Учебник для вузов по спец. «Музееведение и охрана памятников». – Кемерово:, 2008. – 261 с.
Работа посвящена основным вопросам консервации и реставрации археологических и этнографических музейных предметов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Авторы стремились рассмотреть проблемы теории реставрации, ее историю в стране и за рубежом, а также методы и способы реставрации музейных предметов из металлов, силикатных и органических материалов в систематизированном виде.
Для студентов, преподавателей, специалистов исторических дисциплин, культурологов, музееведов.
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА I. КОНСЕРВАЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ КАК ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
В ДЕЛЕ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
7
1.1. ПОНЯТИЕ КОНСЕРВАЦИИ И РЕСТАВРАЦИИ
7
1. 2. ИСТОРИЯ РЕСТАВРАЦИИ
19
ГЛАВА II. РЕСТАВРАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ИЗ НЕОРГАНИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
49
2.1. РЕСТАВРАЦИЯ МЕТАЛЛОВ
49
2.2. РЕСТАВРАЦИЯ КЕРАМИКИ
78
2.3. РЕСТАВРАЦИЯ СТЕКЛА И ЭМАЛЕЙ
107
2.4. РЕСТАВРАЦИЯ КАМНЯ
133
ГЛАВА III. РЕСТАВРАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ОРГАНИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
153
3.1. РЕСТАВРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ИЗ ДЕРЕВА И БЕРЕСТЫ
153
3.2. РЕСТАВРАЦИЯ ТЕКСТИЛЯ И КОЖИ
165
3.3. РЕСТАВРАЦИЯ КОСТИ И РОГА
179
3.4. ДРАГОЦЕННЫЕ И ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ОРГАНОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
186
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
194
ПРИЛОЖЕНИЯ
195
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПАСПОРТ, ТАБЛИЦЫ
195
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ФОТОГРАФИИ, РИСУНКИ
207
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. «ИНСТРУКЦИЯ ПО УЧЕТУ И ХРАНЕНИЮ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ СССР»
223
В музеях сосредоточен бесценный, постоянно пополняемый, историко-культурный фонд. Экспонаты подвержены старению, на них действуют внутренние разрушительные силы, неблагоприятная окружающая среда, включая антропогенное воздействие.
К числу наиболее актуальных относится проблема сохранения музейных коллекций. Ее решение зависит от качества подготовки будущих квалифицированных музейных работников, которые должны знать основные принципы консервационных и реставрационных работ. Кроме того, каждый из них должен понимать степень ответственности за обработку невосполнимых оригиналов, которые иногда являются уникальными и обладают высокохудожественной, исторической, научной, культурной и социальной ценностью.
Учебная дисциплина «Основы консервации и реставрации музейных предметов» является одной из основополагающих для студентов специализации «Музейное дело и охрана памятников». Она призвана дать системные знания о методах и приемах реставрации музейных предметов из различных материалов. Учебник не является прямым руководством музейных работников к реставрационным действиям. Поскольку консервации или реставрации присущ риск пагубного манипулирования с объектом и, как следствие этих действий, его видоизменения. Профессиональный реставратор должен работать в тесном сотрудничестве со специалистом в области музейного дела. Следует учитывать, что рекомендации по какому-либо вмешательству, предпринимаемому в отношении любого объекта, имеющего историческое или художественное значение, может давать только хорошо обученный, опытный реставратор. Его теоретическая подготовка и образование должны включать знание истории искусства и цивилизаций, методов исследования и документации, технологии и материалов, теории консервации и этики, истории реставрации и технологии, химических, биологических и физических процессов разрушения и методов консервации и реставрации. По согласованию с хранителем или другим специалистом он имеет возможность проводить экспертизу объекта, определять его состояние и оценивать документальное значение материала. Соответственно, музейный работник должен приобрести теоретические знания о материалах и методах консервации и реставрации.
Специфика учебной дисциплины «Основы консервации и реставрации музейных предметов» обусловлена ее прикладным характером. Поэтому отличительными чертами данного курса является его тесная связь с практической работой фондов Кемеровских музеев и знакомство студентов с основными направлениями процесса работы консерватора-реставратора.
В рамках музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета работа по реставрации археологических материалов ведётся с момента его организации, разработаны методы реставрации керамики и металлических предметов. В качестве иллюстраций в учебнике используются материалы музея.
В 1983 г. на базе кафедры археологии в р.п. Тисуль ВНИИР проводил выездную стажировку по реставрации керамики. Была отреставрирована часть коллекций энеолита-эпохи бронзы.
Были отреставрированы керамические предметы из следующих археологических коллекций музея КемГУ: Летник VI (№ 3), Тисульский могильник (№ 26), Косоголь III (№ 57), Кадат I (№ 117), Журавлёво IV (№ 80), Зимник (№ 81), Ваганово I (№ 76), Тамбарское водохранилище (№ 79), Тарсьма I (№ 68), Косоголь I (№ 55); Серебряково (№ 61, 540 ед. хр.), Большой Берчикуль (№65, 158 ед. хр.), Берёзовский могильник (№ 27, 117 ед. хр.), Утинка (№ 64, 209 ед. хр.), Новый Белоярск I (№ 5, 84 ед. хр.), Летник VI (№ 3, 123 ед. хр.), Тисульский могильник (№ 26, 200 ед. хр.), Ваганово I (№ 76, 15 ед. хр.), Алчедат I (№ 63, 56 ед. хр.), Ур-Бедари II (№ 74, 86 ед. хр.), Журавлёво I (10 ед. хр.), Кок-Паш (№ 16, 20 ед. хр.), Арчекас (№ 69, 56 ед. хр.), Косоголь I (№ 55, 10 ед. хр.), Означенное VI (№ 2, 5 ед. хр.), Кудыргэ (№ 18, 10 ед. хр.), Кер-Кечу (№ 17), Шабаново III (№ 29, 10 ед. хр.).
Специалисты ВНИИР отреставрировали материалы тагарского могильника у с. Тамбар, которые хранятся в Кемеровском областном краеведческом музее.
Сотрудниками музея и кафедры археологии КемГУ опубликован ряд работ, посвящённых реставрации и консервации музейных материалов. Опыт исследований российских и зарубежных реставраторов в сочетании с разработками кузбасских ученых составил основу данной работы.
Востребованность учебника для студентов специализации «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» не вызывает сомнения, так как в специальных учебных изданиях по музееведению, например, учебнике «Музееведение: Музеи исторического профиля» под редакцией профессоров К. Г. Левыкина и В. Хербста, консервации и реставрации уделено ровно две страницы.
Таким образом, учебник, ориентированный на знакомство студентов с историей, этическими нормами, задачами, проблемами, приемами реставрации и консервации в условиях отсутствия специальной литературы, обобщающей опыт реставрации и консервации музейных предметов из различных материалов, необходим для обеспечения учебного процесса.