Учебно-методическое пособие
«Материальная и духовная культура народов Сибири»
Составитель: канд. культурологии, зав. этнографическими фондами Т.И. Кимеева.
В условиях современности актуальными являются вопросы, связанные с традиционной народной культурой. Ее история включает явления всей жизни прошлого, получившие материальное воплощение: жилище и хозяйственные постройки, мебель, орудия труда, домашнюю и курительную утварь, средства передвижения, ткани, одежду, предметы народного прикладного искусства, предметы религиозных культов и др. История материальной культуры тесно связана с эволюцией традиционного быта и нравов, историей религий. Причины введения курса «Материальная и духовная культура народов Сибири» заключаются в необходимости получения студентами системных знаний о культурном многообразии и формировании традиционной культуры народов Сибири под влиянием многочисленных факторов: окружающей среды, хозяйственной деятельности, миграций, государственной политики, миссионерства и т.д. Особое место данного курса в профессиональной подготовке студентов специализации «Музейное дело и охрана памятников» обусловлено подготовкой эмпирической базы для имеющихся в структуре учебного плана предметов: «Этнология», «История народного искусства Сибири», «Комплектование, учет и хранение музейных предметов», «Консервация и реставрация музейных предметов». Учебная программа разработана на основе учебного плана специализации «Музейное дело».
Цель данного курса – сформировать знания о культуре, обычаях и традициях населяющих Сибирь народов, способствующие преодолению ксенофобии и негативных этнических стереотипов, формирующие установки на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.
Задачи курса:
– дать представление об особенности формирования традиционной культуры народов Сибири в различных природно-географических условиях;
– познакомить студентов с многообразием форм культурной деятельности народов Сибири;
– помочь определить тенденции эволюции традиционных занятий, материальной и духовной культуры и современные проблемы их сохранения.
Программа курса предусматривает изучение особенностей материальной культуры народов Сибири – типов традиционных жилищ, орудий труда, промыслов и ремесел, утвари и средств передвижения, вариантов костюмных комплексов, сложившихся в рамках различных хозяйственно-культурных типов и приспособленных к определенным природно-географическим условиям. Рассматривается влияние материальной культуры русских крестьян Сибири на традиционную культуру автохтонов. Изучение духовной культуры предусматривает знакомство с древними дошаманистскими верованиями аборигенов Сибири, шаманизмом и мировыми религиями (исламом, буддизмом в форме ламаизма и христианством), оказавшими влияние на духовную культуру народов Сибири. В спецкурсе освящаются также религиозные верования русских, восходящие к язычеству, календарно-обрядовые традиции и праздники русских сибиряков, народная педагогика. В структуре курса выделяются три основных раздела: «Из истории Сибири: формирование этнического состава, основных форм хозяйственно-культурной деятельности», «Материальная культура народов Сибири в XVII – начале ХХ вв.», «Особенности духовной культуры». В первый раздел включены темы: «Этнический состав и расселение автохтонных народов Сибири. Классификации народов Сибири» и «Освоение Сибири русскими и их влияние на развитие материальной культуры автохтонного населения». Второй раздел содержит темы «Поселения, жилище, хозяйственные постройки, интерьер жилища автохтонного населения Сибири», «Уличная планировка, застройка, жилище и его интерьер у русских старожилов», «Присваивающие формы хозяйственной деятельности – охота, собирательство, рыболовство. Оружие и орудия труда», «Средства передвижения и упряжь. Перевозка грузов», «Производящие формы хозяйственной деятельности – земледелие, скотоводство, пчеловодство», «Домашняя промышленность у народов Сибири», «Ремесла и промыслы», «Пища и система питания аборигенов и русского населения в условиях освоения территории Сибири», «Традиционный костюм народов Сибири». Темами третьего раздела являются: «Традиционные родовые верования народов Сибири», «Шаманизм. Его особенности у разных этносов», «Семантика рисунков на шаманских бубнах», «Влияние мировых религий на традиционные верования народов Сибири. Религиозный синкретизм», «Деятельность Алтайской духовной миссии», «Календарно-обрядовые традиции и праздники», «Свадебная обрядность», «Погребальные обряды у народов Сибири», «Народная педагогика».
Особенность изучаемого курса состоит в том, что история традиционной материальной и духовной культуры тесно связана с сибирскими музеями – своеобразными социокультурными точками пересечения настоящего, прошлого и будущего. Программа спецкурса предусматривает знакомство с музейными экспозициями по культуре народов нашего региона. Спецкурс основан на современной этнологической литературе и музейных коллекциях.
Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий на базе музея КМАЭЭС, подготовка рефератов, инсценировка свадебного обряда одного из сибирских народов. В результате изучения курса студент должен знать основные методы, используемые для изучения культуры народов Сибири, уметь пользоваться географической картой, овладеть системой классификаций народов Сибири.
Курс «Материальная и духовная культура народов Сибири» общим объемом 153 часа изучается в течение одного семестра и завершается экзаменом в конце семестра. Обязательным условием допуска студентов к экзаменам является успешно пройденное тестирование по вопросам материальной и духовной культуры.
«Материальная и духовная культура народов Сибири»
Наименование разделов и тем курса |
Количество часов |
|||
Всего |
В том числе |
|||
Лекции
|
Семинары |
СРС |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел I. Из истории Сибири: формирование этнического состава, основных форм хозяйственно-культурной деятельности |
14 |
4 |
|
10 |
Тема I. Этнический состав и расселение аборигенных народов Сибири. Классификации народов Сибири. |
7 |
2 |
|
5 |
Тема II. Освоение Сибири русскими и их влияние на развитие материальной культуры автохтонного населения. |
7 |
2 |
|
5 |
Раздел II. Материальная культура народов Сибири в XVII – начале ХХ вв. |
69 |
18 |
6 |
45 |
Тема I. Поселения, жилище, хозяйственные постройки, интерьер жилища автохтонного населения Сибири |
7 |
2 |
|
5 |
Тема II. Уличная планировка, застройка, жилище и его интерьер у русских старожилов |
7 |
2 |
|
5 |
Тема III. Присваивающие формы хозяйственной деятельности – охота, собирательство, рыболовство. Оружие и орудия труда. |
8 |
2 |
1 |
5 |
Тема IV. Средства передвижения и упряжь. Перевозка грузов |
7 |
2 |
|
5 |
Тема V. Производящие формы хозяйственной деятельности – земледелие, скотоводство, пчеловодство |
8 |
2 |
1 |
5 |
Тема VI. Домашняя промышленность у народов Сибири |
8 |
2 |
1 |
5 |
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕРИАЛЬНОЙ
И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СИБИРИ
Занятие № 1. Освоение Сибири русскими и их влияние на развитие материальной культуры автохтонного населения
Этапы заселения Сибири русскими.
Строительство острогов и роль в эволюции жилища народов Сибири.
Изменения в одежде автохтонного населения Сибири.
Влияние русской культуры на традиционные занятия народов Сибири на возникновение ремесел и промыслов.
Литература:
1. Кимеева Т.И. Традиции и взаимовлияния в одежде народов Притомья (по музейным коллекциям) // Наука и образование. Материалы Всероссийской научной конференции. – Белово: ГУП «Беловский полиграфист», 2003.– С. 176-181.
2. Кимеева Т.И. Трансформация предметного комплекса производящего хозяйства шорцев в условиях взаимодействия с материальной культурой русских // Труды Кузбасской комплексной экспедиции. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – Т.I.. – С. 436-445.
3. Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.
4. Люцидарская А.А. Культура жизнеобеспечения и этнические взаимодействия колонистов-первопоселенцев Сибири // III годовая итоговая сессия ИАЭ СО РАН. Тезисы докладов. – Новосибирск, 1995. – С. 77-79.
5. Люцидарская А.А. Колонизация Сибири: человек и пространство. // Народы Сибири. История и культура. – Новосибирск: Изд-во ИАЭ, 1997. – С. 152-159
6. Миллер Г.Ф. История Сибири. – М., 1999. – Т. I. – 630 с.
7. Миллер Г.Ф. История Сибири. – М., 2000. – Т. II. – 796 с.
8. Народы Сибири. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956.
9. Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири (Историко-этнографические аспекты. XVII – ХХ вв.). – М.: Логос, 2001. – Вып. 1. – 183 с.
10. Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири (Социокультурные аспекты. XVIII – начало ХХ в.). – М.: Логос, 2002. – Вып. 2. – 159 с.
Занятие № 2. Присваивающие формы хозяйственной деятельности народов Сибири и связанные с ними предметы материальной культуры
1 .Предметный комплекс охотничьего промысла в Сибири
2. Рыболовство народов Сибири
3. Присваиваивающие формы хозяйственной деятельности народов Сибири
4. Специфика присваивающего хозяйства у автохтонного населения Кемеровской области
Литература:
1. Бадмаев А.А. К вопросу об охотничьем культе аборигенов Восточного Присаянья // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы годовой сессии ИАЭ СО РАН. – Новосибирск, 2002. – Т. VIII. – С. 518-523.
2. Бутанаев В.А. Традиционные способы охоты у хакасов в XIX в. // Культурные и хозяйственные традиции народов Западной Сибири. – Новосибирск, 1989. – С. 128-133.
3. Бычков О.В. Особенности промыслового быта русских в Восточной Сибири в XVII веке // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII – XIX веках. Историко-археологические исследования. – Владивосток, 1992. – Т. 1. – С. 105-122.
4. Кимеева Т.И. Орудия охотничьего промысла шорцев (по материалам коллекций музеев России) // Шорский сборник. Этноэкология и туризм Горной Шории. – Вып. 2. – Кемерово, 1997. – С. 180-199.
5. Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.
6. Кимеева Т.И. Традиции рыболовства в Притомье (конец XIX – начало ХХ вв.) // Аборигены и русские старожилы Притомья. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – С. 124-133.
7. Кимеева Т.И. Особенности развития таежных промыслов у русских и аборигенов Притомья в конце XIX – начале ХХ вв. (по материалам музейных коллекций) // Тюркские народы. Материалы V-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». – Тобольск-Омск, 2002. – С. 442-445.
8. Коровушкин Д.Г. Типологизация орудий пассивной охоты коренных народов Западной Сибири // Проблемы антропологии и исторической этнографии Западной Сибири. – Омск: Изд. ОГУ, 1991. – С. 146-165.
9. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. – Томск: Изд-во ТГУ, 1985. – 364 с.
Занятие № 3-4. Домашняя промышленность народов Сибири. Ремесла и промыслы.
1. Традиционные женские ремесла (ткачество, гончарство, обработка кожи, шитье одежды и обуви).
2. Мужские ремесла и промыслы (деревообработка, металлургия, обработка кости и рога, изготовление конской и оленной упряжи).
3. Развитие у автохтонного населения Сибири промыслов, связанных с развитием экономики и торговли в XVIII – XIX вв.
Литература:
1. Бадмаев А.А., Манишев Д.М. О традициях обработки кожи и изготовления изделий из рога и костей у Присаянских бурят (на материалах Байкальского этнографического отряда ИАЭ СО РАН) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы годовой сессии ИА и Э СО РАН. – Новосибирск, 2002. – Т. VIII. – С. 524-527.
2. Болонев Ф.Ф. О гончарстве русского населения Забайкалья // Этнография народов Сибири. – Новосибирск: Наука, 1984. – С. 30-39.
3. Кимеева Т.И. Плетение и ткачество в Притомье // Музей и наука. Материалы научно-практического семинара, посвященного 25-летию музея КМАЭЭ. – Кемерово, 2002. – С. 149-162.
4. Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.
5. Попов А.А. Плетение и ткачество у народов Сибири в XIX первой четверти ХХ столетия // Сб. МАЭ. – М.-Л., 1955. – Т. XVI. – С. 41-147.
6. Скобелев Г.С. Развитие хозяйства местного населения Среднего Енисея и Томи в XVII в. // Кузнецкая старина. – Новокузнецк: Изд-во “Кузнецкая крепость”, 1994. – Вып. 2. – С. 34-46.
7. Функ Д.А. Техника плетения из кожи у телеутов. – СПб., 1992. – 34 с.
8. Функ Д.А. Бачатские телеуты в XVIII – первой четверти XX века: историко-этнографическое исследование. – М., 1993. – 325 с.
Занятие № 5. Пища и система питания аборигенов и русского населения в условиях освоения территории Сибири
1.Использование растительной пищи народами Сибири
2.Мясные и молочные продукты в традиционной кухне сибирских народов
3.Традиционная кухня русских крестьян в Сибири
4.Заимствованные блюда в кулинарии автохтонов и русских Сибири
Литература:
1. Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.
2. Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири (Историко-этнографические аспекты. XVII – ХХ вв.). – М.: Логос, 2001. – Вып. 1. – 183 с.
3. Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири (Социокультурные аспекты. XVIII – начало ХХ в.). – М.: Логос, 2002. – Вып. 2. – 159 с.
4. Функ Д.А. Бачатские телеуты в XVIII – первой четверти XX века: историко-этнографическое исследование. – М., 1993. – 325 с.
Занятие № 6. Традиционный костюм народов Сибири
5.Костюм арктических охотников и рыболовов
6.Одежда кочевых оленеводов тундры и населения лесотундры
7.Костюмный комплекс таежных охотников-собирателей
8.Одежда тюркоязычных кочевников Южной Сибири
Литература:
1.Беленко В.А. Национальная одежда телеутов // Телеутская землица и ее коренные жители. – Кемерово, 1990. – С. 19-25.
2.Бельгибаев Е.А. Традиционная материальная культура челканцев бассейна р. Лебедь (вторая половина XIX – ХХ вв.).Барнаул: Изд-во АГУ, 2004. – 299 с.
3.Валеев Ф.Т. Сибирские татары. – Казань, 1993. – 28 с.
4.Кацюба Д. В. Материальная культура бачатских телеутов: Учебное пособие. – Кемерово, 1991. – 92 с.
5.Кимеева Т.И. Одежда, обувь и украшения шорцев // Шорский сборник. Историко-культурное и природное наследие Горной Шории. – Вып. 1. – Кемерово, 1994. – С. 200-216.
6.Кимеева Т.И. Традиционный костюм татар-калмаков // Калмаки. Историко-этнографические очерки. – Кемерово, 1998. – С. 19-35.
7.Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.
8.Потапов Л.П. Одежда алтайцев // Сб. МАЭ. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951 – Вып.13. – С. 5-59.
9.Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.
Занятие № 7-10. Религиозные верования народов Сибири
1.Традиционные родовые верования народов Сибири
2.Шаманизм. Его особенности у народов Сибири.
3.Атрибуты шамана (бубен, колотушка, посох, изображения духов-помощников).
4.Шаманский костюм.
5.Семантика рисунков на шаманских бубнах.
6.Влияние мировых религий на традиционные верования народов Сибири Религиозный синкретизм. Деятельность Алтайской духовной миссии.
7.Деятельность Алтайской духовной миссии
Литература:
1.Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. – Новосиб.: Изд-во Наука СО. – 1984.
2.Алексеенко Е.А. К реконструкции одного обряда гадания у кетов // Традиционное мировоззрение народов Сибири. Народы России. – М., 1996. – С. 6-13.
3.Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX – начала ХХ вв.). – Л.: Наука, 1983. – 176 c.
4. Данилин А.Г. Бурханизм. – Горно-Алтайск, 1993.
5.Ерошов В.В., Кимеев В.М. Тропою миссионеров. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.
6.Иванов С.В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья // Сб. МАЭ. – М., 1955. – Т. XVI. – С. 165-265.
7. Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар. – Л., 1979. – 194 с.
8.Каншин Т. Из записок мрасского миссионера Алтайской миссии / Т. Каншин // Шорский сборник. – Кемерово, 1994. – Вып. 1. – С. 27-31.
9.Кацюба Д.В. Алтайская духовная миссия: Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности / Д.В. Кацюба. – Кемерово, 1998. – 156 с.
10. Кимеева Т.И. Предметы древних родовых культов дошаманистского происхождения у телеутов. // Разыскания. Историко-краеведческий альманах. – Кемерово, 1999. – Вып. 5. – С.108-113.
11. Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.
12. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. – Томск: Изд-во ТГУ, 1984. – 191 с.
13. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. – Новосиб.: Изд-во Наука СО, 1984. – 201 с.
14. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм. История. Структура. Социальные функции. – Новосиб.: Изд-во Наука СО, 1987. – 288 с.
15. Михайлова Е.А. Культовые предметы, связанные с праздниками азиатских эскимосов и приморских чукчей (по материалам МАЭ) // Традиционное мировоззрение народов Сибири. Народы России. – М., 1996. – С. 45-80.
16. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. – Л.: Наука, 1991. – 320 с.
17. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. – М., 1964.
18. Токарев С.А. Религия в истории народов Мира. – М.: Изд-во политической литературы, 1965. – С. 185-202.
19. Функ Д.А. Телеутское шаманство. – М., 1997. – 268 с.
Занятие № 11. Календарная обрядность народов Сибири
1.Традиционные обрядовые праздники народов Сибири (весенний цикл – Коча кан, Таг-тайых, Медвежий праздник, Новый год).
2.Русские календарные праздники у народов Сибири – масленица, пасха, Петров день и др.
3.Суеверия у народов Сибири.
Литература:
1.Максимов С. Нечистая сила. Неведомая сила. – Кемерово, 1991. – 351 с.
2.Макаренко А. Сибирский народный календарь. – Новосибирск: ВО Наука, 1993. – 167 с.
3.Народный календарь Кемеровской области / Сост., автор вступительной статьи, и примечаний Е.И. Лутовинова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 204 с.
4.Сагалаев А.М. Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатские влияния. – Новосиб.: Изд-во Наука СО, 1984. – 121 с.
5. Сатлаев Ф.А. Коча-кан – старинный обряд испрашивания плодородия у кумандиинцев // Сб. МАЭ – Л., 1971. – Т. XXVII. – С. 130-141.
6.Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.
Занятие № 12-13. Семейная обрядность и воспитание детей у народов Сибири
4.Свадьба у народов Сибири: на примере телеутов, шорцев и русских крестьян.
5.Родильные обряды.
6.Погребальные обряды. Виды захоронений.
7.Народная педагогика.
Литература:
1.Кацюба Д.В. Духовная культура телеутов: Учебное пособие. – Кемерово, 1993. – 191 с.
2.Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.
3.Похабов В.Ф. Культурное наследие русских Кузбасса. – М.: Луч, 2000. – С. 1–79.
4.Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.
5.Функ Д.А. Устное творчество, игры и развлечения бачатских телеутов: итоги, проблемы и перспективы изучения // Материалы к серии «Народы и культуры». – Вып. XVII: Телеуты. – М., 1992б. – С. 5-140.
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
I. Практическая работа по итогам просмотра фильма «Материальная культура якутов»
1.Описать традиционное жилище якутов.
2.В чем вы усматриваете развитие торговых отношений у якутов? Что являлось предметами торговли?
3.Формы охоты у якутов
4.Приемы рыболовства
5.Какие ремесла были развиты у якутов
6.Опишите традиционный костюм якутов
Литература
1.Алексеев А.Н. Древняя Якутия: Железный век и эпоха средневековья // История и культура Востока Азии. – Новосибирск: Изд-во ИАиЭ СО РАН, 1996. – С. 43–60.
2.Иванов И.В. Якуты // М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
1.Народы Сибири. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956.
2.Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.
3.http://russia.rin.ru
II. Практическая работа по итогам просмотра видеофильма «Дорога Татвы»
1.Определить, пользуясь картой, к какой языковой семье относятся селькупы
2.Определить ХКТ селькупов, выделить основные хозяйственные занятия. Какие они отличаются они занятий населения тундровой зоны?
3.Заметили ли вы различия в использовании оленей у селькупов и ненцев?
4.Приемы рыбной ловли у селькупов и орудия рыболовства
5.Способы заготовки рыбы у селькупов
6.Основной тип жилища данных народов. Есть ли в них различия?
7.Одежда селькупов
8.Что вы узнали о религиозных верованиях селькупов
Литература
1.Белич Иг. В., Белич Ир.В. К вопросу о культовых местах тазовских селькупов // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - Вып. 1. - Тюмень, 1997.
2.Белич Иг.В. Предметы из культового комплекса тазовских селькупов кассыль по в коллекциях Тобольского музея-заповедника // Самодийцы. - Тобольск-Омск, 2001.
3.Гемуев И.Н. К истории семьи и семейной обрядности селькупов // Этнография Северной Азии. - Новосибирск, 1980.
4.Гемуев И.Н. Семья у селькупов (XIX - начало XX в.). - Новосибирск, 1984.
5.Головнев А.В. Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. – Новосибирск: Наука, 1993. – 204 с.
6.Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург, 1995. – 606 с.
7.Народы Сибири. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956.
8.Пелих Г.И. Материалы по селькупскому шаманству // Этнография Северной Азии. - Новосибирск, 1980.
9.Пелих Г.И. Селькупы XVII века. - Новосибирск, 1981.
10. Прокофьева Е.Д. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. - Л., 1976.
11. Прокофьева Е.Д. Некоторые религиозные культы тазовских селькупов // СМАЭ. - Т. XXXIII. - Л., 1977.
12. Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.
III. Практическая работа по итогам просмотра видеофильма «Ненцы»
9.Определить, пользуясь картой, к какой языковой семье относятся селькупы
10.Определить ХКТ ненцев, выделить основные хозяйственные занятия. Какие они отличаются они занятий населения лесотундры (селькупов)?
11.Какую роль играют релииозные верования в жизни ненцев.
12.Мифологические представления ненцев.
13.Костюмный комплекс. Различия в женской, мужской и детской одежде.
14.Пища и система питания у ненцев.
15.Основной тип жилища.
16. http://russia.rin.ru
Литература
1. Долгих Б.О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. – М., 1970. – 270 с.
2. Народы Сибири. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956.
3. Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.
4. http://russia.rin.ru
III. Практическая работа по итогам просмотра видеофильмов «Шорцы» и «Бачатские телеуты».
1.Пользуясь картой, охарактеризовать места компактного расселения шорцев и телеутов на территории Кемеровской области.
2.Сделать сравнительный анализ их хозяйственной деятельности, обосновать различия в ней, используя знания о ХКТ типах народов Сибири.
3.Описать способы обработки ячменя у шорцев.
4.Выделить этапы свадебного обряда у телеутов.
5.Выполнить сравнительный анализ религиозных верований телеутов и шорцев: выявить общие и индивидуальные черты.
Литература
1.Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? – Кемерово, 1989. – 189 с.
2.Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.
3. Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.
4.Функ Д.А. Бачатские телеуты в XVIII – первой четверти XX века: историко-этнографическое исследование. – М., 1993. – 325 с.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Реферирование используется при подготовке к практическим и семинарским занятиям, к зачетам и экзаменам, а также в виде контрольной работы студента, по каким-либо причинам отстающего в освоении учебной дисциплины. выполнения работы. Реферат, доклад, сообщение призваны расширить, углубить знания по материальной и духовной культуре народов Сибири. Студенческие работы – средство развития и саморазвития личности обучающегося, его самостоятельности.
Читая и конспектируя научную литературу, следует сразу думать о том, как она будет представлена в тексте работы. Осуществление анализа и обобщения, систематизации материала производится с помощью различных теоретических методов и преимущественно – методов анализа.
Следует знать, что реферат – это письменная работа, где кратко изложено исследование какой-либо проблемы на основе изучения и переработки теоретического и (или) эмпирического материала.
Реферирование предназначено для освоения приемов, методов и средств работы с источниками познания конкретной учебной дисциплины. В реферате не пересказывается содержание изучаемых источников, а осуществляется их анализ и обобщение, переструктурирование, систематизация и т. д.
Реферативная работа может выполняться как на материале теории, так и на основе изучения опыта практической деятельности. Иногда для ее написания бывает достаточно изучить и глубоко проанализировать один теоретический источник или описать опыт успешного применения какого-либо метода.
Следует отметить, что в реферате не ставится задача научного решения какой-либо проблемы, вклада в науку.
Необходимо четко представлять себе задачи, делать выводы по каждому параграфу, обобщать выводы в заключении. Статьи из энциклопедий, справочников и Интернет-источников должны быть также осмыслены и проанализированы.
Объем работы реферата 10–12 страниц компьютерного текста через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman , обычный, 14 фонт. Поля – не менее 2,5 см с каждой стороны. Счет страниц начинается с титульного листа. В число страниц входят оглавление, основное содержание работы и список использованных источников и литературы. Приложения в виде карт, таблиц, схем, диаграмм и т.п., вынесенные за пределы работы, в расчет страниц не входят.
Контрольная работа содержит 25–30 страниц компьютерного текста. Все страницы должны быть пронумерованы, отсчет страниц ведется от титульного листа.
На титульном листе реферата и контрольной работы приводятся наименование вуза, факультет, фамилии студента и научного руководителя, номер группы и курс, тема работы, город и год написания. Текст работ печатается на одной стороне листа. Дословные заимствования из первоисточников и тексты из Интернет-источников без ссылок не допускаются. После приведенной цитаты в квадратных скобках указывается номер источника по списку использованной литературы и страница. Список литературы открывают законодательные акты и нормативные документы, далее идут российские источники в алфавитном порядке по первым буквам фамилий авторов, затем иностранные источники в алфавитном порядке, и в конце газеты и журналы. Оформление литературы должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта, например:
Кимеева Т.И. Трансформация предметного комплекса производящего хозяйства шорцев в условиях взаимодействия с материальной культурой русских // Труды Кузбасской комплексной экспедиции. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – Т.I. – С. 436–445.
Тема 1. Материальная культура чукчей (жилище, хозяйственные занятия)
Литература
1.Вдовин И.С. Очерки история и этнографии чукчей. – М.; Л.: Наука, 1965. – 403 с.
2.Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.
Тема 2. Духовная культура ненцев, энцев, нганасан
Литература
1.Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург, 1995. – 606 с.
2.Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.
3.Хомич Л.В. Ненцы. – М.-Л.: Наука, 1966. – 328 с.
Тема 3. Медвежий праздник хантов и манси
Литература
1.Василевич Г.М. О культе медведя у эвенков // Религиозные представления и обряды народов Сибири в ХIХ – начале ХХ вв. Сборник МАЭ. – Л., 1971. – Т. ХХVII. – С. 150–169.
2.Крейнович Е.А. Медвежий праздник у кетов // Кетский сборник. Мифология, этнография, тексты. – М., 1969. – С. 6–112
3.Попова У.Г. О пережитках культа медведя (уркачак) среди эвенов Магаданской области // История и культура народов Севера Дальнего Востока. – М., 1967. – С.174–181.
Тема 4. Традиционная культура сибирских татар
Литература
1.Валеев Ф.Т. Сибирские татары. – Казань, 1993. – 28 с.
2.Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. – Новосибирск: Наука, 1996. – 224 с.
Тема 5. Дошаманистские верования тюркоязычных народов Сибири
Литература
1. Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. – Новосибирск: Наука, 1980. – 320 с.
2. Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. – Новосибирск: Наука, 1996. – 224 с.
3. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. – М., 1964.
Тема 6. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири
Литература
1. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. – Новосиб.: Изд-во Наука СО. – 1984.
2. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. – Л.: Наука, 1991. – 320 с.
3. Токарев С.А. Религия в истории народов Мира. – М.: Изд-во политической литературы, 1965. – С. 185-202.
Тема 7. Шаманизм самодийских народов
Литература
1.Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX – начала ХХ вв.). – Л.: Наука, 1983. – 176 c.
2.Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. – Новосиб.: Изд-во Наука СО, 1984. – 201 с.
Тема 8. Ламаизм у народов Сибири
Литература
1.Дьяконова В.П. Ламаизм и традиционная культура тувинцев (к проблеме воздействия на социокультуру) // Традиционное мировоззрение народов Сибири. Народы России. – М., 1996. – С. 13-34.
2.Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. - М., 1977.
3.Михайлов Т.М. Влияние ламаизма и христианства на шаманизм бурят // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. - Л., 1979.
4.Монгуш М.В. Ламаизм в Туве. – Кызыл, 1992.
5.Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина XIX - начало XX в.). – Л.: Наука, 1979. – 226 с.
Тема 9. Бурханизм у народов Сибири
Литература
1. Данилин А.Г. Бурханизм. – Горно-Алтайск, 1993.
2. Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России / Отв. ред. и сост. С.Б.Филатов. – М.; СПб.: Летний сад, 2002 // new.hist.asu.ru/naltai
Тема 10. Христианизация народов Сибири
Литература
1.Ерошов В.В., Кимеев В.М. Тропою миссионеров. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.
2.Кацюба Д.В. Алтайская духовная миссия: Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности / Д.В. Кацюба. – Кемерово, 1998. – 156 с.
3.Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина XIX - начало XX в.). – Л.: Наука, 1979. – 226 с.
Тема 11. Традиционная культура тувинцев
Литература
1.Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. – М.: Наука, 1972. – 314 с.
2.Курбатский Н.Г. Тувинские праздники. – Кызыл, 1973.
3.Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. – М.: Наука, 1969. – 402 с.
Тема 13. Традиционная культура хакасов
Литература
Бутанаев В.Я. Хакасы: Этнографический очерк. – Кызыл: Изд-во «Инсан», 1995.
Патачаков К.М. Очерки материальной культуры хакасов. – Абакан, 1982. – С. 5-37.
Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. – Абакан, 1997. – 159 с.
Тема 14. Традиционная культура бурят
Литература
1.Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. – Л.: Наука, 1969. – 218 с.
Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм. История. Структура. Социальные функции. – Новосиб.: Изд-во Наука СО, 1987. – 288 с.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ
СТУДЕНТОВ
ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
I. Виды и способы охоты у народов Сибири.
План
Пассивная охота.
Активная охота.
Типы ловушек для пассивной охоты (давящего действия, ущемляющего действия)
Орудия активной охоты.
Приспособления для обработки шкурок.
Средства передвижения на охоте.
Литература:
1.Бадмаев А.А. К вопросу об охотничьем культе аборигенов Восточного Присаянья // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы годовой сессии ИАЭ СО РАН. – Новосибирск, 2002. – Т. VIII. – С. 518-523.
2.Бутанаев В.А. Традиционные способы охоты у хакасов в XIX в. // Культурные и хозяйственные традиции народов Западной Сибири. – Новосибирск, 1989. – С. 128-133.
3.Бычков О.В. Охотничье-промысловые традиции русских старожилов Ангаро-Чуйской тайги (вторая половина ХХ в.) // ИСО АН СССР (История, филология и философия). – Новосибирск: Наука, 1989. – Вып. 2. – С. 11-16.
4.Кимеева Т.И. Орудия охотничьего промысла шорцев (по материалам коллекций музеев России) // Шорский сборник. Этноэкология и туризм Горной Шории. – Вып. 2. – Кемерово, 1997. – С. 180-199.
5.Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Таежные промыслы и средства передвижения / Составитель Кимеева Т.И. – Кемерово, 1999. – Ч. 1. – 190 с.
II. Собирательство (на примере шорцев).
План
Характеристика собирательства как основного женского занятия у таежных охотников.
Орудия и приспособления для собирательства.
Продукты сбора и их переработка.
Литература
1.Кимеева Т.И. Особенности развития таежных промыслов у русских и аборигенов Притомья в конце XIX – начале ХХ вв. (по материалам музейных коллекций) // Тюркские народы. Материалы V-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». – Тобольск-Омск, 2002. – С. 442-445.
2.Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Таежные промыслы и средства передвижения / Составитель Кимеева Т.И. – Кемерово, 1999. – Ч. 1. – 190 с.
III. Рыболовство у народов Сибири
План
1.Роль рыболовства в хозяйстве народов Сибири (отметить народы, в материальной культуре которых рыболовство играло наиболее важную роль).
2.Орудия и способы рыбной ловли.
3.Средства передвижения по воде.
Литература
Кимеева Т.И. Традиции рыболовства в Притомье (конец XIX – начало ХХ вв.) // Аборигены и русские старожилы Притомья. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – С. 124-133.
Тюрки таежного Причулымья. Популяция и этнос. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1991. – 246 с.
IV. Земледелие у народов Притомья
План
1.Мотыжное земледелие – орудия труда, способы обработки почвы и уборки урожая.
2.Плужное земледелие. Его возникновение и распространение.
Литература
1. Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.
2. Томилов Н.А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья (Хозяйство и материальная культура). – Томск: Изд-во ТГУ, 1980. – 201 с.
3. Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Производящее хозяйство / Составитель Кимеева Т.И. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. – Ч. 2. -216 с.
V. Костюмный комплекс народов Сибири
План
1.Костюм морских охотников и рыболовов (коряки, чукчи, ительмены, эскимосы)
2.Костюм оленеводов тундры и лесотундры
3.Костюм кочевых скотоводов Южной Сибири
4.Костюм таежных охотников-собирателей
Литература
1.Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. – М.: Наука, 1991. – 223 с.
2.Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. – Л.: Наука, 1969. – 218 с.
3.Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.
4.Потапов Л.П. Одежда алтайцев // Сб. МАЭ. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951 – Вып.13. – С. 5-59.
5.Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 615 с.
6.Томилов Н.А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья (Хозяйство и материальная культура). – Томск: Изд-во ТГУ, 1980. – 201 с.
7.Функ Д.А. Бачатские телеуты в XVIII – первой четверти XX века: историко-этнографическое исследование. – М., 1993. – 325 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО СПЕЦКУРСУ «МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ СИБИРИ»
Учебники, учебные пособия и литература по
теоретическим вопросам
традиционной культуры
Вайнштейн С.И., Васильев В.И. К проблеме этнической принадлежности коренного населения лесостепного и горно-таежного регионов Западной и Средней Сибири ко времени прихода русских // Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая. – Горно-Алтайск, 1983. – С. 88-95.
Верник А.А. О происхождении и бытовании термина "чалдон" у русского населения Хакасско-Минусинского края // Сибирь в панораме тысячелетий: Матер. междунар. симпозиума: В 2-х тт. – Новосибирск, 1998. – Т. 2. – С. 120-124.
Зеленин Д.К. Восточно-славянская этнография. – М.: Наука, 1991. – 511 с.
Зуев А.С. Сибирь: вехи истории. – Новосиб., 1988.
Историко-этнографический атлас Сибири. – М., 1961.
Кацюба Д. В. Материальная культура бачатских телеутов: Учебное пособие. – Кемерово, 1991. – 92 с.
Кацюба Д.В. Духовная культура телеутов: Учебное пособие.. – Кемерово, 1993. – 191 с.
Кацюба Д.В., Николаев Р.В. Этнография народов Сибири. Учебное пособие.. – Кемерово, 1994. – 202 с.
Культурно-бытовые процессы у русских Сибири.
XVIII-н. ХХ вв. –
Новосиб,: Наука, 1985.
Люцидарская А.А. Культура жизнеобеспечения и этнические взаимодействия колонистов-первопоселенцев Сибири // III годовая итоговая сессия ИАЭ СО РАН. Тезисы докладов. – Новосибирск, 1995. – С. 77-79.
Люцидарская А.А. Колонизация Сибири: человек и пространство. // Народы Сибири. История и культура. – Новосибирск: Изд-во ИАЭ, 1997. – С. 152–159.
Миллер Г.Ф. История Сибири. – М., 1999. – Т. I. – 630 с.
Миллер Г.Ф. История Сибири. – М., 2000. – Т. II. – 796 с.
Народы Сибири. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956.
Тишков В.А. О культурном многообразии // Этнографическое обозрение (ЭО), 2005, № 1.
Томилов Н.А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. – Томск: Изд-во ТГУ, 1978. – 205 с.
Томилов Н.А. Этнокультурные процессы среди тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI – ХХ вв. // Этнические культуры Сибири. Проблемы эволюции и контактов. – Новосибирск, 1986. – С. 15-20.
Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири (Историко-этнографические аспекты. XVII – ХХ вв.). – М.: Логос, 2001. – Вып. 1. – 183 с.
Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири (Социокультурные аспекты. XVIII – начало ХХ в.). – М.: Логос, 2002. – Вып. 2. – 159 с.
Материальная культура народов Сибири
Алексеенко Е.А. Кеты: Историко-этнографические очерки. – Л.: Наука, 1967. – 262 с.
Аргудяева Ю.В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. – М., 2000. – С. 17-101.
Бадмаев А.А. К вопросу об охотничьем культе аборигенов Восточного Присаянья // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы годовой сессии ИАЭ СО РАН. – Новосибирск, 2002. – Т. VIII. – С. 518-523.
Бадмаев А.А., Манишев Д.М. О традициях обработки кожи и изготовления изделий из рога и костей у Присаянских бурят (на материалах Байкальского этнографического отряда ИАЭ СО РАН) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы годовой сессии ИА и Э СО РАН. – Новосибирск, 2002. – Т. VIII. – С. 524-527.
Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. – Томск, 1995.
Беленко В.А. Национальная одежда телеутов // Телеутская землица и ее коренные жители. – Кемерово, 1990. – С. 19-25.
Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. — М., 1995.
Бельгибаев Е.А. Традиционная материальная культура челканцев бассейна р. Лебедь (вторая половина XIX – ХХ вв.).Барнаул: Изд-во АГУ, 2004. – 299 с.
Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. – М.: Наука, 1991. – 223 с.
Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. — М., 1972.
Болонев Ф.Ф. О гончарстве русского населения Забайкалья // Этнография народов Сибири. – Новосибирск: Наука, 1984. – С. 30-39.
Бутанаев В.А. Традиционные способы охоты у хакасов в XIX в. // Культурные и хозяйственные традиции народов Западной Сибири. – Новосибирск, 1989. – С. 128-133.
Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета, 1998. – 352 с.
Антропова В.В. Культура и быт коряков. – Л.: Наука, 1971. – 216 с.
Бычков О.В. Охотничье-промысловые традиции русских старожилов Ангаро-Чуйской тайги (вторая половина ХХ в.) // ИСО АН СССР (История, филология и философия). – Новосибирск: Наука, 1989. – Вып. 2. – С. 11-16.
Бычков О.В. Особенности промыслового быта русских в Восточной Сибири в XVII веке // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII – XIX веках. Историко-археологические исследования. – Владивосток, 1992. – Т. 1. – С. 105-122.
Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. – М.: Наука, 1972. – 314 с.
Валеев Ф.Т. Сибирские татары. – Казань, 1993. – 28 с.
Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. – Новосибирск: Наука, 1996. – 224 с.
Василевич Г.М. Эвенки. – Л.: Наука, 1969. – 304 с.
Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. – М.; Л.: Наука, 1965. – 403 с.
Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. – Л.: Наука, 1969. – 218 с.
Головнев А.В. Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. – Новосибирск: Наука, 1993. – 204 с.
Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург, 1995. – 606 с.
Гуревич Д.Я., Рогалев Г.Т. Словарь-справочник по коневодству и конному спорту. — М., 1991.
Гурулев О.К., Пустоветов Г.И. Традиции русского сельского зодчества. — Новосибирск, 1994.
Долгих Б.О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. – М., 1970. – 270 с.
Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. – Абакан, 1997. – 159 с.
Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? – Кемерово, 1989. – 189 с.
Кимеева Т.И. Одежда, обувь и украшения шорцев // Шорский сборник. Историко-культурное и природное наследие Горной Шории. – Вып. 1. – Кемерово, 1994. – С. 200-216.
Кимеева Т.И. Орудия охотничьего промысла шорцев (по материалам коллекций музеев России) // Шорский сборник. Этноэкология и туризм Горной Шории. – Вып. 2. – Кемерово, 1997. – С. 180-199.
Кимеева Т.И. Традиционный костюм татар-калмаков // Калмаки. Историко-этнографические очерки. – Кемерово, 1998. – С. 19-35.
Кимеева Т.И. Плетение и ткачество в Притомье // Музей и наука. Материалы научно-практического семинара, посвященного 25-летию музея КМАЭЭ. – Кемерово, 2002. – С. 149-162.
Кимеева Т.И. Традиции рыболовства в Притомье (конец XIX – начало ХХ вв.) // Аборигены и русские старожилы Притомья. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – С. 124-133.
Кимеева Т.И. Особенности развития таежных промыслов у русских и аборигенов Притомья в конце XIX – начале ХХ вв. (по материалам музейных коллекций) // Тюркские народы. Материалы V-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». – Тобольск-Омск, 2002. – С. 442-445.
Кимеева Т.И. Материалы музейных коллекций о предметах народной педагогики у аборигенов и русских Кемеровской области // Балибаловские чтения. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – Вып. 3. – С. 120-125.
Кимеева Т.И. Курение у шорцев. Грани традиции (по материалам музейных коллекций) // V конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. – М., 2003. – С. 172.
Кимеева Т.И. Орнамент на предметах из шорских коллекций // Археолого-этнографический сборник. – Кемерово, 2003. – С. 158-167.
Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия к XIX –начала ХХ вв. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 309 с.
Коровушкин Д.Г. Типологизация орудий пассивной охоты коренных народов Западной Сибири // Проблемы антропологии и исторической этнографии Западной Сибири. – Омск: Изд. ОГУ, 1991. – С. 146-165.
Липинская В.А. Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае. XVIII - начало XX в. - М., 1996. - 268 с.
Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. – Томск: Изд-во ТГУ, 1985. – 364 с.
Майорова Е.В. Формы хозяйственной деятельности жителей г. Кузнецка в конце XIX-нач. ХХ вв. // Кузнецкая старина, 1999. – Вып. 3. – С. 70-84.
Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов. – М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1998. – 235 с.
Орлова Е.П. Ительмены. Историко-этнографический очерк. – СПб.: Наука, 1999. – 168 с.
Пелих Г.И. Происхождение селькупов. – Томск: Изд-во Томск. ун-та. 1972. – 424 с.
Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. – М.: Наука, 1969. – 402 с.
Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. – Л.: Наука, 1969. – 196 с.
Патачаков К.М. Очерки материальной культуры хакасов. – Абакан, 1982. – С. 5-37.
Петроченко В.И. Словарь рыбаков и охотников Северного Приангарья. – Красноярск, 1994. – 119 с.
Поддубиков В.В., Лебедев А.М. Проблемы традиционной хозяйственной специализации телеутов // Труды Кузбасской комплексной экспедиции. Беловский, Яшкинский, Таштагольский районы Кемеровской области. – Кемерово, 2004. – – Т. 1. – С. 554–557.
Попов А.А. Плетение и ткачество у народов Сибири в XIX первой четверти ХХ столетия // Сб. МАЭ. – М.-Л., 1955. – Т. XVI. – С. 41-147.
Потапов Л.П. Одежда алтайцев // Сб. МАЭ. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951 – Вып.13. – С. 5-59.
Скобелев Г.С. Развитие хозяйства местного населения Среднего Енисея и Томи в XVII в. // Кузнецкая старина. – Новокузнецк: Изд-во “Кузнецкая крепость”, 1994. – Вып. 2. – С. 34-46.
Соколова З.П. Жилище народов Сибири (Опыт типологии). – М.: ИПА «Три Л», 1998. – 285 с.
Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов. – Л.: Наука, 1975. – 238 с.
Томилов Н.А. О средствах передвижения русского населения Нижнего Притомья // Этнокультурная история населения Западной Сибири. – Томск: Изд-во ТГУ, 1978. – С. 130-140.
Томилов Н.А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья (Хозяйство и материальная культура). – Томск: Изд-во ТГУ, 1980. – 201 с.
Тюрки таежного Причулымья. Популяция и этнос. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1991. – 246 с.
Функ Д.А. Техника плетения из кожи у телеутов. – СПб., 1992. – 34 с.
Функ Д.А. Бачатские телеуты в XVIII – первой четверти XX века: историко-этнографическое исследование. – М., 1993. – 325 с.
Функ Д.А. Поселения, жилища и хозяйственные постройки бачатских телеутов в XIX – начале XX в. // Материальная культура народов России. – Новосибирск, 1995. – Т. 1. – С. 149-170.
Хомич Л.В. Ненцы. – М.-Л.: Наука, 1966. – 328 с.
Юкагиры. Историко-этнографический очерк. – Новосибирск: Наука, 1975. – 244 с.
Чикачев А.Г. Русские на Индигирке: Историко-этнографический очерк. – Новосибирск, 1990. - 188 с.
Духовная культура народов Сибири
Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. – Новосибирск: Наука, 1980. – 320 с.
Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. – Новосиб.: Изд-во Наука СО. – 1984.
Алексеенко Е.А. К реконструкции одного обряда гадания у кетов // Традиционное мировоззрение народов Сибири. Народы России. – М., 1996. – С. 6–13.
Бурыкин А.А. Религиозные воззрения эвенов // Краеведческие записки. – Магадан, 1993. – Вып. XIX. – С. 52–53.
Бутанаев В.А. Культ богини Умай у хакасов // Этнография народов Сибири. – Новосибирск: Наука, 1984. – С. 93-105.
Василевич Г.М. О культе медведя у эвенков.//Религиозные представления и обряды народов Сибири в ХIХ – начале ХХ вв. Сборник МАЭ. – Л., 1971. – Т. ХХVII. – С. 150–169.
Головнев А.В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. – Екатеринбург, 2004.
Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX – начала ХХ вв.). – Л.: Наука, 1983. – 176 c.
Данилин А.Г. Бурханизм. – Горно-Алтайск, 1993.
Дьяконова В.П. Ламаизм и традиционная культура тувинцев (к проблеме воздействия на социокультуру) // Традиционное мировоззрение народов Сибири. Народы России. – М., 1996. – С. 13-34.
Ерошов В.В., Кимеев В.М. Тропою миссионеров. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.
Иванов С.В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья // Сб. МАЭ. – М., 1955. – Т. XVI. – С. 165-265.
Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар. – Л., 1979. – 194 с.
Из истории шаманства. – Томск: Изд-во ТГУ, 1976. – 190 с.
Историко-этнографический атлас Сибири. – М.; Л.: Наука, 1961. – 497 с.
Каншин Т. Из записок мрасского миссионера Алтайской миссии / Т. Каншин // Шорский сборник. – Кемерово, 1994. – Вып. 1. – С. 27-31.
Кацюба Д.В. Алтайская духовная миссия: Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности / Д.В. Кацюба. – Кемерово, 1998. – 156 с.
Кимеева Т.И. Семантика рисунков на шорских бубнах (по материалам коллекций музеев России) // Международная конференция по первобытному искусству. Тезисы докладов. – Кемерово, 1998. – С. 134-136.
Кимеева Т.И. Предметы древних родовых культов дошаманистского происхождения у телеутов. // Разыскания. Историко-краеведческий альманах. – Кемерово, 1999. – Вып. 5. – С.108-113.
Крейнович Е.А. Медвежий праздник у кетов // Кетский сборник. Мифология, этнография, тексты. – М., 1969. – С. 6–112
Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. – Томск: Изд-во ТГУ, 1984. – 191 с.
Липинская В.А. Конфессиональные группы православного населения Западной Сибири (2-я половина XIX - начало XX в.) // Этнографическое обозрение. – 1995. – № 2.
Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. – Новосиб.: Изд-во Наука СО, 1984. – 201 с.
Майничева А.Ю. Архитектурно-строительные традиции крестьянства северной части Верхнего Приобья: Проблемы эволюции и контактов (середина XIX-начало XX в.) – Новосибирск, 2002. – 144 с.
Максимов С.В. Крестная сила. Нечистая сила. Неведомая сила. – Кемерово: Кемеровское кн. Изд-во, 1991. – 350 с.
Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. – М.: Наука, 1978. – 127 с.
Михайлов Т.М, Бурятский шаманизм. История. Структура. Социальные функции. – Новосиб.: Изд-во Наука СО, 1987. – 288 с.
Михайлова Е.А. Культовые предметы, связанные с праздниками азиатских эскимосов и приморских чукчей (по материалам МАЭ) // Традиционное мировоззрение народов Сибири. Народы России. – М., 1996. – С. 45-80.
Народный календарь Кемеровской области / Сост., автор вступительной статьи, и примечаний Е.И. Лутовинова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 204 с.
Попова У.Г. О пережитках культа медведя (уркачак) среди эвенов Магаданской области // История и культура народов Севера Дальнего Востока. – М., 1967. – С.174–181.
Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. – Л.: Наука, 1991. – 320 с.
Потапов Л.П. Бубен телеутской шаманки и его рисунки // Сб. МАЭ. – М.-Л., 1949. – Т. Х. – С. 191-201.
Сагалаев А.М. Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатские влияния. – Новосиб.: Изд-во Наука СО, 1984. – 121 с.
Сатлаев Ф.А. Коча-кан – старинный обряд испрашивания плодородия у кумандиинцев // Сб. МАЭ – Л., 1971. – Т. XXVII. – С. 130-141.
Радлов В.В. Из Сибири. – М.: Наука, 1989. – 749 с.
Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. – М., 1964.
Токарев С.А. Религия в истории народов Мира. – М.: Изд-во политической литературы, 1965. – С. 185-202.
Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI – первой четверти XIX вв. – Томск: Изд-во ТГУ, 1981. – 274 с.
Томилов Н.А. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья (Этническая история, быт и духовная культура). – Томск: Изд-во ТГУ, 1983. – 215 с.
Функ Д.А. Устное творчество, игры и развлечения бачатских телеутов: итоги, проблемы и перспективы изучения // Материалы к серии “Народы и культуры”. – Вып. XVII: Телеуты. – М., 1992б. – С. 5-140.
Функ Д.А. Телеутское шаманство. – М., 1997. – 268 с.