Хакасы: Этнографический очерк. – Кызыл: Изд-во «Инсан», 1995.

Патачаков К.М. Очерки материальной культуры хакасов. – Абакан, 1982. – С. 5-37.

Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. – Абакан, 1997. – 159 с.

Тема 14. Традиционная культура бурят

Литература

1.Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. – Л.: Наука, 1969. – 218 с.

Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм. История. Структура. Социальные функции. – Новосиб.: Изд-во Наука СО, 1987. – 288 с.

 

 ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

I. Виды и способы охоты у народов Сибири.

План

Пассивная охота.

Активная охота.

Типы ловушек для пассивной охоты (давящего действия, ущемляющего действия)

Орудия активной охоты.

Приспособления для обработки шкурок.

Средства передвижения на охоте.

Литература:

1.Бадмаев А.А. К вопросу об охотничьем культе аборигенов Восточного Присаянья // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы годовой сессии ИАЭ СО РАН. – Новосибирск, 2002. – Т. VIII. – С. 518-523.

2.Бутанаев В.А. Традиционные способы охоты у хакасов в XIX в. // Культурные и хозяйственные традиции народов Западной Сибири. – Новосибирск, 1989. – С. 128-133.

3.Бычков О.В. Охотничье-промысловые традиции русских старожилов Ангаро-Чуйской тайги (вторая половина ХХ в.) // ИСО АН СССР (История, филология и философия). – Новосибирск: Наука, 1989. – Вып. 2. – С. 11-16.

4.Кимеева Т.И. Орудия охотничьего промысла шорцев (по материалам коллекций музеев России) // Шорский сборник. Этноэкология и туризм Горной Шории. – Вып. 2. – Кемерово, 1997. – С. 180-199.

5.Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Таежные промыслы и средства передвижения / Составитель Кимеева Т.И. – Кемерово, 1999. – Ч. 1. – 190 с.

II.  Собирательство (на примере шорцев).

План

Характеристика собирательства как основного женского занятия у таежных охотников.

Орудия и приспособления для собирательства.

Продукты сбора и их переработка.

Литература

1.Кимеева Т.И. Особенности развития таежных промыслов у русских и аборигенов Притомья в конце XIX – начале ХХ вв. (по материалам музейных коллекций) // Тюркские народы. Материалы V-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». – Тобольск-Омск, 2002. – С. 442-445.

2.Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Таежные промыслы и средства передвижения / Составитель Кимеева Т.И. – Кемерово, 1999. – Ч. 1. – 190 с.

III.  Рыболовство у народов Сибири

План

1.Роль рыболовства в хозяйстве народов Сибири (отметить народы, в материальной культуре которых рыболовство играло наиболее важную роль).

2.Орудия и способы рыбной ловли.

3.Средства передвижения по воде.

Литература

Кимеева Т.И. Традиции рыболовства в Притомье (конец XIX – начало ХХ вв.) // Аборигены и русские старожилы Притомья. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – С. 124-133.

Тюрки таежного Причулымья. Популяция и этнос. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1991. – 246 с.

IV. Земледелие у народов Притомья

План

1.Мотыжное земледелие – орудия труда, способы обработки почвы и уборки урожая.

2.Плужное земледелие. Его возникновение и распространение.

Литература

1. Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.

2. Томилов Н.А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья (Хозяйство и материальная культура). – Томск: Изд-во ТГУ, 1980. – 201 с.

3. Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Производящее хозяйство / Составитель Кимеева Т.И. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. – Ч. 2. -216 с.

V. Костюмный комплекс народов Сибири

План

1.Костюм морских охотников и рыболовов (коряки, чукчи, ительмены, эскимосы)

2.Костюм оленеводов тундры и лесотундры

3.Костюм кочевых скотоводов Южной Сибири

4.Костюм таежных охотников-собирателей

Литература

1.Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. – М.: Наука, 1991. – 223 с.

2.Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. – Л.: Наука, 1969. – 218 с.

3.Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.

4.Потапов Л.П. Одежда алтайцев // Сб. МАЭ. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951 – Вып.13. – С. 5-59.

5.Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.

6.Томилов Н.А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья (Хозяйство и материальная культура). – Томск: Изд-во ТГУ, 1980. – 201 с.

7.Функ Д.А. Бачатские телеуты в XVIII – первой четверти XX века: историко-этнографическое исследование. – М., 1993. – 325 с.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО СПЕЦКУРСУ «МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ СИБИРИ»

Учебники, учебные пособия и литература по теоретическим вопросам
традиционной культуры

Вайнштейн С.И., Васильев В.И. К проблеме этнической принадлежности коренного населения лесостепного и горно-таежного регионов Западной и Средней Сибири ко времени прихода русских // Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая. – Горно-Алтайск, 1983. – С. 88-95.

Верник А.А. О происхождении и бытовании термина "чалдон" у русского населения Хакасско-Минусинского края // Сибирь в панораме тысячелетий: Матер. междунар. симпозиума: В 2-х тт. – Новосибирск, 1998. – Т. 2. – С. 120-124.

Зеленин Д.К. Восточно-славянская этнография. – М.: Наука, 1991. – 511 с.

Зуев А.С. Сибирь: вехи истории. – Новосиб., 1988.

Историко-этнографический атлас Сибири. – М., 1961.

Кацюба Д. В. Материальная культура бачатских телеутов: Учебное пособие. – Кемерово, 1991. – 92 с.

 Кацюба Д.В. Духовная культура телеутов: Учебное пособие.. – Кемерово, 1993. – 191 с.

Кацюба Д.В., Николаев Р.В. Этнография народов Сибири. Учебное пособие.. – Кемерово, 1994. – 202 с.

Культурно-бытовые процессы у русских Сибири. XVIII-н. ХХ вв. –
Новосиб,: Наука, 1985.

Люцидарская А.А. Культура жизнеобеспечения и этнические взаимодействия колонистов-первопоселенцев Сибири // III годовая итоговая сессия ИАЭ СО РАН. Тезисы докладов. – Новосибирск, 1995. – С. 77-79.

 Люцидарская А.А. Колонизация Сибири: человек и пространство. // Народы Сибири. История и культура. – Новосибирск: Изд-во ИАЭ, 1997. – С. 152–159.

Миллер Г.Ф. История Сибири. – М., 1999. – Т. I. – 630 с.

Миллер Г.Ф. История Сибири. – М., 2000. – Т. II. – 796 с.

Народы Сибири. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956.

Тишков В.А. О культурном многообразии // Этнографическое обозрение (ЭО), 2005, № 1.

Томилов Н.А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. – Томск: Изд-во ТГУ, 1978. – 205 с.

Томилов Н.А. Этнокультурные процессы среди тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI – ХХ вв. // Этнические культуры Сибири. Проблемы эволюции и контактов. – Новосибирск, 1986. – С. 15-20.

Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири (Историко-этнографические аспекты. XVII – ХХ вв.). – М.: Логос, 2001. – Вып. 1. – 183 с.

 Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири (Социокультурные аспекты. XVIII – начало ХХ в.). – М.: Логос, 2002. – Вып. 2. – 159 с.

Материальная культура народов Сибири

Алексеенко Е.А. Кеты: Историко-этнографические очерки. – Л.: Наука, 1967. – 262 с.

Аргудяева Ю.В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. – М., 2000. – С. 17-101.

Бадмаев А.А. К вопросу об охотничьем культе аборигенов Восточного Присаянья // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы годовой сессии ИАЭ СО РАН. – Новосибирск, 2002. – Т. VIII. – С. 518-523.

Бадмаев А.А., Манишев Д.М. О традициях обработки кожи и изготовления изделий из рога и костей у Присаянских бурят (на материалах Байкальского этнографического отряда ИАЭ СО РАН) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы годовой сессии ИА и Э СО РАН. – Новосибирск, 2002. – Т. VIII. – С. 524-527.

Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. – Томск, 1995.

Беленко В.А. Национальная одежда телеутов // Телеутская землица и ее коренные жители. – Кемерово, 1990. – С. 19-25.

Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. — М., 1995.

Бельгибаев Е.А. Традиционная материальная культура челканцев бассейна р. Лебедь (вторая половина XIX – ХХ вв.).Барнаул: Изд-во АГУ, 2004. – 299 с.

Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. – М.: Наука, 1991. – 223 с.

Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. — М., 1972.

Болонев Ф.Ф. О гончарстве русского населения Забайкалья // Этнография народов Сибири. – Новосибирск: Наука, 1984. – С. 30-39.

Бутанаев В.А. Традиционные способы охоты у хакасов в XIX в. // Культурные и хозяйственные традиции народов Западной Сибири. – Новосибирск, 1989. – С. 128-133.

 Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета, 1998. – 352 с.

Антропова В.В. Культура и быт коряков. – Л.: Наука, 1971. – 216 с.

Бычков О.В. Охотничье-промысловые традиции русских старожилов Ангаро-Чуйской тайги (вторая половина ХХ в.) // ИСО АН СССР (История, филология и философия). – Новосибирск: Наука, 1989. – Вып. 2. – С. 11-16.

 Бычков О.В. Особенности промыслового быта русских в Восточной Сибири в XVII веке // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII – XIX веках. Историко-археологические исследования. – Владивосток, 1992. – Т. 1. – С. 105-122.

Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. М.: Наука, 1972. 314 с.

Валеев Ф.Т. Сибирские татары. – Казань, 1993. – 28 с.

Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. – Новосибирск: Наука, 1996. – 224 с.

Василевич Г.М. Эвенки. – Л.: Наука, 1969. – 304 с.

Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. – М.; Л.: Наука, 1965. – 403 с.

Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. – Л.: Наука, 1969. – 218 с.

Головнев А.В. Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. – Новосибирск: Наука, 1993. – 204 с.

Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург, 1995. – 606 с.

Гуревич Д.Я., Рогалев Г.Т. Словарь-справочник по коневодству и конному спорту. — М., 1991.

Гурулев О.К., Пустоветов Г.И. Традиции русского сельского зодчества. — Новосибирск, 1994.

Долгих Б.О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. – М., 1970. – 270 с.

Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. – Абакан, 1997. – 159 с.

 Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? – Кемерово, 1989. – 189 с.

Кимеева Т.И. Одежда, обувь и украшения шорцев // Шорский сборник. Историко-культурное и природное наследие Горной Шории. – Вып. 1. – Кемерово, 1994. – С. 200-216.

 Кимеева Т.И. Орудия охотничьего промысла шорцев (по материалам коллекций музеев России) // Шорский сборник. Этноэкология и туризм Горной Шории. – Вып. 2. – Кемерово, 1997. – С. 180-199.

Кимеева Т.И. Традиционный костюм татар-калмаков // Калмаки. Историко-этнографические очерки. – Кемерово, 1998. – С. 19-35.

Кимеева Т.И. Плетение и ткачество в Притомье // Музей и наука. Материалы научно-практического семинара, посвященного 25-летию музея КМАЭЭ. – Кемерово, 2002. – С. 149-162.

 Кимеева Т.И. Традиции рыболовства в Притомье (конец XIX – начало ХХ вв.) // Аборигены и русские старожилы Притомья. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – С. 124-133.

Кимеева Т.И. Особенности развития таежных промыслов у русских и аборигенов Притомья в конце XIX – начале ХХ вв. (по материалам музейных коллекций) // Тюркские народы. Материалы V-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». – Тобольск-Омск, 2002. – С. 442-445.

 Кимеева Т.И. Материалы музейных коллекций о предметах народной педагогики у аборигенов и русских Кемеровской области // Балибаловские чтения. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – Вып. 3. – С. 120-125.

 Кимеева Т.И. Курение у шорцев. Грани традиции (по материалам музейных коллекций) // V конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. – М., 2003. – С. 172.

 Кимеева Т.И. Орнамент на предметах из шорских коллекций // Археолого-этнографический сборник. – Кемерово, 2003. – С. 158-167.

Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.

Коровушкин Д.Г. Типологизация орудий пассивной охоты коренных народов Западной Сибири // Проблемы антропологии и исторической этнографии Западной Сибири. – Омск: Изд. ОГУ, 1991. – С. 146-165.

Липинская В.А. Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае. XVIII - начало XX в. - М., 1996. - 268 с.

Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. – Томск: Изд-во ТГУ, 1985. – 364 с.

Майорова Е.В. Формы хозяйственной деятельности жителей г. Кузнецка в конце XIX-нач. ХХ вв. // Кузнецкая старина, 1999. – Вып. 3. – С. 70-84.

Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов. – М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1998. – 235 с.

Орлова Е.П. Ительмены. Историко-этнографический очерк. – СПб.: Наука, 1999. – 168 с.

Пелих Г.И. Происхождение селькупов. – Томск: Изд-во Томск. ун-та. 1972. – 424 с.

Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. – М.: Наука, 1969. – 402 с.

Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. – Л.: Наука, 1969. – 196 с.

Патачаков К.М. Очерки материальной культуры хакасов. – Абакан, 1982. – С. 5-37.

Петроченко В.И. Словарь рыбаков и охотников Северного Приангарья. – Красноярск, 1994. – 119 с.

Поддубиков В.В., Лебедев А.М. Проблемы традиционной хозяйственной специализации телеутов // Труды Кузбасской комплексной экспедиции. Беловский, Яшкинский, Таштагольский районы Кемеровской области. – Кемерово, 2004. – – Т. 1. – С. 554–557.

 Попов А.А. Плетение и ткачество у народов Сибири в XIX первой четверти ХХ столетия // Сб. МАЭ. – М.-Л., 1955. – Т. XVI. – С. 41-147.

Потапов Л.П. Одежда алтайцев // Сб. МАЭ. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951 – Вып.13. – С. 5-59.

Скобелев Г.С. Развитие хозяйства местного населения Среднего Енисея и Томи в XVII в. // Кузнецкая старина. – Новокузнецк: Изд-во “Кузнецкая крепость”, 1994. – Вып. 2. – С. 34-46.

Соколова З.П. Жилище народов Сибири (Опыт типологии). М.: ИПА «Три Л», 1998. 285 с.

Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов. Л.: Наука, 1975. 238 с.

Томилов Н.А. О средствах передвижения русского населения Нижнего Притомья // Этнокультурная история населения Западной Сибири. – Томск: Изд-во ТГУ, 1978. – С. 130-140.

 Томилов Н.А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья (Хозяйство и материальная культура). – Томск: Изд-во ТГУ, 1980. – 201 с.

Тюрки таежного Причулымья. Популяция и этнос. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1991. – 246 с.

Функ Д.А. Техника плетения из кожи у телеутов. – СПб., 1992. – 34 с.

Функ Д.А. Бачатские телеуты в XVIII – первой четверти XX века: историко-этнографическое исследование. – М., 1993. – 325 с.

 Функ Д.А. Поселения, жилища и хозяйственные постройки бачатских телеутов в XIX – начале XX в. // Материальная культура народов России. – Новосибирск, 1995. – Т. 1.  – С. 149-170.

Хомич Л.В. Ненцы. – М.-Л.: Наука, 1966. – 328 с.

Юкагиры. Историко-этнографический очерк. – Новосибирск: Наука, 1975. – 244 с.

Чикачев А.Г. Русские на Индигирке: Историко-этнографический очерк. – Новосибирск, 1990. - 188 с.

Духовная культура народов Сибири

Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. – Новосибирск: Наука, 1980. – 320 с.

Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. – Новосиб.: Изд-во Наука СО. – 1984.

Алексеенко Е.А. К реконструкции одного обряда гадания у кетов // Традиционное мировоззрение народов Сибири. Народы России. – М., 1996. – С. 6–13.

Бурыкин А.А. Религиозные воззрения эвенов // Краеведческие записки.  Магадан, 1993. – Вып. XIX. – С. 52–53.

Бутанаев В.А. Культ богини Умай у хакасов // Этнография народов Сибири. – Новосибирск: Наука, 1984. – С. 93-105.

Василевич Г.М. О культе медведя у эвенков.//Религиозные представления и обряды народов Сибири в ХIХ – начале ХХ вв. Сборник МАЭ. Л., 1971. – Т. ХХVII. – С. 150–169.

 Головнев А.В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. – Екатеринбург, 2004.

Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX – начала ХХ вв.). – Л.: Наука, 1983. – 176 c.

 Данилин А.Г. Бурханизм. – Горно-Алтайск, 1993.

Дьяконова В.П. Ламаизм и традиционная культура тувинцев (к проблеме воздействия на социокультуру) // Традиционное мировоззрение народов Сибири. Народы России. – М., 1996. – С. 13-34.

Ерошов В.В., Кимеев В.М. Тропою миссионеров. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.

Иванов С.В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья // Сб. МАЭ. – М., 1955. – Т. XVI. – С. 165-265.

 Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар. – Л., 1979. – 194 с.

Из истории шаманства. – Томск: Изд-во ТГУ, 1976. – 190 с.

Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л.: Наука, 1961. 497 с.

Каншин Т. Из записок мрасского миссионера Алтайской миссии  / Т. Каншин // Шорский сборник. – Кемерово, 1994. – Вып. 1. – С. 27-31.

Кацюба Д.В. Алтайская духовная миссия: Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности / Д.В. Кацюба. – Кемерово, 1998. – 156 с.

Кимеева Т.И. Семантика рисунков на шорских бубнах (по материалам коллекций музеев России) // Международная конференция по первобытному искусству. Тезисы докладов. – Кемерово, 1998. – С. 134-136.

Кимеева Т.И. Предметы древних родовых культов дошаманистского происхождения у телеутов. // Разыскания. Историко-краеведческий альманах. – Кемерово, 1999. – Вып. 5. – С.108-113.

Крейнович Е.А. Медвежий праздник у кетов // Кетский сборник. Мифология, этнография, тексты. М., 1969. – С. 6–112

Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. – Томск: Изд-во ТГУ, 1984. – 191 с.

Липинская В.А. Конфессиональные группы православного населения Западной Сибири (2-я половина XIX - начало XX в.) // Этнографическое обозрение. – 1995. – № 2.

Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. – Новосиб.: Изд-во Наука СО, 1984. – 201 с.

Майничева А.Ю. Архитектурно-строительные традиции крестьянства северной части Верхнего Приобья: Проблемы эволюции и контактов (середина XIX-начало XX в.)  – Новосибирск, 2002. – 144 с.

Максимов С.В. Крестная сила. Нечистая сила. Неведомая сила. – Кемерово: Кемеровское кн. Изд-во, 1991. – 350 с.

Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. – М.: Наука, 1978. – 127 с.

Михайлов Т.М, Бурятский шаманизм. История. Структура. Социальные функции. – Новосиб.: Изд-во Наука СО, 1987. – 288 с.

Михайлова Е.А. Культовые предметы, связанные с праздниками азиатских эскимосов и приморских чукчей (по материалам МАЭ) // Традиционное мировоззрение народов Сибири. Народы России. – М., 1996. – С. 45-80.

Народный календарь Кемеровской области / Сост., автор вступительной статьи, и примечаний Е.И. Лутовинова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 204 с.

Попова У.Г. О пережитках культа медведя (уркачак) среди эвенов Магаданской области // История и культура народов Севера Дальнего Востока. М., 1967. – С.174–181.

Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. – Л.: Наука, 1991. – 320 с.

Потапов Л.П. Бубен телеутской шаманки и его рисунки // Сб. МАЭ. – М.-Л., 1949. – Т. Х. – С. 191-201.

Сагалаев А.М. Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатские влияния. – Новосиб.: Изд-во Наука СО, 1984. – 121 с.

Сатлаев Ф.А. Коча-кан – старинный обряд испрашивания плодородия у кумандиинцев // Сб. МАЭ – Л., 1971. – Т. XXVII. – С. 130-141.

Радлов В.В. Из Сибири. – М.: Наука, 1989. – 749 с.

Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. – М., 1964.

Токарев С.А. Религия в истории народов Мира. – М.: Изд-во политической литературы, 1965. – С. 185-202.

Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI – первой четверти XIX вв. – Томск: Изд-во ТГУ, 1981. – 274 с.

Томилов Н.А. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья (Этническая история, быт и духовная культура). – Томск: Изд-во ТГУ, 1983. – 215 с.

Функ Д.А. Устное творчество, игры и развлечения бачатских телеутов: итоги, проблемы и перспективы изучения // Материалы к серии “Народы и культуры”. – Вып. XVII: Телеуты. – М., 1992б. – С. 5-140.

Функ Д.А. Телеутское шаманство. – М., 1997. – 268 с.