На правах рукописи
МУХАРЕВА
Анна Николаевна
Сюжетные композиции
эпохи раннего средневековья
в изобразительном искусстве Саяно-Алтая
Специальность 07.00.06 – «Археология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук
Кемерово 2007
Работа выполнена на кафедре археологии
ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент
Советова Ольга Сергеевна
Официальные оппоненты: доктор исторических наук,
Горбунов Вадим Владимирович
кандидат исторических наук
Черемисин Дмитрий Владимирович
Ведущая организация: Институт истории материальной культуры Российской академии наук
Защита состоится 1 ноября 2007 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.088.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.06 – «Археология» в ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» (650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».
Автореферат разослан 28 сентября 2007 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат исторических наук, доцент З. П. Галаганов
общая характеристика работы
Актуальность темы. В середине I тыс. н. э., с наступлением древнетюркской эпохи, в искусстве народов Саяно-Алтая появляется яркая и своеобразная изобразительная традиция. В этот период, получивший название эпохи раннего средневековья, наблюдаются изменения в этнической и культурной истории населения Центральной Азии в целом и Саяно-Алтая, в частности. Преобразования связаны с перемещениями больших групп населения, формированием новых археологических культур и появлением новых типов памятников. В горно-степных и степных районах Центральной Азии в это время происходит консолидация тюркоязычных племен в племенные союзы (тюрки, уйгуры, кыргызы), образование ряда каганатов.
В истории Центральной Азии понятие «эпоха раннего средневековья» нередко ассоциируется с понятиями «древнетюрское время» и «древнетюркская культура». Это распространяется и на изобразительное искусство данного периода, в отношении которого равно используются термины «искусство раннего средневековья» и «искусство древнетюркского времени».
Изобразительные памятники эпохи раннего средневековья Саяно-Алтая ценны не только в эстетическом отношении; они являются важным историческим источником. Особенно содержательны сюжетные композиции, в которых отдельные образы объединены в смысловые сцены, отразившие целый комплекс представлений их создателей. Выполненные в петроглифах, на роговых изделиях, предметах торевтики, керамике, бересте, сюжетные композиции демонстрируют батальные события, ритуальные действия, акты охоты и др. Безусловно, и одиночные изображения весьма информативны. Тем не менее, именно композиции позволяют не только глубже постичь содержание изображенного, но и проследить генезис и эволюцию стиля, выявить определенные закономерности, присущие средневековым изобразительным источникам.
Сюжетные композиции, выполненные на различных материалах, обычно исследуются по отдельности, тогда как их необходимо изучать в совокупности. В связи с этим в диссертации используется широкий круг изобразительных данных, среди которых особое внимание уделяется петроглифам. Средневековые наскальные рисунки, в отличие от изображений на предметах декоративно-прикладного искусства, стали активно вводиться в научный оборот сравнительно недавно. Чаще всего они анализируются при изучении конкретных памятников или привлекаются в качестве иллюстраций к основным положениям исследований авторов по отдельным вопросам, касающимся военной или ритуальной сферы, охоты и т. д. Несомненно, исследования подобного рода имеют огромное значение, так как кроме введения изобразительных материалов в научный оборот, в этих публикациях рассматриваются вопросы стиля и хронологии, интерпретируются разнообразные образы и сюжеты. В последнее время появляются публикации, посвященные средневековым петроглифам тех или иных регионов, отдельным памятникам или изучению конкретных образов данной эпохи. Тем не менее, пока нет специальной обобщающей работы по средневековым наскальным изображениям Саяно-Алтая. Не стали предметом исследования некоторые сцены, позволяющие уточнить представления об эпохе. Изобразительный материал данного периода также не рассматривался совокупно. Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости комплексного изучения раннесредневековых сюжетных композиций в наскальном и декоративно-прикладном искусстве Саяно-Алтая и выявлении особенностей изобразительной традиции эпохи.
Объект исследования – изобразительное искусство эпохи раннего средневековья.
Предмет исследования – сюжетные композиции в изобразительном искусстве Саяно-Алтая эпохи раннего средневековья.
Цель исследования – на основе анализа сюжетных композиций, представленных на различных видах памятников изобразительного искусства Саяно-Алтая, в особенности петроглифов, охарактеризовать своеобразие изобразительной традиции древнетюркского времени, выявить этапы и особенности ее развития, дополнить существующие представления об истории и мировоззрении населения, создавшего эти памятники.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
1) выделить основные принципы хронологической атрибуции средневекового пласта изображений;
2) охарактеризовать изобразительную традицию древнетюркской эпохи Саяно-Алтая и выявить ее особенности;
3) провести стилистический анализ раннесредневековых композиций с целью выявления отдельных вариантов в изобразительной традиции древнетюркского времени и хронологических групп внутри изучаемого периода;
4) предложить интерпретацию основных образов и сюжетов изобразительного искусства народов Саяно-Алтая эпохи раннего средневековья.
Хронологические рамки исследования охватывают эпоху раннего средневековья и связаны с формированием древнетюркского историко-культурного комплекса. Если конечная дата является относительно установленной (Х в. н. э.), то начальная дата данного периода дискуссионна. Некоторые исследователи связывают начало эпохи раннего средневековья, а следовательно, древнетюркской эпохи, со временем возникновения I Тюркского каганата – 552 г. (Грач, 1966; Кызласов, 1979). Другие относят начало древнетюркской эпохи к 460 г., когда на Алтае появляется племя ашина из Восточного Туркестана (Кляшторный, 1965; Кляшторный, Савинов, 1994). Автору настоящей работы наиболее обоснованной представляется точка зрения Д. Г. Савинова (1984), который определяет древнетюркское время как эпоху существования наиболее крупных государственных объединений, созданных тюркоязычными правящими династиями, с V (460 г.) – до конца Х в. н. э.
Территориальные рамки исследования. В диссертации рассматриваются преимущественно изобразительные материалы Саяно-Алтая. Данный регион включает Алтайскую, Кузнецко-Салаирскую, Саянскую и Тувинскую горные области, Монгольский Алтай, Долину Великих озер и Хубсугульскую впадину. Для сравнения привлекаются памятники искусства сопредельных территорий.
Методология и методика исследования. Методологической основой работы является совокупность общеисторических и археологических методов исследования, выбор которых обусловлен характером изучаемых источников. При анализе и интерпретации изобразительных материалов применяются сравнительно-типологический метод, а также метод аналогий, позволяющие использовать для объяснения изображенного материалы других культурных традиций. Выявлению закономерностей внутренней организации сюжетных композиций способствует структурно-семиотический метод. Сравнительно-генетический подход позволил определить внутренние связи и взаимодействия, формировавшие в древнетюркское время своеобразную изобразительную традицию в искусстве народов Саяно-Алтая. Используются также такие методы, как описание, классификация, датировка. С целью получения графических прорисовок с гравированных изображений в лабораторных условиях использованы методы компьютерной обработки.
Терминология. Представляется целесообразным обозначить основные термины, используемые в данной работе при анализе изобразительного материала. Под образом понимаются конкретные изображения, неоднократно повторяемые и объединенные определенными стилистическими, художественными и иконографическими характеристиками. Сюжет – это содержание образа, сцены или комбинации сцен, объединенных общей темой. Композиция подразумевает наличие определенных закономерностей в распределении фигур, их визуально фиксируемое расположение в зависимости от изобразительного пространства, а также взаимосвязь сцен в декорации поверхности одного предмета или одной плоскости. Сюжетная композиция – взаимосвязь отдельных изображений или сцен, объединенных единой темой, общим содержанием. Изобразительная традиция – система наглядной образности, характеризуемая стилистическими и иконографическими особенностями, обусловленными культурными и мировоззренческими ценностями.
Источниковая база. Для раскрытия темы автором использован широкий круг разнообразных изобразительных источников Саяно-Алтая. По материалу и технике изобразительные памятники можно разделить на несколько групп.
Первая группа наиболее обширна и представлена петроглифами. Этот полноценный, информативный и чрезвычайно важный источник по истории и культуре раннего средневековья изучен недостаточно полно. Часть петроглифического материала была получена в полевых условиях. Автор участвовала в работах экспедиции Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства (САИПИ) по документированию памятников наскального искусства под руководством Е. А. Миклашевич на территории Минусинской котловины (Сулек, Большой Улаз, писаницы Потрошиловской протоки); в экспедиции В. А. Семенова и М. Е. Килуновской на территории Тувы (Сыын-Чюрек и др.); А. Е. Рогожинского на территории Казахстана (Тамгалы). В диссертации используются материалы из фондов музея «Археологии, этнографии и экологии Сибири» КемГУ с памятников Минусинской котловины (Оглахты, Шалаболино – коллекции №№ 35; 38), Алтая (Торгун, Туэкта, Каракол, Бичикту-Бом – коллекции №№ 30; 37; 40; 49), Киргизии (Жалтырак-Таш – коллекция № 42), а также музея-заповедника «Томская писаница» – с памятника Большой Улаз в Красноярском крае (основной фонд, №№ 7514-7531; научно-вспомогательный фонд, №№ 7994-8063). Некоторые наскальные композиции изучались также по фотографиям и опубликованным графическим воспроизведениям.
Вторую группу составляют резные изображения на таких предметах декоративного искусства, как костяные пластины-накладки различного назначения, фрагменты керамических сосудов, изделия из бересты. Данная группа источников изучалась по прорисовкам из различных публикаций (Евтюхова, 1948; Окладников, Запорожская, 1959; Гаврилова, 1965; Стамбульник, 1976 и др.).
Источники третьей группы включают сюжетные композиции на предметах торевтики. На территории Саяно-Алтая таких изделий немного и изучались они также по опубликованным прорисовкам (Евтюхова, 1948; Грязнов, 1961; Худяков, 1976; Савинов, 1982 и др.).
В подтверждение широкого распространения сходных образов и сюжетов в средневековом искусстве анализируются подобные материалы из искусства регионов, сопредельных с Саяно-Алтаем: Центральной и Средней Азии, Китая. Это петроглифы, композиции на предметах декоративного искусства, изделиях сасанидской торевтики, стенных росписях из городов Афрасиаба и Пенджикента, в росписях гробниц в Северном Китае. Графические воспроизведения и фотографии данных материалов взяты из публикаций.
Наряду с изобразительными анализируются также фольклорные источники, а именно: эпические источники тюркоязычных народов (эпосы «Манас», «Маадай-Кара», «Кобланды-батыр»), героическая поэма «Шахнаме» и др., проводится сравнительное сопоставление отдельных сцен с эпизодами эпических текстов. Используются и письменные источники – военные трактаты и сочинения античных (Арриан Флавий, Плутарх) и средневековых (ал-Джахиз, Сунь-цзы и др.) авторов, содержащие разновременные описания военных действий, оружия, способов ведения боя, сведения о средневековом населении Саяно-Алтая. Привлекаются и данные этнографии.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) проведен сравнительный анализ сюжетов и образов на основе композиций, выполненных на различных видах памятников как Саяно-Алтая, так и сопредельных с ним территорий, что дало возможность проследить общие идеи и представления, существовавшие у различных народов в данный исторический период;
2) в научный оборот введены отдельные средневековые рисунки Сулекской писаницы, Большого Улаза, писаницы Потрошиловской протоки (полученные в экспедициях с участием автора), что не только пополняет источниковую базу, но и дает представление об особых вариантах средневековой изобразительной традиции;
3) использована цифровая и компьютерная техника при работе с гравированными наскальными изображениями памятника Сулек (Хакасия) и выявлены незамеченные ранее элементы, способствующие более обоснованной хронологической атрибуции и семантической интерпретации изучаемых петроглифов;
4) охарактеризована изобразительная традиция древнетюркской эпохи, выделены группы памятников, представляющих варианты этой традиции;
5) предложена новая интерпретация отдельных сюжетов и образов эпохи, недостаточно разработанных в научной литературе, например таких, как образ знаменосца и сцены противоборства животных.
Практическая значимость работы. Материалы диссертации важны для изучения изобразительного искусства эпохи раннего средневековья Саяно-Алтая и сопредельных территорий. Они могут быть использованы при подготовке обобщающих работ, программ и учебных курсов по археологии и искусствоведению, а также в исследованиях, посвященных отдельным аспектам истории военного дела и мировоззрения средневекового населения. Методика работы с петроглифами, опробованная на памятнике Сулек, может быть применена при копировании тончайших гравированных изображений, выполненных на различных материалах.
Апробация результатов исследования была осуществлена на четырех Международных научных конференциях – «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2004), «Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции» (Санкт-Петербург, 2004), «Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия» (Минусинск, 2005), «Мир наскального искусства» (Москва, 2005); двух Всероссийских – «Истоки, формирование и развитие евразийской поликультурности: культуры и общества Северной Азии в историческом прошлом и современности» (Иркутск, 2005), «Современные проблемы археологии России» (Новосибирск, 2006); одной региональной – «Традиционные культуры и общества Северной Азии (с древнейших времен до современности)» (Кемерово, 2004), а также на заседаниях кафедры археологии КемГУ.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, списка иллюстраций, приложения. Приложение включает: 1) характеристику изобразительных источников; 2) изобразительный материал, иллюстрирующий основные положения работы.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель и задачи, определяются хронологические и территориальные рамки исследования, характеризуются методы изучения и источники, указывается практическая значимость работы и ее научная новизна.
Глава I. Основные проблемы изучения
изобразительных материалов эпохи раннего средневековья
В данной главе обозначены некоторые из основных проблем, связанные с изучением изобразительного искусства Саяно-Алтая эпохи раннего средневековья.
1.1. Проблема копирования изобразительных материалов: о перспективных способах работы с древними гравированными изображениями
Для работы с изобразительными источниками, особенно петроглифами, необходимы их копии. Качество копирования влияет не только на обоснование хронологии изобразительного материала, но и его интерпретацию. Среди раннесредневековых изображений, в том числе наскальных, достаточно многочисленны резные и гравированные. Нередко подобные рисунки миниатюрны, тонкие гравированные линии не всегда глубоко прорезаны, бывают заветрены и едва заметны, в силу чего на них часто вовсе не обращают внимания либо копируют неполностью. Детали, важные для датировки или понимания смысла изображений, таким образом, теряются, пропадает информативность источника.
Перспективная методика работы с гравированными изображениями была опробована на памятнике Сулек, расположенном на севере Республики Хакасия. Основой стал предложенный Д. В. Черемисиным способ прорисовки по фотографиям резных рисунков памятника Чаганка в Горном Алтае. По цифровым фотографиям изображений Сулекской писаницы, сделанным в 2004-2006 гг., в лабораторных условиях созданы прорисовки нескольких групп петроглифов при сильном увеличении. В результате было выяснено, что часть резных рисунков основного местонахождения Сулекской писаницы неоднократно подновлялась, о чем можно судить по разной глубине линий. Иногда подновлялся только контур, а некоторые детали упускались. Со временем неподновляемые линии становились все менее заметными, и при копировании не выявлялись. Так, при сравнении прорисовки лучника, выполненной художником экспедиции И. Р. Аспелина в 1897 г., и современной прорисовки с использованием программного пакета Adobe Photoshop, выявляются новые детали: у лучника оказались более длинные волосы, на поясе имеется колчан, тип обуви иной.
Подобный способ работы можно использовать не только применительно к петроглифам, но и к вещам, украшенным тонкими гравировками, например декорированным костяным пластинам. Изображения на некоторых из них нуждаются в уточнении, поскольку прорисовки одних и тех же композиций, выполненные разными исследователями, могут существенно отличаться друг от друга. Важно и то, что техника резьбы позволяла мастерам в мельчайших подробностях воспроизводить предметный комплекс эпохи (оружие, одежду, экипировку всадника, конское снаряжение и многое другое). Появление новых технических возможностей и приемов копирования позволяет более точно прорисовывать такие элементы, способствуя тем самым более точной культурно-хронологической атрибуции изображений и расширяя базу для последующих исторических реконструкций.
1.2. Проблема датировки и этнокультурной атрибуции изобразительных материалов эпохи раннего средневековья
Интерес исследователей к раннесредневековым изобразительным материалам Саяно-Алтая проявился уже в ходе первых академических экспедиций. Тщательно выполненные копии и зарисовки раннесредневековых рисунков на предметах или скалах были сделаны в конце XIX – начале ХХ в. (экспедиции И. Р. Аспелина, А. В. Адрианова). Уже в то время исследователи стремились не просто скопировать изображения, но и определить время их создания. По мере открытия изобразительных материалов в археологических комплексах их стали активно привлекать для сопоставления с наскальными рисунками. Так, Л. А. Евтюхова, анализируя резные изображения Сулекской писаницы, датировала их VII–IX вв. и соотнесла с декоративным искусством кыргызов (1948). Принципиальное значение для датировки целых серий петроглифов древнетюркским временем имело и открытие плит с рисунками на средневековых поселениях (Хороших, 1949; 1951; Окладников, 1959; Окладников, Запорожская, 1959; Асеев, 1980), а также изображений на плитах древнетюркских оградок и каменных изваяниях (Грач, 1958; Гаврилова, 1965; Кубарев, 1984 и др.).
Изучались и изобразительные материалы из археологических комплексов (Руденко, Глухов, 1927; Евтюхова,1948; Киселев, 1951; Кибиров, 1957; Грязнов, 1961; Волков, 1965; Гаврилова, 1965; Худяков, 1976; Савинов, 1982; 2002; 2005; Кызласов, Король, 1990; Багаутдинов и др., 1998; Кубарев Г. В., 2001; Король, 2004; 2005 и др.). Они способствовали формированию представлений об исключительном преобладании в древнетюркскую эпоху, в том числе в наскальном искусстве, техники резьбы или гравировки. Лишь недавно среди средневековых петроглифов Саяно-Алтая стали выделять серии выбитых рисунков (Кубарев, 2003; Леонтьев и др., 2005 и др.).
1.3. Проблема интерпретации сюжетных композиций
Наряду с вопросами хронологии и этнокультурной атрибуции активно разрабатывается семантика сюжетных композиций. Для интерпретации привлекаются наиболее яркие и оригинальные сцены, выполненные на различных материалах. Вопросы семантики являются чрезвычайно сложными, и чтобы понять смысл изображенного, исследователи нередко обращаются к различным источникам: древнейшим литературным памятникам, эпосу, сочинениям античных авторов, данным этнографии и других наук. Так, средневековые изобразительные памятники изучаются с позиции отображения в них эпизодов, мотивов и сюжетов героического эпоса (Грязнов, 1961; Беленицкий, 1973; Яценко, 2000; Кубарев Г. В., 2003; Король, 2004; 2005; Ермоленко, 2006 и др.). Нередко персонажи, представленные в средневековом искусстве, идентифицируют с древнетюркскими божествами (Длужневская, 1978; Кызласов Л. Р., 1949; Янборисов, 1984; Кызласов И. Л., 1998 и др.). Изображения трактуют также как иллюстрации исторических событий, отражающих реальные военные действия (Багаутдинов, Зубов, 1998) или сцены быта (Кубарев В. Д., 2001; Литвинский, 2002; Черемисин, 2004 и др.). По мнению исследователей, действительные прототипы изображений имели большое значение в жизни и культуре населения древнетюркской эпохи.
1.4. Проблема сосуществования различных изобразительных традиций в эпоху раннего средневековья
При изучении изобразительных материалов раннего средневековья дискутируются вопросы, связанные с выделением изобразительной традиции древнетюркской эпохи, выяснением ее истоков, дальнейшим развитием, поиском аналогий.
Проблема сосуществования древнетюркской изобразительной традиции с таштыкским искусством. Степень изученности средневекового искусства Саяно-Алтая такова, что вопрос о разграничении изображений гунно-сарматского и древнетюркского времени все еще остается дискуссионным. Не всегда удается четко отделить один «пласт» изображений от другого. Например, известны целые серии петроглифов (Шишкино, Улазы), сочетающие в себе элементы таштыкской и древнетюркской изобразительных традиций. Подобное сочетание имеет место и в декоре предметов из археологических комплексов (ташебинские планки).
Вопрос о сочетании разнокультурных элементов в изображениях, датированных I тыс. н. э., неоднократно поднимался в работах Д. Г. Савинова и некоторых других авторов. Особенно много неясностей и спорных моментов вызывает завершающая стадия таштыкской культуры и начальный этап культуры енисейских кыргызов на территории Минусинской котловины. Предлагая периодизации таштыкской культуры, С. А. Теплоухов, С. В. Киселев, Л. Р. Кызласов, М. П. Грязнов и др. верхнюю ее дату определяли IV–V вв. н. э. В работах Э. Б. Вадецкой эта дата сдвинута до VII в. н. э. Исследовательница отмечает, что в определенный период, в VI–VII вв., таштыкские склепы и кыргызские чаатасы могли функционировать одновременно (1999). Развитие таштыкской культуры вряд ли могло быть прервано образованием в середине VI в. Первого тюркского каганата; отдельные таштыкские традиции могли существовать и во второй половине I тыс. н. э. (Савинов, 1994). Наличие общих элементов в таштыкской культуре и культуре енисейских кыргызов могло относиться к раннему этапу истории енисейских кыргызов, когда прежние таштыкские традиции еще сохраняли свое значение.
Проблема сосуществования изобразительных традиций раннего, развитого и позднего средневековья Саяно-Алтая. По культурно-хронологической шкале, предложенной для петроглифов отдельных регионов Саяно-Алтая (Шер, 1980; Кызласов, Леонтьев, 1980; Кубарев В. Д., 1999; Советова, Миклашевич, 1999; Миклашевич, 2000; 2004), за раннесредневековыми рисунками следуют этнографические (XVII – начала хх в.). Выделение в петроглифах изображений развитого и позднего средневековья (XI–XVI вв.) представляет определенную проблему, не получившую пока достаточного освещения в литературе. Не исключено, что рисунки этого периода имеются на многих памятниках Саяно-Алтая, но определение «грани» между петроглифами раннего и позднего средневековья до настоящего времени остается проблематичным. Анализ и атрибуция петроглифов позднего средневековья затруднены практически полным отсутствием соответствующих изобразительных аналогий в археологических комплексах.
Проблема сходных черт в искусстве Саяно-Алтая и соседних регионов в эпоху раннего средневековья. В памятниках раннесредневекового искусства Саяно-Алтая обнаруживаются элементы сходства с произведениями искусства, происходящими с территорий Средней и Центральной Азии, Дальнего Востока, Китая, а также Восточной Европы. Это сходство могло быть результатом культурных влияний, масштаб которых пока трудно установить.
Глава ii. Хронология и стилистический анализ изображений
эпохи раннего средневековья
2.1. Культурно-хронологическая атрибуция изобразительных источников эпохи раннего средневековья
Использование изображений в качестве источника, характеризующего конкретную эпоху, требует достоверного определения хронологической, а по возможности и этнокультурной атрибуции этих рисунков, выделения их среди многих других, относящихся к иным эпохам. Когда произведение искусства найдено при раскопках, его хронологическая атрибуция связана с датировкой памятника, хотя не безусловно, поскольку сам предмет мог быть создан и в более раннее время. Еще сложнее, когда исследователи имеют дело с изображениями на «случайно найденных» предметах, или с таким видом источников, как наскальные рисунки. Для обоснования их хронологии необходимо произвести сравнение с изображениями, происходящими из надежно датированных комплексов.
Общие подходы к изучению изобразительного творчества уже сложились. Датировка петроглифов, росписей или изображений на предметах проводится на основе анализа стиля и сюжетов, характерных для определенного периода времени. Важным является сопоставление изобразительных аналогий с реалиями эпохи. При изучении наскальных изображений большое внимание уделяется характеристике технических приемов их выполнения, размещению рисунков в композициях, наличию палимпсестов. Разрабатываются методы датирования петроглифов и росписей по радиоуглероду, извлеченному из компонентов краски, используются некоторые экспериментальные методы (Дэвлет Е. Г., 2002). Таким образом, для выявления средневековых рисунков среди изображений других хронологических пластов можно успешно применять уже существующий опыт. Кроме того, датировке изображений древнетюркского времени могут способствовать рунические надписи и тамги, нередко включенные в композиции или перекрывающие их. Таким образом, для полноценной культурно-хронологической атрибуции изобразительных источников в каждом конкретном случае требуется учет всех датирующих признаков, так как применение только какого-либо одного из них бывает недостаточным.
2.2. Основные принципы датирования петроглифов ранним средневековьем
В разделе рассмотрены основные критерии, позволяющие установить раннесредневековый возраст петроглифов.
Сопоставление наскальных рисунков с изображениями из закрытых комплексов. Эффективными являются методы сопоставления петроглифов с художественными предметами, происходящими из раскопок. Благодаря находкам художественных предметов в курыканских поселениях, П. П. Хороших (1949, 1951) и А. П. Окладниковым (1959) были выявлены элементы, характерные для наскальных рисунков Прибайкалья, соотнесенных с курыканами и датированных VI–X вв. н. э. По аналогии с изображениями на роговой облицовке луки седла (VI–VII вв. н. э.) и на валуне из могильника Кудыргэ (V–VII вв. н. э.) на Алтае, резные и гравированные петроглифы этого региона связывают с древними тюрками. Основываясь на сходстве художественных произведений из кыргызских погребений с резными рисунками Сулекской писаницы, Л. А. Евтюхова соотнесла петроглифы основного местонахождения Сулека с изобразительным искусством кыргызов и датировала их VII–IX вв. (1948). Анализ сходных признаков в иконографии и стилистике наскальных рисунков с изобразительными материалами из надежно датированных археологических комплексов представляется достаточно продуктивным, поскольку позволяет с большей долей уверенности отнести отдельные серии наскальных изображений к эпохе раннего средневековья.
Анализ стиля и иконографии. Стилистический анализ является наиболее важным при определении даты создания тех или иных рисунков. Сцены этого времени динамичны: и всадники на лошадях, и звери представлены стремительно мчащимися. В целом для изображений животных характерна поза с раскинутыми в разные стороны ногами, из которых показаны две или все четыре. К стилистическим характеристикам относятся и особые пропорции туловищ животных. Абрис их тел, как правило, изящный и натуралистичный. Встречается на резных рисунках древнетюркского времени и прием использования штриховки. У некоторых изображений животных штриховкой подчеркнуты лишь конкретные части, например: у оленей таким образом часто выделена шея, у горного барана – рога и т. д. Среди изображений древнетюркского времени можно выделить несколько групп рисунков, представляющих отдельные варианты изобразительной традиции эпохи. Данные общие признаки и особенные элементы в совокупности образуют стиль изобразительного искусства древнетюркского времени.
Для раннесредневекового изобразительного искусства Саяно-Алтая характерна определенная иконография. Это позы лучников, стреляющих с колена или на скаку, обернувшись назад. К иконографии относится и своеобразная посадка всадника на коне, близко к холке лошади, представленная двумя вариантами: 1) всадники изображены сидящими в седле с опирающимися на стремена ногами (даже в тех случаях, когда стремена не прослеживаются, стопа всадника согнута под прямым углом); 2) посадка всадника на коне та же, но стопа не опирается на стремена, а вытянутый носок опущен вниз. Как иконографический элемент в средневековом искусстве можно рассматривать своеобразное оформление зубцами грив лошадей, широко известное по изобразительным источникам данного времени. Перечисленные иконографические элементы присутствуют в изобразительном творчестве кочевых народов древнетюркской эпохи и устойчиво воспроизводятся на разных материалах.
Анализ основных образов и сюжетов. Изобразительное искусство эпохи раннего средневековья отличает разнообразие сюжетов и образов. Ведущее место, несомненно, занимает образ воина-батыра. Широко распространены в средневековом искусстве изображения реальных животных, а также фантастических существ. Наряду с популярными сценами баталий, охоты и перекочевок имеют место характерные только для средневекового искусства немногочисленные сцены коленопреклонения или так называемые «повествовательные» сцены. Уникальной сцене «похищения невесты», запечатленной в петроглифах Сыын-Чюрека, неизвестны аналогии ни в средневековом искусстве, ни в искусстве других исторических периодов.
Использование для датировки изобразительных памятников исторических реалий. Техника, которая использовалась при выполнении значительной части средневековых рисунков – резьба, гравировка, роспись красками – позволяла с большой точностью передавать изображаемые предметы. Благодаря тщательной проработке фигур, появляется возможность воссоздать одежду, прически и головные уборы людей, иногда – этнический портрет населения, получить представление о манере ношения различного оружия, средствах защиты, конском снаряжении и т. д. Сопоставление воспроизведенных исторических реалий с предметами древнетюркской эпохи дает дополнительные возможности для определения времени создания изображений.
Характеристика техники нанесения рисунков. Длительное время одним из основных критериев для отнесения петроглифов к эпохе раннего средневековья считалась техника резьбы или гравировки. В настоящее время стало очевидным, что использовавшиеся технические приемы были более разнообразными. Известны раннесредневековые наскальные изображения, выполненные в технике выбивки (Улазы, Сыын-Чурек, Хар-Хад и др.), прошлифовки (Шишкинская писаница), а также нанесенные тончайшими гравированными линиями (Сулек, Чаганка, Джалгыз-Тобе, Цагаан Салаа и др.). Говорить об исключительном преобладании в эпоху средневековья техники резьбы или гравировки можно лишь относительно изображений на предметах. Для создания наскальных рисунков использовалась целая серия технических приемов, таких как резьба, гравировка, прошлифовка, выбивка.
2.3. Особенности изобразительной традиции древнетюркской эпохи Саяно-Алтая (анализ стиля)
В эпоху раннего средневековья на территории Саяно-Алтая складывается самобытная изобразительная традиция, яркое представление о которой дают петроглифы. Анализ петроглифического материала позволяет сделать вывод о существовании в пределах одной эпохи нескольких самостоятельных стилистических групп, демонстрирующих разные варианты изобразительной традиции древнетюркского времени в наскальном искусстве Саяно-Алтая. Всего на основании стилистических характеристик выделено четыре самостоятельные группы рисунков. Далеко не все стилистические группы петроглифов можно этнически и хронологически атрибутировать из-за невозможности сопоставить их с аналогичными изображениями из надежно датируемых археологических комплексов. Как уже отмечалось Я. А. Шером, изобразительные варианты часто «угадываются» исследователями скорее интуитивно, так как не имеют твердых, обоснованных привязок к археологическим материалам. Сам Я. А. Шер выделил некоторые стилистические группы раннесредневековых петроглифов (1980). К сожалению, долгое время эта тема не получала должного развития. В настоящее время имеющиеся в нашем распоряжении источники позволили, не ограничиваясь общей датировкой, более аргументированно обосновать ранее выделенные варианты изобразительной традиции на территории региона, а также выявить новые.
I. Первая стилистическая группа представлена резными и гравированными рисунками Саяно-Алтая. Выполненные в реалистичной манере, они встречаются на многих памятниках региона – Оглахтинской и Сулекской писаницах (Минусинская котловина), в Кургаке, Калбак-Таше, Устю-Айры, Чаганке (Российский Алтай) и др. и считаются «эталонными» для изобразительного искусства данного периода. Прежде всего, это фигуры различных животных, всадников и пеших людей, объединенные в композиции. Все изображения полны экспрессии и выполнены в единой манере: животные представлены стремительно мчащимися, их быстрый бег передан раскинутыми в разные стороны ногами. Принадлежность этих рисунков к древнетюркскому времени определяется по аналогии с «классическими» резными изображениями на роговой накладке с передней луки седла из могильника Кудыргэ на Алтае, а также по гравировкам на каменных изваяниях. В сходной с алтайскими и минусинскими рисунками стилистической манере выполнены и некоторые петроглифы Тувы. Данная группа изображений является уже вполне сформировавшейся, принадлежащие к ней рисунки встречаются на довольно обширной территории. Группа имеет надежно датированные аналогии и соотносится с древними тюрками, представляя собой «классический» вариант изобразительной традиции древнетюркского времени.
II. Своеобразный вариант изобразительной традиции древнетюркского времени представлен средневековыми петроглифами на Шишкинских скалах (Прибайкалье) и горе Большой Улаз (Красноярский край). Наскальные рисунки этих памятников можно разделить на две группы. Петроглифы обеих групп выполнены в общей технике, содержат идентичные наборы сюжетов и образов, но несколько различаются между собой по стилю. Анализ этих рисунков позволяет предполагать более вероятное направление распространения контактов с юго-запада на восток. В таком случае первая группа курыканских и улазинских петроглифов может считаться более ранней в хронологическом отношении и являться результатом взаимодействия носителей пришлой изобразительной традиции с местным (таштыкским) населением. Своеобразие этих рисунков заключается в сочетании разновременных стилистических элементов: во многих композициях одновременно присутствуют изобразительные приемы, характерные как для древнетюркской, так и для таштыкской эпох. Вторая группа, вероятно, более поздняя, представлена петроглифами, выполненными в «древнетюркской» традиции, для которой присуще изображение животных с раскинутыми в разные стороны ногами.
III. Еще один своеобразный вариант изобразительной традиции выделяется среди петроглифов Монгольского Алтая. Это компактное скопление рисунков, расположенное в одном из пунктов комплекса Шивээт-Хайрхан, в долине реки Хар-Салаа, было открыто В. Д. Кубаревым и датировано им древнетюркским временем. При сохранении характерных для раннего средневековья образов и сюжетов (всадники на лошадях, различные животные, сцены охоты), данная группа изображений стилистически значительно отличается от остальных петроглифов эпохи. Фигуры животных и всадников представлены в движении, но это не стремительный бег, хотя сцены и отличаются определенной динамикой. Ноги животных, в том числе и лошадей, длинные и тонкие, причем обычно показаны две ноги из четырех; бедро довольно четко прорисовано. Хвосты лошадей длинные, распущенные, однако не такие густые, как на рисунках предыдущей группы, и иногда сильно изогнутые. Подобное исполнение ног и хвостов лошадей характерно, скорее, для изображений раннего железного века, чем для средневековья. По мнению В. Д. Кубарева, эти петроглифы могут быть датированы древнетюркским временем на основании реалий (налучьев, колчанов, наконечников стрел, убранства коней и др.), изображения грив лошадей в виде трех зубцов и других признаков. Хронологию алтайских рисунков подтверждают и средневековые петроглифы сопредельных территорий, выполненные в сходной стилистической манере. Возможно, данная группа отражает стадию формирования нового стиля или смешение различных традиций.
IV. Особую стилистическую группу образуют некоторые петроглифы Сулекской писаницы (Минусинская котловина). Традиционно резные изображения основного местонахождения Сулекской писаницы относят ко времени кыргызского великодержавия, датируя их и сопутствующие этим рисункам рунические надписи VII–IX вв. (Евтюхова, 1948). Своеобразие средневековых петроглифов комплекса заключается в том, что наряду с «классическими» изображениями древнетюркской эпохи, на памятнике встречаются рисунки, в манере исполнения которых обнаруживаются мотивы, характерные для искусства Ирана эпохи Сасанидов. В литературе, начиная с И. Р. Аспелина, неоднократно отмечалось сходство изображенных в статичной позе животных Сулекской писаницы с сасанидским искусством. По мнению И. Л. Кызласова, иранское художественное влияние отражают изображенные на писанице антропоморфные фигуры, составляющие обособленную композицию и воспроизводящие древнетюркских божеств Тенгри и Умай (1998). В сулекских рисунках зафиксированы такие широко используемые в изобразительной традиции Ирана эпохи Сасанидов элементы, как завязанный узлом хвост коня, изображения расширяющихся книзу колчанов и пр. Эта группа изображений Сулекской писаницы в хронологическом отношении является очевидно более поздней, относящейся к эпохе «кыргызского великодержавия», и отражает как иранское, так и китайское влияние.
Пополнение корпуса источников в дальнейшем может способствовать культурной идентификации охарактеризованных изобразительных вариантов, не последнюю роль в сложении которых сыграли различные формы взаимодействия многих народов (культурные, торговые, военные и др.). Разнокультурные компоненты изобразительной традиции древнетюркского времени свидетельствуют о том, что в ее формировании принимали участие разные народы как Саяно-Алтая, так и сопредельных территорий, что и предопределило яркость и своеобразие этого феномена.
Глава iii. Образы и сюжеты эпохи раннего средневековья в изобразительном искусстве Саяно-Алтая (аспекты семантики)
В данной главе, с учетом того, что многие сцены уже получили соответствующее освещение в литературе, анализируются содержание и смысл лишь некоторых композиций, относящихся к раннему средневековью.
3.1. Образ героя в сценах охоты и баталий
В средневековом изобразительном искусстве популярны сцены охоты и баталий. Во многих публикациях такие сцены рассматриваются как иллюстрации к эпосу или героическим сказаниям разных народов, где охота является одной из возможностей для демонстрации силы, ловкости, умений героя или богатыря, поскольку с древности ее считали одним из средств подготовки к войне. Неоднократно подчеркивалась и идея о героическом или эпическом характере некоторых охотничьих или батальных композиций на предметах декоративно-прикладного искусства (Грязнов, 1961; Беленицкий, 1973; Маршак, 1992; Яценко, 2000; Мотов, 2001 и др.). Наскальное искусство свидетельствует, что и в петроглифах Саяно-Алтая получили отражение темы героической охоты и подвигов. Сцены на скалах, как бы перекликаясь со сценами на кудыргинских пластинах, передают охоту героя одновременно на различных животных. Петроглифы данного периода свидетельствуют и о других популярных приемах охоты, среди которых можно выделить охоту на горного барана или охоту с соколом или другой хищной птицей.
Наскальные изображения демонстрируют популярный в средневековом изобразительном искусстве сюжет единоборства богатырей, соревнующихся друг с другом в силе и ловкости. Известны также сцены с участием нескольких противостоящих воинов, стреляющих друг в друга из луков или пронзающих друг друга копьями (может быть, подобным образом условно передавали коллективные столкновения?). Участники батальных сцен вооружены. Встречаются воины, оснащенные несколькими видами оружия, одновременное применение которых в реальной практике не представляется возможным (памятник Чаганка, Горный Алтай). Сходство внешнего вида участников батальных действий, идентичность доспехов и набора предметов вооружения позволяют делать вывод о том, что изображены «одноэтничные» воины.
В сценах охоты и баталий отдельные участники выделяются своими атрибутами – костюмом, прической, конским снаряжением, свидетельствующими о том, что здесь запечатлен герой-воин-охотник. Не исключено, что большая часть сюжетных композиций, представляющих охоту или баталии, передает подвиги героев (батыров), а не повседневные занятия обычных людей. Эти сцены демонстрируют охотничью и боевую удаль и ловкость – если персонаж обладает этими качествами, он уже не является обычным, сходным с другими.
3.2. Знаменосцы
В изобразительном искусстве эпохи средневековья, в сценах, связанных с военной тематикой, выделяются фигуры знаменосцев. Формы и типы изображенных знамен разнообразны: с полотнищами в виде прямоугольника на верхнем конце древка, иногда с треугольным вырезом по свободному краю или с украшениями в виде кистей. Среди петроглифов наиболее представительна серия бунчуков и небольших флажков, насаженных на копья или пики. С бунчуками на копьях (пиках) или с небольшими флажками всадники часто изображены мчащимися, нацелившись на противника, либо в момент нанесения удара. Изобразительные источники сопредельных с Саяно-Алтаем территорий (пластины из Орлата, Кызыльские фрески и др.) дают представление и о более сложных вариантах знамен, например о так называемом «драконовом знамени». Возможно, знамена, увенчанные драконьей головой, использовались для устрашения врага с целью его дезорганизации и одержания быстрой победы. Как воплощение страха дракон был популярной эмблемой воинов на протяжении длительного времени. Все известные изображения знамен-драконов сопровождают подразделения тяжеловооруженной конницы (катафрактариев). Как долго применялись такие знамена – неизвестно. По мнению С. В. Дмитриева, практика называть знамя «драконовым» сохранялась вплоть до позднего средневековья (2001).
Изобразительные источники демонстрируют использование знамен для обеспечения войсковой коммуникации, необходимой для осуществления командования и контроля. Водружением стяга обозначалось место сбора войск для похода, во время которого он находился в головной части отряда. Знамя служило для передачи сообщений между подразделениями и центром. По движению стягов обычно наблюдали за ходом боя: они сигнализировали о местонахождении отрядов, их движении и даже намерениях. Победа знаменовалась высоко поднятым стягом, поражение – склоненным или поверженным. Флаг мог играть и роль знака отличия, поднятого на шесте. Подобные штандарты служили для распознавания военных подразделений. В системе коммуникации могли использоваться и звуковые сигналы: способность «драконовых» знамен шипеть или свистеть вполне могла помогать воинам ориентироваться при потере знамени из вида. Возможно, знамена-драконы обладали не только разным обликом, но и индивидуальным звучанием.
3.3. Ритуальные сцены
В изобразительном искусстве древнетюркской эпохи на территории Саяно-Алтая встречаются композиции ритуального характера. Таких сцен немного, они выполнены на скалах и каменных изваяниях, роговых предметах, изделиях из металла и т. д.
Сцена «похищения невесты». В наскальном искусстве середины I тыс. н. э. известна уникальная сцена, запечатленная в петроглифах Сыын-Чюрека (Тува) и изображающая, по мнению С. И. Вайнштейна, «захват пленницы или похищение невесты» (1975). Данный сюжет может служить иллюстрацией к эпизодам героического эпоса тюркских народов, где герой, преодолевая тяжелые препятствия, обретает невесту.
«Повествовательные» сцены. В изобразительном искусстве древнетюркского времени неординарностью и неоднозначным смысловым содержанием отличаются и так называемые «повествовательные» или «жанровые» сцены, представляющие мужчину и женщину, сидящих в юрте. Подобные сцены известны в петроглифах Сулека (Минусинская котловина), Бичикту-Бома (Алтай), гравировке на костяной пластине из Сутуу-Булака (Центральный Тянь-Шань). Во всех случаях четко прорисован контур юрты, в которой персонажи сидят друг против друга. Принято считать, что в этих сценах запечатлены мужчина и женщина, которая обязательно изображалась в трехрогом головном уборе и, по мнению И. Л. Кызласова, представляла богиню Умай, почитаемую у многих древнетюркских народов (1998). Данные сцены имеют аналогии: на глиняной печати из Мерва и начельнике из Северо-Восточного Причерноморья. Не исключено, что подобным образом изображался некий ритуал, связанный с поощрением доблести воина-героя.
Сцены «коленопреклонения». Композиции, представляющие коленопреклоненных людей, известны по каменным изваяниям древнетюркского времени: кудыргинский валун (Алтай), изваяния с р. Каргы (Тува) и р. Хар-Яма (Монголия). Сцены на кудыргинском валуне и изваянии с р. Хар-Яма объединяют не только коленопреклоненные фигуры, но и такая деталь, как колчан и налучье, расположенные рядом с персонажами. Подобным образом саадачный набор неоднократно воспроизводится и в других композициях, что, по мнению Г. В. Кубарева, может символизировать миролюбивые намерения (2003). Изображения коленопреклоненных людей, держащих в руках сосуды, изображены в нижней части изваяния с р. Каргы (Тува). По мнению А. Д. Грача, данная сцена представляет собой поминальное пиршество (1961). Сцены коленопреклонения характерны для изобразительной традиции древнетюркского времени и неизвестны в искусстве Саяно-Алтая ни в предшествующий, ни в последующий периоды.
3.4. Сцены противостояния и борьбы животных
В наскальном искусстве Саяно-Алтая получил отражение мотив борьбы различных животных: были выявлены сцены дерущихся и противостоящих верблюдов на Сулекской писанице, а также дерущихся лошадей в петроглифах Большого Улаза. Датируются эти сцены I тыс. н. э., когда мотив противостояния и борьбы животных перестает быть популярным в изобразительном искусстве других регионов и на других памятниках. В декоративном искусстве сцены борьбы верблюдов композиционно близки и отражают непосредственно момент схватки. На Сулекской писанице представлены сразу несколько пар как противостоящих, так и борющихся верблюдов. Не исключено, что сюжеты Сулекской писаницы являются как бы небольшими фрагментами одной сцены и разворачиваются последовательно. Уникальными можно считать переданные с мастерством и экспрессией изображения вставших на дыбы и пытающихся лягнуть друг друга коней в раннесредневековых петроглифах Большого Улаза.
Относительно датировки мотива противостояния и борьбы животных все еще остается много невыясненного. Большая часть петроглифических материалов сопредельных территорий со сценами противостоящих животных, как верблюдов, так и лошадей, не имеют четкой датировки и по аналогии с изображениями из археологических комплексов отнесены исследователями к раннему железному веку. Изображения же противостоящих и борющихся животных Сулекской писаницы и Большого Улаза – наиболее поздние из зафиксированных.
Имеющиеся на настоящее время варианты интерпретаций этого сюжета можно разделить на две группы – первая связана с мифологическими и эпическими представлениями разных народов (Грязнов, 1961; Кадырбаев, Марьяшев, 1977; Беленицкий, 1978; Кузьмина, 2002 и др.), вторая с культом плодородия (Акишев, 1976; Самашев и др., 2000 и др.). Факты борьбы животных отражены также в некоторых письменных источниках (Бичурин, 1950; Бартольд, 1963). В петроглифах Саяно-Алтая эти сцены появляются только в эпоху раннего средневековья. Вероятно, именно в это время рассматриваемые образы и идеи, с ними связанные, становятся здесь популярными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для эпохи раннего средневековья Саяно-Алтая свойственно яркое и своеобразное изобразительное искусство, представленное обширным корпусом источников, среди которых наименее изученными, пожалуй, остаются наскальные изображения. Проведенный анализ средневекового искусства Саяно-Алтая позволил охарактеризовать изобразительную традицию древнетюркской эпохи, выявить ее стилистические и иконографические особенности, уточнить вопросы хронологии.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Анализ различных изобразительных источников позволяет выделить основные критерии атрибуции средневековых изображений, включающие не только стиль и иконографию, ведущие образы эпохи, но также и технику их создания. Так как изображения, выполненные в технике резьбы или гравировки, получают в данный период широкое распространение, перспективным представляется использование новых методов работы с гравированными изображениями, заключающихся в изготовлении прорисовок по цифровым фотографиям при сильном увеличении. Опыт работы с рисунками Сулекской писаницы свидетельствует о больших возможностях применения данного метода, позволяющего выявить многие элементы изображений, невидимые невооруженным глазом, важные для обоснования датировки и интерпретации.
2. В искусстве народов Саяно-Алтая в древнетюркскую эпоху сформировалась своеобразная изобразительная традиция. Расширение тематики сюжетов и возможности изображения фигур с прорисовкой множества элементов (одежды, причесок, оружия и т. д.) обогатили изобразительное искусство эпохи раннего средневековья. Особенности раннесредневекового изобразительного искусства, определенный стиль и иконография изображений обусловлены культурными и мировоззренческими ценностями данного периода.
3. Анализ стилистических элементов позволяет выделить и охарактеризовать несколько вариантов изобразительной традиции древнетюркской эпохи Саяно-Алтая. Один из вариантов изобразительной традиции представлен динамичными изображениями, выполненными в «классической» для древнетюркского времени манере и принадлежащими, вероятно, алтае-телесским тюркам. Второй – демонстрируют петроглифы памятников Шишкино и Улазы. В формировании этой стилистической группы рисунков принимало участие как пришлое население, являвшееся носителем новой культуры, так и местное, таштыкское, что предопределило сочетание в этих изображениях различных стилистических элементов. Самостоятельную группу, отражающую стадию формирования нового стиля или сосуществования различных традиций, представляют выбитые изображения всадников на территории Монгольского Алтая. Еще один вариант образуют петроглифы Сулекской писаницы, демонстрирующие иранское и китайское влияния, особенно ярко проявившееся в изображении некоторых статичных фигур.
4. Героическая тематика предыдущих эпох нашла развитие в раннесредневековом изобразительном искусстве, которое отразило основные идеалы времени, связанные с доблестью воина, охотника, запечатлило ритуальные действия. Сцены становятся более динамичными, вводятся новые образы. Так, важная роль отводилась образу знаменосца, который был связан с батальными и ритуальными сценами, занимая в них одно из ведущих мест. Остаются популярными сцены борьбы животных, прежде всего верблюдов и лошадей. Появляются эпизоды ритуальных действий (сцены коленопреклонения и др.), неизвестные в изобразительном искусстве предыдущего периода. Данные мотивы являются универсальными и получают отражение как в изобразительном искусстве Саяно-Алтая и сопредельных с ним территорий, так и в эпосе.
Таким образом, анализ сюжетных композиций, представленных на различных типах изобразительных памятников Саяно-Алтая, позволяет полнее охарактеризовать богатейший мир искусства эпохи раннего средневековья, основные темы и образы этого времени, обусловленные мировоззрением раннесредневекового населения. Окончание эпохи раннего средневековья связано с изменением политической ситуации в регионе и формированием новых культур. Сюжетные композиции, вероятно, теряют актуальность, так как постепенно исчезают и в следующий исторический период в изобразительном искусстве неизвестны.
Список научных работ по теме диссертации:
Статья в журнале из списка Высшей аттестационной комиссии
1. Мухарева, А. Н. Раннесредневековая изобразительная традиция в петроглифах Саяно-Алтайского региона и сопредельных территорий // Вестник НГУ, Серия История, филология. – 2007. – Вып. 3. Археология и этнография. – С. 189–198.
Статьи и тезисы
2. Мухарева, А. Н. Образ воина в изобразительной традиции кочевников и земледельцев Центральной Азии // Шестые исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова: материалы Всероссийской научной конференции. – Омск: ОмГУ, 2004. – С. 111–114.
3. Мухарева, А. Н. О возможностях хронологической атрибуции наскальных изображений Центральной Азии эпохи раннего средневековья // Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. Материалы тематической научной конференции. – СПб.: СПбГУ, 2004. – С. 330–333.
4. Мухарева, А. Н. Основные образы и сюжеты в изобразительном искусстве народов Центральной Азии в раннее средневековье // Материалы XLII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: археология и этнография. – Новосибирск: НГУ, 2004. – С. 44–46.
5. Мухарева, А. Н. Основные принципы вычленения раннесредневекового пласта изображений в наскальном искусстве Центральной Азии // Традиционные культуры и общества Северной Азии с древнейших времен до современности. Материалы XLIV региональной (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых. – Кемерово: КемГУ, 2004. – С. 396–398.
6. Мухарева, А. Н. О новых возможностях копирования древних графических изображений // Истоки, формирование и развитие евразийской поликультурности. Культуры и общества Северной Азии в историческом прошлом и современности: материалы I (XLV) Российской с международным участием археологической и этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-XLV). – Иркутск: Радиан, 2005. – С. 404–405.
7. Мухарева, А. Н. Раннесредневековая изобразительная традиция в петроглифах Центральной Азии (постановка проблемы) // Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия. – Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. – С. 181–182.
8. Леонтьев, Н. В., Миклашевич, Е. А., Мухарева, А. Н. Памятник наскального искусства Улазы на севере Минусинской котловины // Археология Южной Сибири. Сборник научных трудов, посвященный 60-летию со дня рождения В. В. Боброва. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. – Вып. 23. – С. 120–132.
9. Советова, О. С., Мухарева, А. Н. Об использовании знамен в военном деле средневековых кочевников (по изобразительным источникам) // Археология Южной Сибири. Сборник научных трудов, посвященный 60-летию со дня рождения В. В. Боброва. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. – Вып. 23. – С. 92–105.
Подписано к печати 20.09.2007. Формат 60х84 1/16. Печать офсетная.
Тираж 100 экз. Заказ № 115/
____________________________________________________________
ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет».
650043, Кемерово, ул. Красная,6.
Отпечатано в типографии издательства «Кузбассвузиздат».
650043, Кемерово, ул. Ермака, 7.