Подвеска гвоздевидная. Бронза.
Памятник: Журавлево IV (могильник,
курган 12, могила 10).
Место находки: Промышленновский район Кемеровской области. Раскопки Ю. И. Михайлова, 1988 г.
Время бытования: эпоха поздней бронзы, ирменская культура, X-VII вв. до н. э. (по В. В. Боброву).
Описание: Височное украшение с полусферической шляпкой и изогнутым в форме ушной раковины стержнем круглым в сечении.
Размеры: диаметр шляпки 1,7 см., высота 7,6 см., ширина изгиба 3,9 см.
Способ ношения:
При раскопках женских погребений гвоздевидные подвески располагались у височных костей, иногда в районе затылочной части. Они фиксировались либо по одной, либо по две, с обеих сторон черепа. Способ ношения гвоздевидных подвесок определить трудно, существует несколько гипотез.
1. Наиболее распространенным способом ношения этих изделий исследователи отмечают надевания на раковины ушей – сам стержень, выполненный в форме ушной раковины, помещался за ухо, а видимым украшением служила шляпка (см. рисунок ниже).
2. Крепление подвесок могло осуществляться при помощи полоски ткани или кожи, охватывающей всю голову и пропущенной не по височной зоне, а вплотную к ушной раковине. Вместо такой полоски могла использоваться шапочка, плотно облегающая голову. Гвоздевидные подвески могли крепиться на ее край, а потом уже помещаться за ухо.
3. В качестве иного варианта можно предположить использование ткани (покрывала), покрывающей голову погребенной, которая и фиксировалась у ушей этими подвесками. Крепление могло осуществляться при помощи полосок ткани, кожи, нитей. Подобный способ ношения был приемлем только для погребальной практики и не мог использоваться в повседневной жизни из-за неудобства ношения.
4. Расположение данных изделий в районе затылочных костей позволяет предположить использование подвесок в качестве фиксатора прически. В пряди волос сначала вплетались (или пропускались через них) подвески, шляпкой наружу, а затем укладывались в прическу.
5. Еще один способ ношения гвоздевидных подвесок заключается в продевании их в мочку уха в качестве серег. В данном случае размеры и массивность изделий не учитывается, т.к. по этнографическим данным ношение громоздких предметов путем продевания в ушные отверстия не противоречит действительности. В то же время, необходимо отметить факт существования массивных изделий для регионов с теплым климатом. Соприкосновение металла с открытым участком тела при низкой температуре не совсем приемлемо. Возможность подобного способа ношения может быть оправдана ритуальной практикой, но никак не утилитарным назначением (см. рисунок ниже).
[Текст по О. В. Умеренковой, 2011].